Дальняя командировка. Часть 4

Эдуард Зайцев
Ранний утренний подъём, по – прежнему, тяжёл. Сказывается разница в часовых поясах. Организм не успевает перестроиться.
 Плотно позавтракав в лётной столовой, переезжаем на аэродром, готовим самолёт к вылету.  Через некоторое время,  дежурная машина привозит  командира и штурмана. Командир экипажа сообщил:
 - Вылет разрешён, но на аэродроме посадки, в Укурее, погода сложная.  Запасными аэродромами для нас будут Завитая и Домна/Чита/. В воздухе будем определяться по аэродрому посадки.   
 - Снимайте заглушки! К запуску!
 Привычно устраиваемся на рабочих местах. Двигатели поочерёдно начинают свою работу. Самолёт оживает, приборы своими показаниями, отражают весь внутренний мир нашего лайнера. Горят различные табло, стрелки на приборах заняли нужное положение.
Запрашиваю разрешение на руление.
По застуженной рулёжной дорожке, сквозь снежную позёмку, долго рулим к исполнительному старту. Пропустив очередной прибывающий борт, занимаем взлётную полосу. Этот момент всегда как то волнителен. Через несколько мгновений, ты будешь уже в другом измерении скоростного движения. Остановка невозможна.  Скорость – это наша жизнь.

 - Экипаж! Взлетаем! – голос командира, как старт общей работы.
 Самолёт, в плотном встречном потоке ветра, быстро набирает скорость и отрывается от земли.
 - Шасси убрать!
  -Закрылки убрать!
Плавно растёт высота, земля скрывается в белесом мареве облаков. В кабине теплеет, включено кондиционирование. Я активно работаю по радиосвязи, докладываю о наборе высоты. Экран радиолокатора снова рисует нам очертание береговой черты.  Под нами холодное море. Мы всё дальше забираемся в небо. Вот и облака остаются под самолётом. Теперь до горизонта простирается облачное покрывало внизу, и яркое синее небо вверху. По радио прощаемся с Петропавловском. Руководитель полётов желает нам успешного полёта.

   Снова летим по воздушной трассе  под управлением наземных диспетчеров.
 Привычный шум кабины успокаивает.
Валентин Павлович сделал расчёты по маршруту нашего полёта. Я передал время пролёта контрольных точек пункту управления. Радист запросил погоду по пунктам нашей предполагаемой посадки и на запасных аэродромах. В осенний период, в этом регионе, погода везде сложная. Из полученной радиограммы следует, что на аэродроме Укурей условия не выходят за пределы допустимого метеоминимума для нашего экипажа. Летим в Укурей.

 Заход на посадку в облаках облегчается, при современных системах посадки, когда работают курсо  - глиссадные приборы. Эти приборы отслеживают положение самолёта относительно глиссады снижения и выводят самолёт к началу посадочной полосы. На военных аэродромах, чаще, в то время, были только радиомаяки. Заход по системе ОСП с РСП/ по двум радиомаякам/ всегда был сложен и требовал особых навыков для экипажа. Надеемся, что наш аэродром работает по плановым полётам и будет включена курсо-глиссадная система.
 Позади водные просторы. Под нами земля Сибири. Как же велика наша страна!  Реально представлять эти просторы можно только после многочасовых перелётов.
 
 Постепенно приближаемся к расчётному месту снижения. Наземные пункты управления разрешают нам снижение, контролируя наш полёт по воздушной трассе. Как только мы отворачиваем на свой аэродром, наземное управление предаётся руководителю полётов аэродрома посадки. Все эти переговоры я веду с наземными диспетчерами, докладывая своё место и получая соответствующее разрешение на следующий этап нашего полёта. Штурман выводит самолёт в точку разворота на посадочный курс. 
За стёклами кабины сплошная облачность. Слабое обледенение покрывает причудливыми узорами стойки стеклоочистителя. Включены все системы противообледенительного обогрева. Греется крыло тёплым воздухом, электрической энергией греются винты и стабилизатор.
Самолёт потряхивает в неспокойном воздухе. Стрелочки радиокомпаса уверенно показывают нам направление на аэродром.
 - На посадочный курс – разворот! – по команде штурмана, командир доворачивает наш воздушный корабль в створ посадочной полосы. Теперь наша задача – точно  пройти по глиссаде снижения.
Курсо – глиссадные приборы, двумя своими стрелочками, курса и глиссады, отражают положение нашего воздушного корабля на линии предпосадочного снижения. Выдерживая перекрестие стрелок в центре прибора, мы снижаемся к посадочной полосе. Учитывая изменение ветрового потока по высоте, приходиться постоянно подправлять курс самолёта. Скорость полёта тоже надо держать в заданных параметрах. Штурвал всё время в активном движении в руках лётчика.
 Маркер дальнего привода обозначил проход маяка.  Высота 200 метров. Под самолётом, в разрыве облачности, просматривается земля. Ещё немного и самолёт вырывается из облачного плена. Посадочная полоса немного в стороне. Двойной доворот. Сначала крен на полосу, а потом сразу обратно.  Полоса под нами.
 - Малый газ!
 Штурвал на себя, чуть задержали, потом снова плавно на себя до касания основными стойками шасси.
 - Винты с упора!
Самолёт замедляет скорость, пробежав до ближайшей рулёжной дорожки, плавно разворачиваемся.  По команде руководителя полётов,  заруливаем на обозначенную стоянку.  Мы, снова, на земле.   
Здесь мы сможем пообедать, принять груз,  пассажиров, и снова в небо. Летим домой!

Продолжение. Часть 5         http://www.proza.ru/2015/10/13/1201
 
Летим домой! Мы - экипаж. /См. видео/
http://ok.ru/video/34099038963

http://ok.ru/video/34099038963