К Элизе ч. 2. Кому??? Любви!!!

Нелли Мельникова
   

         Бетховен – Гений, но, как и абсолютное большинство, достойно жить своей гениальностью не мог, поэтому давал уроки игры на фортепиано.
Вена…
Богатый дом графа Брунсвика.
Сюда Людвиг приходит не только давать уроки, но и  общаться с  дочерьми графа -  Терезой и Жозефиной.
Особой одарённостью и общим развитием отличалась старшая – Тереза, но полюбил композитор младшую – хрупкую, нежную Жозефину, отвечавшую ему взаимностью.
Наблюдая  яркое пламя их любви, отец был согласен на брак, но старшая -Тереза - , пользовавшаяся в семье особым влиянием, разрушила  эти надежды.
Жозефину выдали против её воли за старого, но богатого и знатного.
Он рано умер, оставив вдову с четырьмя детьми.
А Людвиг продолжал любить Жозефину. К ней он спешил на совет, создав очередной шедевр.
Она же стала прообразом главной героини его единственной оперы «Фиделио».
Второй брак счастья Жозефине  также не принёс.
Людвиг и Жозефина много и долго страдали.
Даже «разлучница» Тереза уже после смерти композитора признала, что  «…они были рождены друг для друга и были бы ещё живы, если бы были соединены».
Эта версия личной легенды Бетховена имела ещё один немаловажный нюанс: считается, что Тереза, помешавшая счастью Людвига и Жозефины, не была до конца откровенна – она сама любила не избравшего её  композитора.
Много различных приёмов обольщения применяла она, удалив из дома сестру-соперницу, и главным средством была МУЗЫКА, ведь Тереза считалась одной из лучших исполнительниц сонат Бетховена.
Долгие часы они проводили за фортепиано, и Тереза сумела стать близким и незаменимым другом музыканта.
Дружба переросла в  сильное чувство, и молодые люди тайно обвенчались.
Почему тайно?
Музыкальный мир Вены знал о роли Терезы в любовной драме Людвига и Жозефины.
Композитор сумел простить, но поступок Терезы в глазах общества   выглядел неблаговидно.
Однако молодость и любовь (а Бетховен был человеком сильных страстей) брали своё, об этом говорят его письма, а их было немало, ведь композитор много концертировал по Европе, и Тереза, не будучи его официальной супругой, не могла следовать за ним.
Они безумно скучали друг без друга.
«…я полон мыслей о тебе, моя бессмертная возлюбленная…Я могу жить только целиком с тобой…Люби меня сегодня – вчера. Какая тоска и слёзы по тебе – моя жизнь – моё всё».

Эти сильные и нежные, ласковые и страстные чувства композитор воплотил в фортепианную пьесу и начал писать заголовок:
«Послание к…»
И тут его перо остановила мысль:  «я не могу публично назвать имя моей горячо любимой, но тайной возлюбленной, обрекая её на пересуды,  сплетни и осуждение».
И появилось «Послание к Элизе» - символ возлюбленной ещё с 11 века.
Пьесу сразу же заиграли и полюбили. Композитора закидали вопросами о личности Элизы, но возлюбленная осталась тайной.
Интригу поддерживает факт утери нотного подлинника.
КОМУ?
Жозефине?  Терезе?

Быть может история любви композитора к сёстрам Брунсвик всего лишь легенда, хотя и впечатляюще красивая?
Была в жизни Бетховена ещё одна Тереза (Мальфати) – родственница личного врача, друг и отличная пианистка…
Или быть может красавица Элизабет Рёккель – блестящая оперная певица и близкий друг  Людвига, которая в год его смерти (1827) получает от него  листок из музыкального альбома, где рукой композитора было написано: «Элизе на долгую память», 27 апреля…
Но год не поставлен.
Однако, на тех же листках были наброски к «Эгмонту», работа над которым шла в  1810 году.
Вместе с нотами Элиза получила и перо, которым, надо полагать, написаны были многие музыкальные шедевры композитора.
Сама же Элиза «подарила» себе непослушный своенравный локон, состриженный с  ГЕНИАЛЬНОЙ   головы МАСТЕРА.
Итак:
Кому же всё-таки посвящена всеми любимая фортепианная БАГАТЕЛЬ?

                ЛЮБВИ!!!

Вместо эпилога.
Скорым поездом пронеслась жизнь…
Анна Николаевна, успевшая вскочить в последний возрастной вагон, овладела компьютером и, как бывает теперь, нет-нет да набрасывала очередную главу своей жизненной саги, богатой событиями, радугами и вьюгами.
Углубившись в «дела давно минувших дней», она не сразу услышала, что в дверь звонят.
И вот они – бывший учитель и ученица, обе пенсионерки, правда, с разным пенсионным стажем, сидят за чайным столиком и «вспоминают минувшие дни и…»
 - Анна Николаевна!
  Для вас приготовлен сюрприз от меня и внучки!
И подарочная кассета, мягко вошедшая в лоно компьютера, уже чисто и стройно звучит «Элизой», арфообразные  разбеги которой прекрасно ложатся на синтезатор.
Так, естественно и органично,  «Элиза» шагнула в XXI век.
                Сколько ей ещё жить?
Она бессмертна, если ей ЭТО позволят.
                БУДЕМ  НАДЕЯТЬСЯ.