кризис семьи или Божественный союз

Евгений Немирской Новосельцев
Мне бы хотелось бы сказать пару слов о кризисе семьи. Сегодня семья находиться в очень сложном положении- ей угрожают однополые браки (думаю это словосочетание имеет очень глубокий смысл), распад моральных ценностей,  и  свободное совокупление или свободный разврат. Я намеренно не стал употреблять термин «свободная любовь». Свободная Любовь – это не вписывающиеся в общие представления о нравственности,  но всё же высокое и глубокое чувство. Свободная любовь- это когда я могу жить с любимой женщиной, которая может быть значительно моложе или старше меня, из другого класса, концессии , и т.д не зависимо от того, одобряют ли этот выбор наши родители, церковь, чиновники и т. то есть когда главным является глубина чувства, а не то насколько отношения соответствуют общественным нормам. Так Сараха жил с Изготовительницей стрел, которая была гораздо моложе его в гражданском союзе (я намерено не употребляю слово «брак»- оно слишком отдаёт осоциациями  и с отходами производства . Сараха был брахманом, а она из касты шудр (слуг), но Именно Изготовительница стрел научила Сараху Духовному Пути и была его Мастерицей. Их союз противоречил всем общественным нормам тогдашнего общества Индии,   однако их чувства были столь же глубоки и искренни, сколь у и Тристана и Изольды. Вот это я называю Свободной Любовью- любовью, которая не вмещается ни в какие рамки, но тем не менее является великим чувством, достойным преклонения. То же, что сейчас принято называть «свободной любовью», это не свободная любовь, а свободный разврат и бесплатная проституция. Когда мужчина и женщина сходятся исключительно ради физического удовольствия, и расходятся, чтобы получить его в другом месте, не имея друг к другу ни глубоких чувств, ни желания создавать семью, и даже инстинкта продолжения рода- это не любовь а страсть.  Причём страсть преходящая. Простительно ещё, когда мужчина и женщина делают это по обоюдному согласию или когда женщина соблазняет мужчину, чтобы от него зачать, так как она не может создать нормальную семью, но хочет ребёнка- это понятно и простительно, хотя и  не совсем правильно. Я бы сказал, совеем не правильно. Но когда мужчина соблазняет женщин клятвами в «вечной любви», и получив удовольствие, уходит искать следующую жертву, или когда женщина соблазняет мужчину ради успеха в карьере, это уже даже не страсть- это профанация любви. Это даже не сведения любви к физиологическому акту, а превращение любви в  постыдное  торгашество, чья цель- любой ценой достичь наслаждения, не думая о последствиях. Поэтому я бы назвал это легальной проституцией или свободным развратом, но не как не «свободной любовью». Свободный разврат и свободная любовь- разные вещи, и не надо их путать!!!
 В чём же причин внезапно возникшей культуры блуда? Многие духовные люди винят во всём упадок  традиционных ценностей- мол, упадок религии, рыцарского культа чести и отношения к женщине, традиционной морали, подрывают саму суть семьи. Они правы. Но дело не только в этом.
Дело ещё и в том, что со времён, когда Мардук, бог строитель городов и творец законов, убил Теамат, богиню хаоса и марка, породившую всех богов, в сознании людей возникла идея  и потребность в культе Бога- Мужчины, который не имел равную себе супругу, как это было в традиционных религиях, то есть возникла потребность в полном отказе от культа Богини-Матери, которая олицетворяла собой женское начало, экстаз, ночную тьму. Этот отказ от женского начала и породил Иегову, Бога Ветхого Завета, именуемого так же Адонай («господь мой»)и  Саваоф ( повелитель небесного воинства). Опора на Бога-Мужчину дала монотеистической цивилизации очевидные преимущества- развитие науки, правовое государство, равенство в правах, развитие торговли и экономики. Все эти преимущества и вывели  Европу на вершину мировой арены. Ведь именно протестантская этика, по мнению Макса Вебера стимулировала развитие капитализма, а именно капитализм сделал Европу самой передовой страной.
Однако сейчас мы наблюдаем закат Европы и Америки. На западе неуклонно снижается рождаемость, в результате чего население запада уменьшается и западные политики вынуждены ввозить эмигрантов из Индии,  стран Ислама и Африки,  в которых население неуклонно растёт. Совершенно очевидно для меня, что всё это происходит из-за кризиса семьи. И упадок традиционных норм этики и религии-  не самая большая проблема, хотя и весьма существенная. Причину я вижу в другом: упал сам статус союза между мужчиной и женщиной как символ вселенской гармонии. Возвышение Бога- Отца, выдвинуло на передний план мужские качества, как  аскетизм, воздержание, самоконтроль, и отодвинуло в тень женские, такие как наслаждение, экстаз, умение доверять интуиции. В итоге Богиня-Мать как олицетворение женственности была смещена с престола, и там остался только Бог-Отец, олицетворявший мужские качества, в результате чего был нарушен баланс между мужским и женским началом, который раньше олицетворял союз Верховного Бога и Верховной Богини. В результате чего возник перекос в сторону чрезмерного раздутия мужского и сжатия женского.
 Так как  миром стал править самовластно Бог-Отец, не имеющий супруги, было потерянно представление о союзе мужчины и женщины как олицетворения полноты. Мужчина и женщина в своём соединении уже не могли олицетворять себя с союзом Бога- Отца и Богини- Матери, творя союз подобно им. Теперь наличие двух полов стало восприниматься как синоним ущербности, как раскосость на двое, порождённое грехом. Причём мужчина всегда оказывался лучше, так как он от Света, а женщина хуже, так как она от тьмы- и потом именно это она дала Адаму плод. (Как будто Адам такой наивный мальчик, который слушается беспрекословно свою жену- где, интересно, была его хвалёная мужская логика?). и как преодоление этой двойственности возвысилось монашество с его культом аскетизма и отказом от половой и семейной жизни. Монахи не вступали в брак, много молились и трудились физически, надеясь этим достичь спасения- Этим они как  бы отказывались от необходимости продления рода, которое мыслилось как результат греха, и тем самым преодолевали потребность в единении мужского и женского, которое мыслилось, как нечто порочное. Монахи как бы отсекали от себя своё тело, социальный статус и чувства, возвышая в себе созерцание и укрощения плоти, таким образом приближаясь к Богу-Отцу. По этому они скоро возвысились  и на них стали смотреть, как на эталон совершенства и духовности.   Так как монахи, ведущие жизнь, в которых не было место даже мыслям о соединении с женщиной, стали восприниматься, как эталон добродетели, то необходимость жениться  и заводить детей стала восприниматься как  сильное препятствие на пути к духовности,  которое, однако, оправдывалось необходимостью продления рода и смирением половой страсти- мол если не можешь совсем отказаться от соития, делай это только со своей женой. Понятное дело, что ни о каком возвышенном союзе мужского и женского начала здесь речи быть и не могло- здесь речь шла лишь о воспроизводственной необходимости. Поэтому мужчина перестал видеть в женщине вторую половинку себя, подобие Богини, и стал видеть в ней лишь способ продолжить род, насладиться случкой,  заполучить выгодные для карьеры связи- но не более того.
Однако сознание  или лучше сказать, подсознание верующих всегда ощущало необходимость в женском начале. Так уже в Книге Изекеиля Бог говорит о себе и об Израиле, как о Женихе  (Бог) и Невесте (Израиль), единение которых нее чуждо эротики, однако Невеста изменила Жениху, и Тот готов сурово покарать Израиль за отвергнутую любовь и измену. Так же в Ветхом Завете мы находим Песню Песней, где просто одна сплошная любовная лирика (для меня всегда было кощунством, когда эту любовную поэму толкуют монахи, чьи представления о любви весьма своеобразны и больше отдают моралью проповедников, чем настоящими чувствами). Боэцию в тюрьме является Философия в виде прекрасной женщины, которая и диктует   ему его книгу «утешение философией», а византийский юродивый и его ученик видят Богородицу, покрывшую своим покрывалом весь  город. Позднее Дева Мария на католическом Западе и Богородица в православной Руси, стали хотя и полуофициально, но всё же главными христианскими фигурами, хотя Церковь так и не признала Богородицу четвертой ипостасью наряду с Сыном, Отцом и Святым Духом. Но ярче всего поиски утраченного женского начала вспыхнули в Исламе, вернее в Суфизме, с его культом любовной страсти, которая по своей глубине и интенсивности была равна религиозному экстазу а зачатую и переходила в него. Суфии по сути дело возродили представление о единении мужчины и женщины как космическом единстве. В их стихах душа- это Невеста, а Господь- Жених  и Невеста и Жених страстно желают соединиться. И их отношения не холодно- отрешённые, как в христианской традиции, а яркие и динамичные, как отношения влюблённых- в них и муки неразделённой любви, доводящие то безумия  и до  отчаянья , граничащего с самоубийством, и ревность, и жажда взаимных встреч, и радость единения, в том числе и физического. То есть в разных культурах по сути дело были одни и те же тенденции- преодолеть разделённость  мужского   и женского начала и ввести в чисто мужскую культуре образ Богини-Матери, Вечной Женственности.
Думаю, не случаен интерес европейцев и россиян в последние году к наследию Востока.  Именно на Востоке сохранилось представление о союзе Мужского и Женского, как  двух принципах мироздания, образующих гармонию, а не как о двух половиках целого, разделённого грехом. Китайские Ин и Ян, кришнаисткике Кришна и Радхани, шиваитские Шива и Паравти, не только пережили Венеру и Адониса, но и обрели своё философское обоснование и вошли в плоть и кровь восточных народов-  причём вполне легально!! Их культ не только не исчез, он развивался, следовал духу времени. Поэтому сегодня нас к ним так и тянет- это не просто Бог и Богиня, это живые личности, которые не стоят на месте в своём развитии и могут быть современными.  Именно в восточных учениях есть то, чего западу сейчас так не достаёт –сознание союза Мужчины и Женщины как космической первоосновы. Не разделённости грехом, но именно союза противоположностей, из которого рождается новая жизнь. Союза, который так же свят, как и монашество.
Поэтому я думаю, что из создавшегося кризиса семьи есть только один выход- вернуть западным людям сознание союза мужчины и женщины как единение двух начал- Света  и Тьмы, дня и ночи, жизни и смерти. Сознание, что семья так же свята, как и монашество. Что семейная жизнь  двух духовных да и просто любящих друг друга людей может быть не менее праведна, чем жизнь монаха, а зачастую и превосходить последнюю праведностью. это, я думаю, оптимальный выход. Возрождение старых ценностей, где вершиной духовной жизни является монашество, а семья  стоит ниже монастыря, лишь  заморозят проблему,  отбросят решение вопроса на несколько веков назад.  Миру сегодня нужна семья как духовный союз, как подвижничество- а для этого надо возродить представление о единении мужчины и женщины, как о Единстве двух начал- Дня и  Ночи.
И вернуть Богу его Возлюбленную- вернее признать, что Она никогда не покидала своего Жениха.