Я открыла для себя Галича. Ч. 4

Алла Валько
                Изгнание
               
Весь творческий путь Галича-барда был выходом на площадь. Его кульминацией стал Новосибирский фестиваль самодеятельной бардовской песни, состоявшийся в марте 1968 года в Новосибирском академгородке. Для Галича он стал чрезвычайно важным событием, поскольку на нём состоялся его первый сольный концерт. Зал был переполнен, негде было ни сесть, ни встать. Галич впервые пел на официальной советской сцене. Его снимали профессионалы-документалисты. Однако фильм о нём надолго лёг в бронированный сейф. Этот фестиваль окончательно определил судьбу Галича. Когда за его дело взялся Полянский, он был исключён из Союза писателей и Союза кинематографистов, все его спектакли и фильмы были запрещены, а имя вырезано из титров. Вскоре исчезли деньги и друзья. Однако у него появились новые соратники, одним из которых был А.Д. Сахаров. В статусе запрещённого писателя, сценариста, певца и композитора Галич прожил 3 года, давая “квартирные” концерты.

В 1974 году стало ясно, какая казнь назначена Галичу, – изгнание. Он не хотел уезжать. Покидая Отчизну с большой душевной болью, он написал “Песню об отчем доме”.

                -  Не зови вызволять тебя из огня,
                Не зови разделить беду.
                Не зови меня!
                Не зови меня...
                Не зови -
                Я и так приду!

Раньше я думала, что при чтении стихов никогда не смогу заплакать, но вот заплакала, преклоняясь перед гражданским мужеством и бесстрашием, перед  верностью долгу и огромной любовью к Родине, готовностью простить ей всё и в любую минуту прийти на помощь.

Галич писал: “Сегодня я собираюсь в дорогу… - горестную дорогу изгнания. Я уезжаю из Советского Союза, но не из России! …моя Россия остается со мной!  Меня - русского поэта, - "пятым пунктом" - отлучить от этой России нельзя!.. Мы все вместе… делали одно великое общее дело: защищали нашу Родину, наше прекрасное прошлое и еще более прекрасное будущее, наши светлые коммунистические идеалы, нашу свободу, равенство, братство”.

В 1974 году Галич навсегда покинул Родину. Первой страной, принявшей его, была Норвегия. Его с почестями встретили представители норвежской культуры. Там свершилась его мечта - вышла его первая виниловая пластинка. После Норвегии Галич жил в разных странах: работал на радио “Свобода”, в Париже вёл передачу “Говорит Александр Галич”. В 1977 году стал участником Венецианской биеннале.

Пытаясь воткнуть вилку от телевизионной антенны комбайна в силовую сеть, Галич прикоснулся к металлу, и через его тело прошёл электрический ток. В итоге инфаркт. Галич лечился во многих больницах, но его и без того больное сердце не выдержало. В песне “Черновик эпитафии” он рассказывает о своей жизни в борьбе, о том, что не лебезил и не гнулся, и просит, чтобы его помянули за то, что он “верил в чудо и за песни, что пел без склада, а про то, что мне было худо, никогда вспоминать не надо!”

Бытовало мнение, что это было убийство. Он ещё слишком многим мешал своими песнями. На Родине он много сил отдал борьбе со сталинизмом, однако не всем был угоден и на Западе. Распространялась версия, что он был готов покаяться и вернуться. Однако с начала 60-х он ни разу не дрогнул и не стал бы покупать Родину ценой отречения от своих убеждения, ценой позора, которого никогда бы себе не простил.
 
15 декабря 1977 года перестало биться его сердце. Похоронен Галич в Париже на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Он остался для нас живым в своих пьесах, кинофильмах и песнях. Услышав Галича, соприкоснувшись с его творчеством, безнравственно жить по лжи.
В 1974 году стало ясно, какая казнь назначена Галичу, – изгнание. Он не хотел уезжать. Покидая Отчизну с большой душевной болью, он написал «Песню об отчем доме».
              - Не зови вызволять тебя из огня,
                Не зови разделить беду.
                Не зови меня!
                Не зови меня...
                Не зови -
                Я и так приду!

Раньше я думала, что при чтении стихов никогда не смогу заплакать, но вот заплакала, преклоняясь перед гражданским мужеством и бесстрашием, перед  верностью долгу и огромной любовью к Родине, готовностью простить ей всё и в любую минуту прийти ей на помощь.

Галич писал: «Сегодня я собираюсь в дорогу… - горестную дорогу изгнания. Я уезжаю из Советского Союза, но не из России! …моя Россия остается со мной!...»
В 1974 году Галич навсегда покинул Родину. Первой страной, принявшей его, была Норвегия. Его с почестями встретили представители норвежской культуры. Там свершилась его мечта - вышла его первая виниловая пластинка. После Норвегии Галич жил в разных странах: работал на радио “Свобода”, в Париже вёл передачу “Говорит Александр Галич”. В 1977 году стал участником Венецианской биеннале.

В результате трагического случая у него случился инфаркт. Галич лечился во многих больницах, но его и без того больное сердце не выдержало. Бытовало мнение, что это было убийство. Он ещё слишком многим мешал своими песнями. На Родине он много сил отдал борьбе со сталинизмом, однако не всем был угоден и на Западе.
Похоронен Галич в Париже на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Он остался для нас живым в своих пьесах, кинофильмах и песнях. Услышав Галича, соприкоснувшись с его творчеством, безнравственно жить по лжи.
 
Его стихи – поэта и гражданина – дают нам жизненную установку, помогают выбирать жизненные ориентиры:
           - Не бойтесь тюрьмы,
             Не бойтесь сумы,
             Не бойтесь мора и глада,
             а бойтесь
             единственно только того,
             кто скажет:
             - Я знаю, как надо!

                - Я выбираю свободу -
                но не из боя в бой.
                Я выбираю свободу
                Быть просто самим собой.
 
Наш выбор за нами, но сам Галич никогда на него не посягал.

Выражаю сердечную благодарность барду Владимиру Альеру, по-новому открывшему для меня Александра Галича и давшего мне импульс для более глубокого ознакомления с его творчеством.
 
   Конец серии.