На чай к Брежневу

Людмила Каштанова
               


        Жил во времена  генсека ЦК КПСС Л.И. Брежнева один мужчина по имени  Александр.  Было ему лет сорок. По молодости он ходил в плавание, совершал рейсы из Владивостока на Камчатку. Затем списался на берег,  решив в дальнейшем посвятить себя жизни на суше.
      Обосновался в Артеме, пригороде Владивостока. Стал пробовать себя в разных профессиях, но с работой плохо  получалось. В основном, не нравилось ему начальство: мастера, бригадиры, которые  предъявляли не слишком прилежному рабочему соответствующие  претензии. Наконец, он решил  выучиться на машиниста башенного крана. Выучился, стал работать.
     В личной жизни Александр тоже повел себя как-то странно. Долго встречался с одной женщиной, даже ребенок получился от этих встреч, но так и не женился. Женщина, признаться,  оказалась очень терпеливой. Получив от работы  трехкомнатную квартиру, она звала его к себе, но он не поехал, сославшись на то, что собственная свобода ему дороже бытовых удобств.
     Он  не имел своего угла, жил то в полуразваленном доме, предназначенным на снос, то  у одинокой старушки  на летней кухне, оплачивая проживание тем, что помогал ей по хозяйству. Ему нравилась такая независимая ни от кого жизнь. В общем, жил свободно, как птица.
      Из родственников  у него были две сестры. Одна ученая - Ирина, другая – просто сестра. Обе семейные, многодетные, озабоченные своими проблемами.  Александр был немного чудаковатый, но не лишенный таланта. Он любил рисовать и  в свободное время  занимался живописью – писал прекрасные копии с картин великих художников. Одну или две даже продал. А чудачество состояло в том, что он мечтал сделать проект города будущего, даже принес показать несколько эскизов ученой своей сестре. 
     Эскизы и впрямь изображали здания и автострады из области фантастики. Здания имели пирамидальные  и куполообразные формы, а автострады имели вид огромных виадуков. Эскизы впечатляли, но далеко были не реалистичны.
     - И чего же ты хочешь от меня? – спросила Ирина.
     - Хочу, чтобы ты сделала проект  по этому эскизу. Ты же  инженер-строитель.
      Ирина покачала головой и стала серьезно объяснять несведущему прожектеру:
    - Саша,  я этим заниматься не буду. Во-первых, этот проект для целого коллектива. Во-вторых, он много денег стоит. В-третьих, он должен быть реальным, а не из области фантастики, и  согласован с главным архитектором. Иди к главному архитектору города и покажи ему свои эскизы. Может, ему понравится.
     Конечно, он никуда не пошел и оставил свое «зодчество».

     Однажды Александр исчез. Никому ничего не сказал и куда-то подевался. Баба Маша, у которой он квартировал, тоже не знала, куда он уехал.  Проходит время, и месяца через три заявляется к Ирине один представительный мужчина.
     - Вы Балашова Ирина, - спрашивает.
     - Да, я. А вы, собственно, кто?
     - Александр Петров – ваш брат?
     - Да, а почему спрашиваете?
     - Приехал разобраться, правду ли говорит задержанный.
     Мужчина подал удостоверение органов безопасности и попросился пройти в квартиру. Сидя за столом, он более подробно сообщил, что случилось с Александром. Оказывается, его задержали  в Кремле при настойчивой попытке увидеться с Брежневым.
      Ирина удивилась этой новости, а представитель госбезопасности стал ее расспрашивать  об Александре, начиная с детства. Она сообщила, что брат с детства чудаковат, иногда проявляет  упертость, любит спорить, и его не переубедить в этих спорах.
     - Ну, мы так и подумали, что он страдает  легкой формой шизофрении, поэтому хотим направить его на лечение. Не в тюрьму же его садить.
     - Ой, ну что вы? – испугалась Ирина. – Да он безобидный совсем. Не знаю, что ему в голову стукнуло поехать к Брежневу.
     На том они и расстались, а месяца через два приезжает сам Александр, упитанный, посвежевший. Ирина, после приветствий, стала его расспрашивать, что и как, зачем ездил в Москву.
     - Да что тут говорить: захотелось поехать, встретиться с Брежневым и за кружкой чая поговорить  с ним о том, о сем. Раньше вон к Ленину ходоки  приходили, разговаривали  с ним о жизни. А почему сейчас нельзя? Может, он и не знает, что творится в стране?
     - Ты, наверно, сказку вспомнил, как  мужик к царю ходил? -  усмехнулась  Ирина.
     - А что? С Лениным ведь разговаривали простые люди, ходоки ходили.
     - Вспомнил! Тогда другое было время, обстоятельства другие.  Ну и как – видел Брежнева?
     - Да где там! Там такая охрана – сразу повязали и на допрос. На допросе стали тюрьмой пугать, или, в лучшем случае, в психушку отправить. Мне объяснили, что Брежнев простых граждан не принимает,  для этого есть определенный порядок, где принимаются письма от граждан, и письма эти рассматриваются специальной комиссией. Чтобы не угодить в тюрьму,  я сослался на то, что в детстве имел травму головы, вот они меня и отправили лечиться  на Камчатку.
     -  Ну, ничего себе! Аж на другой конец страны. А чем туда добирался?
     - Самолетом, конечно, в сопровождении охранника.
     - Ты смотри, сопровождали, как важную персону! А как ты в Москву поехал? Билет покупал?
     - Нет. Откуда  у меня деньги? Я где на товарняке, где по дороге  подрабатывал.
     - Ну, братец, легко же ты отделался! Попутешествовал, подлечился за счет государства. На пользу тебе пошло: вон какой холеный стал. На всю жизнь память останется, как к  Брежневу  ездил чай пить.

  на снимке Л.И.Брежнев беседует с президентом США Ричардом Никсоном.