Дела давно минувших дней

Тамара Арбатская
 
Часто  рядом с нами живут обыкновенные люди, но присмотришься, познакомишься поближе и поражаешься их судьбам и  жизненным поворотам.

 Многих нет, а помнить  о них нужно, для того, чтобы подрастающие поколения больше знали о людях, которые делали историю нашей страны, на разных её этапах. Вспоминаю об одном из таких людей- Акулове Вениамине Андреевиче, родившегося  в 1908 году, в селе  Нижний Ильдикан,  Балейского района, в 1912 году в семье умер отец, на руках у матери осталось шестеро ребятишек и чтобы прожить, не умереть с голода и прокормить семью ей пришлось пойти на работу к зажиточному крестьянину.

В первую мировую войну многие нижнеильдиканцы   были на фронте, почти всю работу в поле делали женщины, старики, дети. Но грянул семнадцатый год, свершилась революция. Приходили с фронта солдаты, приносили  с собой окопную правду, тогда узнали в селе о большевиках. Читали крестьяне, казаки»Декрет о земле», «Декрет о мире» и светлели их лица.

 Советская власть не всем приглянулась, село раскололось на две враждующие половины, началась гражданская война и пошёл брат на брата, отец на сына, сын на отца, столкнулись на полях сражений две идеологии: белых и красных и пролились реки человеческой крови.
-Трудно жилось в те времена,- вспоминал Вениамин Андреевич,
- Ходил я в школу, проходу не было от сыновей зажиточных крестьян, большевиком, краснопузым дразнили, потому что мой брат ушёл в  партизаны.

 Как то заняли село белые  и начались аресты большевиков, но многие успели скрыться, а председателя волисполкома арестовали. Вызвали на допрос мою мать, спросили, где её сын находится, чем занимается, что она могла ответить? Сказала правду. Посадили её с другими женщинам  в сарай, хорошо, что Вера Ивановна, жена купца пожалела её и упросила начальство отпустить  женщину, сочувствовала она бедным казацким и крестьянским семьям и часто помогала, как могла. Мужчин угнали в город Нерчинск и расстреляли, там расстреляли моего дядю и двоюродного брата.

Война закончилась, в селе произошли большие перемены: открылась школа крестьянской молодёжи, организована комсомольская ячейка. Комсомольцев было шесть человек, и мы старались быть  инициаторами добрых начинаний в своей деревне, своими силами отремонтировали клуб, ставили спектакли на злободневные темы, организовывали вечера, помогали бедным семьям, как могли


В 1926 году в Нижний Ильдикан приехал архиерей, для проведения молебна, я сел писать объявления, которые распространили среди населения.  Молебен планировали провести днем, комсомольцы решили пойти в церковь и послушать, о чем будет говорить архиерей, тот  заметив комсомольцев, обратился к прихожанам,
-Здесь стоят комсомольцы, надо их жалеть, как заблудившихся ягнят, они идут не той дорогой и скоро исчезнут, как эта туча, - и показал пальцем на небо, видневшееся в окне.

 Ребят задело, вечером в спектакле раскритиковали священнослужителей, да так, что все покатывались от смеха. Перед антирелигиозным вечером комсомольцы сходили к архиерею и побеседовать с ним. Слушал он их угрюмо, потупив глаза, беседы не получилось, взгляды у собеседников были разные. Уходя, Вениамин сказал архиерею на прощание,
- Советская власть будет жить, вы убедитесь сами!

В 1929 году Акулова, как активного комсомольца, избрали председателем  сельского Совета. Трудно пришлось молодому председателю на новой для него работе, ведь шел ему только двадцать первый год, создавался колхоз «Новая жизнь», в который вошли бедняцкие хозяйства. В противовес кулаки организовали ТОЗ( товарищество по совместной обработке земли)

Середняки организовали колхоз» Первое мая», который вскоре объединили с колхозом» Новая жизнь» и дали ему имя Будённого. Зажиточным семьям давали задание на сдачу хлеба государству( продналог). Вениамин Андреевич с комсомольцами, коммунистами и сельской молодёжью, участвововали в сборе пшеницы, иногда силой отнимая  её у кулаков, которые прятали урожай  в самых укромных местах. Про меня даже частушку сложили,
Едет Венька на тележке,
А тележка на боку,
- Ты куда, Венька, поехал?
- По кулацкую муку.

- Тогда все Венькой меня звали, молодой был слишком,а мне молодость конечно помехой не была. Как то раз ходил с комиссией, распространяя займы среди населения, продали почти всё, осталось зайти только в несколько домов, я сказал членам комиссии, дораспродам займы сам. Был вечер, когда я зашел к Шохиревым, а у них гулянка, приехал брат, учившийся в семинарии.

 Увидели, что к ним вошел председатель, посадили за стол в передний угол, плотно уселись вокруг меня. Жили они богато, во дворе ходило десяток коров, пятьдесят овец, амбары ломились от зерна, из за продналога приходилось нам часто встречаться.

Брат Шохирева понимал, что к добру это не приведет и советовал брату вступить в колхоз и в тот вечер отозвал он меня в сторонку и сказал,
- Вениамин, тебе надо уходить, старший брат сказал, что как только ты пойдёшь домой, тебя подкараулят и убьют. Не подавай виду, а я потихоньку вынесу одежду и спрячу за дверь, ты только найди способ выйти из дома и уходи,- заиграла гармонь, все пошли плясать и я  тоже, подпеваю песни, стало жарко, вышел на улицу, нашел одежду и ушел дворами.

Федотов, товарищ мой, забеспокоился и пошел искать, стал подходить к дому Шохиревых, как вдруг за его спиной послышался шорох, сильный удар дубиной свалил его на землю, убедившись, что бьют не того кулаки ушли.

Через некоторое время Акулов окончил совпартшколу, работал инспектором по ликбезам, затем направили на работу в школу учителем. Венеамин Андреевич учил детей не только школьным предметам, но и учил любить Родину.

 В тысяча девятьсот сорок третьем году его взяли в армию, служил в полевом эвакогоспитале. В марте 1945 года, по приказу Верховного главнокомандующего, как учителя его демобилизовали, страна старалась сохранить кадры.

 Долгое время он работал преподавателем истории в селе Усть- Озёрное, Борзинского района. Выпускники отзывались о нем, как о хорошо знающем свой предмет учителе, умел он разглядеть  в ребёнке душу, установить контакт с классом. На таких людях стояла, стоит и будет стоять земля русская, они отдали свою жизнь, свой труд Отчизне, чтобы наша Россия жила и процветала. Ныне живущим, необходимо вспоминать иногда о тех, кто уже не придет никогда, ибо без прошлого нет будущего