Лягушиная пастораль

Юрий Чемша
     (Из цикла "Мой друг Никандыр")

     Некоторые, как мы знаем, разводят слонов. Некоторые – мух дрозофил. Представили диапазон? Казалось бы, совершенно разные занятия. Но у всех животноводов есть общее: все они радуются, когда их подопечные здоровы, делают успехи в дрессуре и производят потомство. Этим отличается любой животновод от простого обывателя, даже от Вас, сударыня, хоть Вы, само собой, и не простой обыватель, а терпеливый читатель этого моего мемуара.


     Мой самый близкий еще со школы друг Никандыр на самом деле зовется Владимир. Но фамилия его Никандров, а Вы видели человека, которому удастся произнести эту фамилию без хотя бы малюсенького «ы» между буквами?
     В русском языке много таких слов. И ничего, люди терпят. НАДыРАЛИСЬ, БЕЗДыНА, ОКыНО, НИКАНДыР.
     А пишем: надрались, бездна, окно, Никандр.
     Когда в юности знакомились с девушками, я представлял его как НикандЫр, с ударением на Ы. Часто помогало.
     Я, сударыня, разрешаю Вам читать с таким ударением – молодым и красивым прощается всё, куда бы вы нас ни ударяли.
     Сейчас мы с Никандыром выросли, немного даже состарились. Но, на взгляд наших жен, ничуть не повзрослели – такова судьба всех мужчин, сударыня.
     Иногда продолжаем знакомиться с девушками. Но, правда, только когда принимаем их на работу в свои фирмы – очень, очень редко, к сожалению: у Никандыра, например, фирма занимается наладкой промышленных роботов и торговлей всяким сварочным оборудованием. Если у Вас, сударыня, есть знакомые девушки, умеющие паять, стучать громко молотками, крутить гайки и бить током… да, еще и интересующиеся роботами (как железными, так и отмороженными, в брюках – ну такие они все, электронщики) - мы их приглашаем. Ау-у-у!

     Теперь, наконец, о лете.
     Позапрошлое лето было очень жаркое, необычное для наших мест. И мы с Никандыром вырыли у него на даче бассейн.
     Я, кстати, обожаю рыть бассейны, особенно, с Никандыром. Я более склонен применять современные технологии при рытье бассейнов, ну там, сёрфинг в интернете, клацанье заскорузлым пальцем по клавиатуре, длительное рассматривание каналов в телевизоре. Никандыр же склонен более к традиционным – лопата, кайло, лом.
     Из этого Вы, сударыня, легко догадаетесь, что моё участие в рытье бассейна было решающим. Ну а Никандыру оставалось только слегка пошевелить руками.
     Когда я консультировал Никандыра по телефону, какие бассейны бывают по форме и размерам, то ориентировался на размеры и формы бегемота на экране телевизора по какому-то животноводческому каналу (прикладывал к экрану деревянную линейку).

     Внимание, сударыня! Ни в коем случае нельзя прикладывать к телевизору железную линейку - опасно!

     Увы, бассейн получился размером всего лишь с детское корыто. Это потому, что я давал Никандыру размеры в метрах, а у него на рулетке были дюймы.
    Впрочем, и этого было достаточно для того, чтобы получать порцию свежести в самый палящий зной.
     И теперь я прошу Вас, сударыня, закрыть глаза и слегка напрячься. Вам предлагается представить, как Никандыр, этот пятидесяти-с-лишним-летний седой и лысый гражданин с пузичком плюхается в домашнее Лимпопо, воображая себя африканским бегемотом. Такой же грязный, как бегемот, весь в лечебном черноземе. И птички на спине чешут ему позвоночник. А он в это время благодарно хрюкает.   Мне почему-то кажется, что бегемоты хрюкают. Птички на спине, понятно, чирикают, носороги урчат, обезьяны визжат, а бегемоты обязательно хрюкают. Представили?
 
     Так продолжалось, увы, всего лишь пару недель.  Но однажды…
     Я никогда не буду, сударыня, писать Вам свои мемуары на английском языке, и не просите. На французском, немецком и суахили тоже не буду. И не только потому, что я незнаком с этими языками. А потому, что там нет прекрасного русского слова «однажды»
     Какое замечательное слово поёт у нас в языке - «однажды»! При его звуке замирает сердце и хочется улечься на диванчик и уткнуться в хорошую книгу, полную приключений и тревог, но, конечно, с хорошим концом.
     За неимением хорошей книги предлагаю Вам, сударыня, этот текст.
     И вообще я бы рекомендовал Вам, сударыня, начинать читать мой мемуар именно отсюда, с этого абзаца. Ах, Вы уже прочли всю чепуху перед этим?  Это я виноват, не предупредил Вас выше.

     Однажды
в палящий зной Никандыр подошел к бассейну за очередной порцией свежести, а в нем сидит посторонняя особа. Красивая, с изумрудными боками. И настороженно на него смотрит, как и всякий непрошеный гость: выгонят, не выгонят? Вы, сударыня, наверное, догадались – лягушка.
     Ни рука, ни нога не поднялись у Никандыра выгнать бродячую даму. Хоть и бомжеватая на вид, но – дама есть дама! И он поплёлся в душ жены.
     На следующий день он позвонил мне с работы, требуя срочной консультации, так как, мол, принял решение разводить лягушек. Пока поучится разводить одну,  а там посмотрит: вдруг, бизнес пойдет.
     Я порылся в интернете и сообщил ему, что дело хорошее, прибыльное. Правда, для этого ему придется перенастроить свою фирму с торговли  сварочными трансформаторами и наладки заводской робототехники на выращивание лягушек. Но по всем законам бизнеса, а я регулярно читаю всякие бизнес-сайты, должен получиться изумительный результат.
 

     Лягушка быстро освоилась и начала с того, что пожрала комаров  у них на даче. Но, что интересно - не всех. Оказывается, природа заранее закладывает основы равновесия в принципы поведения своих любимцев.
     Чтобы комары не перевелись, лягушка оставила порцию на развод, то есть, в свою очередь, стала разводить комаров здесь же, у Никандыра на даче. Причем, совершенно не участвуя в субарендной плате за землю, занимаемую каждым комаром. Это Никандыра как бизнесмена поначалу слегка нервировало, но потом он как-то смирился с таким женским капризом.
     В связи с тем, что под руководством лягушки комары проходили принудительный искусственный отбор, она разводила их, руководствуясь только своим вкусом. И комары, в благодарность ей водились теперь на даче только огромные и невероятно злобные. Никандыру они насквозь прокусывали спину и в негодовании еще пинали и топтали его сапогами, если кончик комариного хобота высовывался у Никандыра из живота и засасывал воздух вместо никандыровской крови.

     Попробовал Никандыр перевести лягушку на иной рацион, стал ловить ей мух.
     Ловля мух требовала особой сноровки и навыка.
     Мухи, сударыня, на даче – это не те мухи, что докучают Вам в Вашей комнате. На природе они быстрые, кусучие и непредсказуемые. А ещё способны зависать в воздухе, как вертолёты в боевой обманчивой неподвижности. Никандыру пришлось изобрести остроумную ловушку, которая оставляла мух живыми и почти невредимыми. Секрет ловушки. сударыня, у меня не выпытывайте, я не имею права Вам рассказывать, так как она еще нами не запатентована.
     Когда он стал бросать лягушке в её пруд полудохлых мух, лягушка поняла, что это она разводит Никандыра, и стала его дрессировать, чтобы он выбирал самых жирных, а костлявых мух пусть забирает для своих домочадцев, так как она их есть отказывается.

     Никандыр выстругал какую-то эластичную травинку и научился почёсывать лягушке сначала бочок, а потом и брюшко. Лягушке это чрезвычайно нравилось. 
     Однажды, когда Никандыр сидел, задумчивый, у пруда, лягушка, обеспокоенная его бездельничаньем, принесла ему во рту травинку, как когда-то её прабабушка стрелу Ивану-царевичу. Ну да она уже давно, видать, вообразила себя царевной. И пришлось Никандыру произвести над лягушкой полный ритуал иванцаревичьих ласк с заключительным пинком ногой царевны в пруд, чем вызвал у неё, конечно, полный любовный экстаз.

     Кстати, сударыня, о любви.
     С первого же дня Никандыр понял, что надо искать лягушке пару. Однако неясна была половая принадлежность данного экземпляра.
     Казалось бы, если некий предмет называется лягушкой, то это а приори подразумевает его женский род и сопутствующие ему, роду, женственность и красоту. Но когда я по просьбе Никандыра заглянул в интернет, то – вы сейчас упадёте, сударыня.
     Оказалось, что лягушка – не обязательно дама!
     Какие-то странные выверты нашего великого и могучего. У лягушек и джентельмена надо называть лягушкой, представляете?
     То есть, допустим, я - лягушка-мужчина.
     Вот я пришел усталый с работы, меня встречает лягушка-жена и никогда, сударыня, никогда она не сможет сказать: Ах, мой лягуш, как я соскучилась! Пока ждала тебя, мой лягуш, я приготовила тебе тушёную муху в яблоках... Нет, никогда она не скажет, потому что нет такого слова – лягуш (или лягушк).
     Наверно, поэтому лягушки и не ходят на работу.
     Из-за этой неразберихи мы с Никандыром даже немного повздорили, и все матримониальные хлопоты  были временно отложены на неопределенный срок.

     Слава Богу, неожиданно навалилась осень, а тут еще никандыровские роботы на заводах взбунтовались. В общем, когда Никандыр как-то появился у себя на даче, царевна куда-то делась или ее, как положено царевнам, умыкнули.
     Никандыр загрустил и вынужден был в печали всю зиму торчать вечерами в интернете, играя в постылые шарики. Шарики в интернете лопались и булькали, отчего казались ему лягушачьими икринками.

     Однажды,
уже весной, Никандыр опять приехал на дачу и увидел вдруг, что лягушка никуда не делась, а оказалась вморожена в цельную льдину, в которую превратился на зиму его бассейн. Льдина еще не оттаяла.
     Самое неприятное, мы с Никандыром не знали, несчастный случай это или такой у лягушек обычай. Я лихорадочно перелистывал каналы телевизора, но там опять было про бегемотов. А у бегемотов, сударыня, чтоб Вы знали, не замечено в обычаях зимовать во льдах.
     Никандыр стал ждать, когда весна пригреет покруче.
     Наконец, однажды приезжает он на свою дачу, заходит на участок и видит издали, как с берега кто-то прыгнул в бассейн. Подходит - точно, его царевна! С изумрудными боками!
     Если бы я, сударыня, провел так легкомысленно зиму, как эта лягушка - во льдине, без горячительного, без закуски к нему, без мобильного телефона, а главное, без Ваших писем и комментов - ну не знаю…  Ну, как минимум, подхватил бы ОРЗ, а то и разума лишился, наверно. А царевне хоть бы что!
     Главное, с первого раза узнала Ивана-царевича и стала клянчить муху, то есть, с разумом у нее оказался полный порядок.

     Как известно, весной, да после эдакого зимнего воздержания во льду, проблема любви у живущих особей вырастает очень остро.
     Никандыр и я нутром это понимали: что мы с ним, изверги, что ли? Надо искать лягушке пару. Но опять же, кого ловить?
     В очередной телефонной консультации я предложил Никандыру сходить на ближайшее болотце, отыскать там двух спаривающихся лягушек и принести обеих (обоих) к себе. Наверняка нужный нам пол будет в этой паре представлен, а там уж они сами разберутся.
     Согласитесь, сударыня, изящное решение, безупречное с точки зрения математической логики.
     Конечно, может возникнуть проблема любовного треугольника, эти вечные, бессмертные коллизии. Ну и что тут такого страшного, если однажды мы увидим, как кто-то из лягушек набьёт другому морду (или вцепится другой в волосы)? Это жизнь. Да в любом подъезде нашего дома это бывает в среднем пару раз за год – и ничего!
     Зато какое поле для наблюдений за социальными построениями! А вдруг, Никандыр даже подсмотрит кое-что у природы и внедрит у себя на фирме в управленческие приемы! Например, нанесение пощёчин. Или те же волосы.
     Никандыр принял это мое предложение, правда, исключив пощёчины, и пошел на болото, в километре от дачи.
     Часа два бродил по камышам, но спаривающихся особей не наблюдал. Я ему потом пенял, зачем он днем пошел: днем и не такие деликатные, как лягушки, животные стесняются. В смысле, стыдятся. Ночью надо идти, с инфракрасным оборудованием, пора бы ему купить на свою фирму, то есть, тьфу, теперь ферму.
     Кое-что Никандыр, конечно, с болота прихватил. Принес парочку головастиков, будущих лягушек. Ну что ж, хоть что-то.
 
     Головастики пожрали всех комаров, что нашли в бассейне. Наплевали на равновесие, требовали еще, грозились устроить голодовку с битьем касками об асфальт и горящими покрышками, а то и привлечением международного сообщества.   Одним словом, молодо-зелено, хотят всё сразу.
     И тогда случайно (заметьте, сударыня, случайно!) Никандыр, чисто чтобы отвратить международный скандал, принес им хоть что-нибудь, а именно - розовых личинок колорадского жука, которых набрал на своей картошке.
     Все открытия в мире, сударыня, делаются случайно. Энтузиастами, работающими, как правило, совсем не в той области. В общем, такими же пытливыми никандырами.

     Все знают, да и Вы наверняка тоже, сударыня, какая гадость этот заграничный подлец-жук. Ничто его не берет. Разве что такие же заграничные фазаны. Но чтобы разводить фазанов, нужен отдельный энтузиаст, второй никандыр и, лучше, заграничный - там для фазанов климат.
     А тут оказалось, простые русские головастики едят супостата! Жрут взахлёб! Видимо, принимают за омаров или лобстеров - диковинный зарубежный деликатес.
     А Вы бы, сударыня, отказались сейчас от лобстера? Я  – нет, слопал бы, конечно: я их пока никогда не ел. Вот и головастики тоже лопают розовых лобстеров, пардон, личинок за обе щеки.
     Более того, оказалось, и царевна их ест! Она бы и раньше их ела, но не умела сама до них допрыгнуть, так как эти проклятые личинки сидят на верхушках картофельных кустов, на недоступной высоте, в раскидистых кронах картофельных кущей и чащ, и в ус там не дуют.

     Сейчас Никандыр тренирует у царевны прыгучесть. Говорит, что будет разводить специальных прыгающих лягушек. Именно прыгающие лягушки ныне нужнее всего народному хозяйству, в частности, уставшей от химии земле, а также голодному крестьянину, у которого добрая часть урожая картофеля пожирается колорадским жуком и ценами на солярку.
     Но теперь, в связи с открытием Никандыра, добрая (тьфу, тут уж, скорее, недобрая – опять русский язык!) половина проблем крестьянина должна быть решена!
     Никандыр заставляет царевну прыгать через горизонтальную палочку и с каждым днем поднимает палочку все выше. Талантливая воспитанница известного Вам теперь талантливого тренера уже достает до самых ленивых личинок колорадского жука, которые пасутся на нижних ветках, в тенёчке.
     А ведь заметьте, эта наша царевна-лягушка уже в возрасте.
     Такая же пожилая, как моя соседка – старая дева, ниже этажом (я, правда, сам лично не видел, как она прыгает по картофельным кустам, но для литературного сравнения подойдет).
     Или такая же пожилая, как наша футбольная сборная 2012 года, тоже, как Вы помните, явно перезимовавшая в айсберге вместе с тренерами и массажистками.
 
     Но уже подрастает у Никандыра молодой состав его команды: у головастиков появились задние ноги. А там и передние не за горами. Когда-нибудь отвалится хвост. И у Никандыра будет замечательная молодежь, голодная и злая, которая только и ждет, кто ее научит прыгать по-новому, до самых вершин попрыгучести.

     Вот такой скотный двор или, по-нынешнему, ферму развел мой Никандыр прошлым летом.


(Продолжение неожиданно следует)