Предварительное расследование

Онисе Баркалая
   
   «Может быть, после смерти вы окажетесь перед большим бородатым стариком на большом троне и спросите у него: «Это рай?». А он ответит: «Рай? Да вы только что оттуда».
                Керк Дуглас


– Где я? Последнее, что я слышал – жуткий скрип тормозов.
– Лобовое столкновение. У вас не было ни одного шанса.
– Где же я? На мне ни одной царапины. Я будто на приеме у терапевта. Вы врач?
– Нет, я веду в небесной канцелярии предварительное следствие. Я Майкл. Понадобится некоторое время, чтобы это осознать. Вам лучше немного выпить… (наливает ему коньяк). Как? Лучше? В двух словах, что происходит, прежде чем мы начнем небольшое расследование…
– Меня ждет Страшный Суд?
– Разумеется, как и всех… Так вот, перед высшей судебной инстанцией надо кое-что прояснить в истории вашей жизни (Майкл берет в руки диск со стола).
– Не могу поверить. Это розыгрыш?
– «Суд будет скорым и правым» отчасти потому, что мы избавим его от потери времени для уточнения некоторых деталей.
– Меня ждет ад?
– Это решит суд… Давайте перейдем к делу. На дискете записана вся ваша жизнь… Это долго объяснять... одним словом, информация, скачанная с полушарий головного мозга – известный феномен: «Вся жизнь проходит перед глазами у людей, переживших экстремальные состояния». Видео, звук, внутренний голос… Ради бога, успокойтесь...
– Я в жизни старался никого не обижать. Неужели это не будет принято в расчет… А что это за лифт?
– Он перенесет вас на десятый этаж – там проходят заседания суда... Что касается «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй»... здесь вам особенно нечего бояться. Ваши шансы получить место в раю, так скажем, в этой номинации довольно внушительные.
– Слава богу.
– У вас будет возможность сказать ему это лично через несколько минут. Я почти закончил отчет – остались некоторые детали.
– Что вас интересует, Майкл?
– Не очень понимаю ваш отказ от стажировки в США в 19... году. Аспирантка того профессора, который вас приглашал работать…
–  Джулия?
–  Она как раз в это время была в командировке в вашем университете. Между вами разгорелся роман. Неужели вас не вдохновляли такие личные и научные перспективы?
– Да, Джулия была очень хороша. Фантастическое сочетание интеллекта и секси – взрывоподобная смесь, чтобы сразить мужчину. Красота – это то, что объединяет науку и женщину…  Но нужно было засесть за английский. А мне казалось, что я обойдусь без стажировки в Америке.
– Туда поедет Франсуа, ваш коллега, и, помимо всего прочего, начнет ухаживать за ней.
– Без взаимности.
– В 19... году Джулия вновь окажется в научной командировке в вашем университете. Она втайне надеется, что отпуск после нее проведет с вами.
– Я был молод и закрутил роман еще с одной девушкой… Но Франсуа все расскажет ей. Настоящее предательство.
– Чье?.. Таким образом, они поженятся, и карьера Франсуа пойдет в гору, его работы оценит весь научный мир. «Для каждого мужчины движущая сила – это женщина» – так, кажется, сказал кто-то из великих. А разве не ваше имя должно было упоминаться в учебниках экономики? Вы ушли работать в небольшой университет, стали пить, попали в  аварию…
– Да, все так.
– Вы никогда не жалели о том, что упустили ее?
– Спустя много лет я увидел их семью на побережье в... Джулия, казалось, совсем не изменилась и была абсолютна счастлива… Я даже не решился к ним подойти, чтобы не обескуражить их своим внешним видом. Но к чему все эти расспросы?.. Почему вы молчите?
– А зачем вам рай? У вас была масса возможностей создать его на земле... Разве  женщина не является приглашением к счастью? На суде непременно зададутся вопросом: почему, претендуя на место в небесном раю, вы отвергли любовь и отказались построить рай на земле? И последнее. Сейчас лифт отвезет вас на десятый этаж. Я советую вам заткнуть уши, пока лифт будет подниматься мимо предыдущих девяти этажей.