Свиридов о Солженицыне

                   Читая пост Василия Устинова на фейсбуке.
          

          Два портрета – Георгий Свиридов и Александр Солженицын. На портрете композитор изображён как бы отвернувшимся от писателя. Под портретами текст, который заканчивается следующими словами: «…Гениальный и тотально замалчиваемый русский композитор и мыслитель Г. Свиридов наиболее точно и кратко выразил суть литературного творчества этого человека:
"Жизненная драма Солженицына весьма наглядна и глубока. И заключена в том, что он более всего в жизни хочет стать русским гением, но в глубине души ясно понимает - ему никогда не быть оным! Вся его видимая "русскость" неизменно опрокидывается в незримую нерусскость! Отсюда его двойственность, расщеплённость мироощущения… Отсюда и самоупоение собой …".
         
         Мне думается, что если текст закавычен, то это - «цитата». А раз цитата, то публикатор просто обязан указать, откуда он её взял. Разве не так, уважаемый Василий Устинов?

         У меня на письменном столе по правую руку всегда лежит книга Г.В.Свиридова «Музыка как судьба», изданная «Молодой гвардией» в 2002 году. В книге собраны записи из его дневниковых тетрадей, охватывающие период с 1972 по 1994 годы. Эту книгу я часто открываю на любой странице и прочитываю несколько подряд. Пищи для ума хватает на весь день. И вот, насколько мне помнится, ТАКОГО отношения к А.И.Солженицыну у Г.В.Свиридова я не встречал. Решил проверить, что же писал Георгий Васильевич о «нерусском» писателе Александре Исаевиче Солженицыне. Цитаты длинные, но я не люблю короткие, надёрганные из контекста, потому приведу и контекст.

           Тетрадь1987г. стр.414.
           «Россия 19 века. Мощный взлёт национального самосознания после победы в Отечественной войне (1812г. – А.С.), давший величайшие завоевания в духовной области, в области литературы и искусства.
            20 век характерен, наооборот, нашествием в Россию чужеземного духа, интернационализма, борьбой с национальным сознанием, искоренением сложившегося национального сознания, искоренением национального самосознания. После войны с Германией (2-ая половина века) начинается зарождение и новый подъём национального сознания русских, без которого невозможен расцвет и подлинное величие искусства. Этот подъём национального художественного сознания ещё продолжается. Он происходит в очень сложных, трудных условиях (Есенин, Булгаков, Платонов, Солженицын и далее целая плеяда блестящих писателей, художников, скульпторов, композиторов) и до какой степени расцвета он дойдёт, сказать пока невозможно.»
На мой взгляд и сомнения быть не может, - на каком древе видит великий композитор ветку русского писателя А.И.Солженицына.

         Не изменил он своего мнения и позже. Вот запись из тетради 1991г. на стр.612:
              «…Дело ещё в том, что замечательнейшая повесть (Один день Ивана Денисовича. – А.С.) была не только честной, разоблачительной, но явилась уникальным художественным созданием по силе характеров и, наконец, по свежести русского литературного языка. Это совсем не возвращение к стилистике А.Толстого, в чём есть всегда момент примата чисто литературного интереса. Нет, это был новый писатель, новый язык, поражающий своей свежестью, силой, явивший новую русскую мысль из-под спуда лжи, грязи, литературных штампов, сразу сделавший видимым изъяны жаргонного языка: Кавериных, Фединых, Толстого, в известной мере и Шолохова, прочно засевшего в жаргоне своих «казацких» героев...»
       
          Обычно нападки на А.И.Солженицына происходят на уровне «жизненной драмы» писателя – не так воевал; не там сидел и сидел ли вообще; ничем не болел; человек с гипертрофированным самолюбием и тому подобными уколами иглой, отравленной завистью, кто только не пытался врачевать писателя.
         
          Но оставьте тщетные усилия – писатель Александр Исаевич Солженицын и композитор Георгий Васильевич Свиридов в русской культуре навсегда. Вместе.


Рецензии
АЛЕКСАНДР!

ЕГО воспринимают как амерского засланца и одного из разрушителей города Мастеров-Совсоюза...гитлер тоже писал хорошие стихи-но для всех он останется людоедом-так и исаевич для всех останется предателем как бы замечательно он не писал... таков был уровень противостояния на пороге ядерной войны после мировой... сионодемократия амерского разлива превратила нас в компрадорскую колонию-но амерам опять мало-от демворья теперь требуют отдать ресурсы-стоило ли так разваливать страну чтобы превратить ее в изральскую колонию тщедушную но опять с противостоянием нато-игра не стоила свеч-и если свиридов обозвал солженицина нерусью-то очевидно он прав...

пастернака не читал-но осуждаю... я тоже не читал солженицина-потому что слушал голос америки-и для меня навсегда он остался вражеским голосом-я брал его книги-но на заводе месяцами не было зарплаты-а в голове сразу рождался свист помех и вкрадчивый голос диктора-больше пары страниц я не мог одолеть-настолько сильна была враждебная ассоциация!

с покл нч!

Димич   27.04.2017 14:03     Заявить о нарушении
Сугубо Ваше мнение, с которым я не соглашусь, но спорить не буду.

Александр Сизухин   27.04.2017 14:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.