Чтите врагов своих

Светлана Юшко
От неё не пахло духами,не подкрашивала она ни губ,ни глаз,не прикрывала высокий лоб чёлкой,не носила изящной обуви.Рядилась в одежды тусклых цветов
классического покроя.Не улыбалась; больше скажу,она постоянно ходила с недовольным выражением лица и взглядом исподлобья.Это всё о моей пациентке,единственной из многочисленной группы проходивших лечение в кабинете иглоукалывания, с кем у меня не установился контакт. Обычно со всеми рано или поздно формируются доверительные отношения. Ведь курс лечения продолжается около двух недель,и за это время человек хоть что-то о себе или о своих проблемах да расскажет.

Но в данном случае не тут-то было.Даже в первый день знакомства,когда я поинтересовалась у неё причиной обращения в наш кабинет,женщина бесцеремонно осадила меня,заявив,что волнующая её проблема обсуждалась с участковым не далее, как пару дней назад,и протокол изложен в карточке - мол,читайте!Я не стала объяснять,что терапевтическая консультация в корне отличается от неврологической.

Лечение началось.На ежедневный вопрос о самочувствии она коротко отвечала одним словом:"Ничего".В последний день мне сказала то же самое.Честно говоря, врач не должен к больным относиться по принципу"нравится не нравится".Мы должны свято выполнять долг--помогать нуждающемуся в выздоровлении без оглядки на личные симпатии.

Недели три спустя,дама эта звонит.Через пару дней ей предстоит лететь в Австрию в командировку.Это её первый зарубежный выезд,и она без понятия,какую одежду носят за границей. Ну,да,под стеклом на моём рабочем столе выложены несколько фотографий, где на одной я запечатлена у полуразрушенной крепости,на другой в горах,на третьей около водопада. Наверное,она подумала,что я не вылажу из  заграничных  вояжей.Её домыслы лишь частично соответствовали истине.

Я бывала в некоторых странах Польше, Сербии,Болгарии,Румынии,Германии.Но в Австрии - никогда.Говорю,люди в Западной Европе одеваются скромнее, чем в Молдове или на Украине.Вещи  предпочитают функциональные,удобные. Там не корячатся на высоких каблуках,  не носят украшения и редко пользуются косметикой.

                На дворе март и по ночам там бывает довольно холодно,хотя днём может быть жарко.На погоду влияет Гольфстрим.Я порекомендовала взять и тёплую одежду,и что-то лёгкое.А в конце разговора посоветовала зайти в церковь православную,либо католическую - без разницы и поставить свечи за упокой близких,родных и за здравие как друзей, так и врагов.

С тех давних пор много воды утекло.Объяснить не могу,почему вдруг ни с того ни с сего я ей это предложила.Ведь она не являлась для меня близким человеком.Скорее,её не очень дружелюбное отношение ко мне способствовало,в лучшем случае, равнодушию.Предполагаю,что такое напутствие было продиктовано Высшими силами.И в этом поступке скрывалась тайная необходимость.

- Врагов?-переспросила она.-Я не ослышалась?

- Нет,не ослышались.

- А зачем врагов?Чтоб им плохо стало? Разве это правильно?

- Нет,нет.Наоборот.За их здравие.Чтоб им хорошо было.Когда человеку хорошо, будет ли он к кому-то плохо относиться? Наши пожелания кому-то благополучия,в итоге,на нас и отражаются.


Так наверное.И рассказала о помогающей всем подруге-экстрасенсе.О наказах последней ставить в храмах свечку за здравие врагов.

- Это что-то новое для меня,-ответила бывшая пациентка с ноткой сомнения.

Я пожелала интересной поездки,и мы распрощались.

***

Спустя месяц,она звонит.Долгая беседа получилась.Вначале рассказывает про непостоянство погоды: было и холодно около нуля,и тепло,почти, как летом.И под дождь попадали.Ну,говорит,всё отлично,впечатлений море.А посещение церкви оставила на предпоследний денёчек.Говорит,это мама с бабушкой верующие а она,дескать, не очень;в церковь редко ходит.

Но пошла всё-таки.Поставила свечи,как я ей советовала:за упокой и здравие друзей-родных,а отдельно за благополучие врагов.Далее:"Выхожу из собора и чувствую явное облегчение, радостнее что ли на душе как-то.И вдруг задумалась,к чему я столько лет сужусь с женой моего умершего отца?

Он с мамой развёлся,уехал и в новый дом привёл женщину.Прожил с нею лет пять и ушёл в мир иной.
Вдова обосновалась в отцовском доме.Не уходит. Суд разделил этот дом поровну - между мной и той. Хотя она ни копейки туда не вложила.

Если она остаётся,должна мне оплатить половину стоимости дома.Но мачеха утверждает,что денег нет.Предлагает, мол,берите свою половину и делайте,что хотите.А там один вход и две комнаты.

В настоящее время в селе насчитывается не более пятидесяти дворов.Когда-то  проживало там более двух тысяч человек,люди работали в колхозах.Вокруг зеленели поля и сады.За последние годы молодежь выехала запределы Молдовы.
Кто в Россию,кто в Португалию,кто в
Италию.Остались исключительно старики.

Запустение полное.Школа закрылась. Аптека,магазин есть лишь в соседней деревне.Много хат заколоченных.Жильё продать невозможно.Кому оно сейчас нужно?А я уперлась,как рогами. Понимаете?Куда ей деться на старости лет?Даже,если она уйдёт, то строение останется без присмотра.В общем,будто в мозгах что-то щёлкнуло.По возвращении в Кишинев,отправилась в село,прихватила гостинцы,извинилась перед ней.В итоге,подружились.

***

Родители мои учителя.Мама,будучи замужем и имея детей,влюбилась в директора школы.Тот надоумил её расторгнуть брак с отцом,заверив,что потом они обязательно поженятся. Родители так и сделали--расстались.А директора неожиданно перевели работать в столицу.Обещал со временем маму  забрать.Но не получилось.Объяснил,что развод навредит его карьере.

Папа же сразу уехал в другой район. В сельской местности всегда дефицит учителей.Несколько лет жил один.Нас редко навещал.Обиделся не только на маму,но и на меня с братом.

Мы же ему хвастались каждый раз:"Вот Сергей Павлович удочку брату подарил,а  мне новый портфель","Мы с Сергеем Павловичем ездили в Кишинев,ели мороженое,на машинках катались", "Сергей Павлович обещал нас повезти на  море","Сергей Павлович маме духи принёс,а нам конфеты".

Годы прошли.Думаю,наши рассказы травмировали сердце отца.Его приезды сошли потихонечку на нет.Только алименты платил.Да и нас,ребятишек, мать настраивала против бывшего мужа.

Говорила,что он плохой,а любовник - хороший.Она как будто под гипнозом пребывала.Матери нынче семьдесят  лет. Сейчас утверждает,что отец порядочный и скромный,а директор вероломный и хитрый,попользовался ею.А нас так и не забрал в свою жизнь.

В общем,с папиной второй женой мы помирились.Она-то чем виновата,что с мамой не сложилось?Вы знаете,у меня будто камень с души упал.Ну, слушайте дальше.

Враги так называемые,скорее, недоброжелатели,у меня на работе есть.Я защитила диссертацию и мне зарплату повысили.Это,конечно,вызвало у коллег недовольство.Вроде чёрная кошка между нами пробежала.Отношения в коллективе разладились.

В Вене купила для каждой сотрудницы по небольшой коробочке знаменитых конфет "Моцарт"--шоколадных,а внутри с  марципановой начинкой.Если бы видели, как они радовались,когда я им их дарила!Сразу отношение ко мне изменилось в лучшую сторону.

Дальше.Вечером в столице в тот предпоследний день состоялась встреча с коллегами--австрийскими искусствоведами.Немецкий я учила в школе.В институте английский.Оба языка знаю неплохо,так как часто приходится работать с иностранной литературой.


И разговорилась с одним специалистом - австрийцем.Вот где знания иностранных языков пригодились!Он увлекается археологией.Летом отправляется в многодневные экспедиции--проводит раскопки.Меня это заинтересовало Он говорит:

"Вижу в глазах блеск!Могу пригласить вас в группу.Это будет в июле.Но, предупреждаю,такие походы опаснее наркотиков.Хотя там и напряг с водой и едой,удобств нет,и,вообще,никакой цивилизации,возвращаться к привычной жизни окажется сложно.Ваше существование после этого превратится в невыносимое ожидание следующего путешествия".

А я ведь годами сижу в закрытых помещениях.Иногда даже не знаю,какая погода на улице.Заболела этой идеей. Кажется,что какая-то иная дорога открылась передо мной.С нетерпением жду наступления лета.Австриец звонил уже несколько раз.Когда я вернулась в Кишинёв,мне предложили читать лекции вв Университете.Для меня это немаловажно.

Во-первых,интересно с молодежью работать.Во-вторых,ребёнка  двоюродного  брата воспитываю.Когда девочка родилась,её мама заболела и через год умерла.Племянницу я удочерила.Ей шесть лет.Я сама не замужем.Мне сорок лет. Живём с мамой.У неё пенсия маленькая.

Брат завёл другую семью и не помогает -- неоткуда.Так что любые деньги  мне к месту.Как вы думаете,что могло повлиять на такие изменения моей жизни?"

Трудно,конечно,сказать,что явилось причиной.Не знаю.По голосу чувствовалось,на другом конце провода находится человек улыбающийся, счастливый,контактный,не тот синий чулок,отвечавший скучным голосом на вопрос о самочувствии:"Ничего",и обладающий способностью легко заводить недругов.

Фотография  из  интернета