Чудесная осень 1977 года

Ирина Мещёрская
Это было в 1977 году. Я тогда работала учителем в Отрадном, имела двоих детей, которые как на грех постоянно простуживались. На моё счастье в школе была прекрасная директор, которая не только не ворчала на мои пропуски уроков по болезни детей, а даже давала мне периодически разные нужные советы, чтобы ребята быстрей поправились. Наш профком поставил меня на очередь на бесплатный санаторий «Мать и дитя» в Анапу. Но нуждающихся в лечении детей в районе было много, и очередь никак не подходила. Прошла весна, когда мои ребята кашляли ,как туберкулёзники, настало лето, когда я их отвезла на дачу, чтобы немного подкормить ягодами и подержать на воздухе. Старшая немного окрепла за лето, но вот сын то и дело кашлял, чем пугал меня ужасно. Я почти ежедневно мерила ему температуру, боясь, что он опять простудился серьёзно. Прошло лето. Мы вернулись в Москву. Сыну надо было отправляться в садик, а дочь шла во второй класс.  Сада я боялась, как огня, так как оттуда он всё время приходил с высокой температурой. Но мы оба с мужем работали, бабушек или нянь у нас не было, так  что неделю сын был в саду, а потом я брала больничный. Наконец, в октябре месяце мне выделили путёвку в санаторий «Мать и дитя» в Анапе. Но по путёвке нужно было брать только сына, я же не могла оставить свою второклассницу в Москве, когда ей лечение тоже было необходимо. Словом, забрав обоих ребят, я вылетела в Анапу. Но прежде , чем я исчезла с горизонта Москвы , мне пришлось найти того, кто целый месяц согласится проводить вместо меня уроки химии в 7-11 классах, так как химик в школе я была одна. В соседних школах химики мне отказали, и я отправилась в ИОХ АНСССР к своей бывшей однокурснице по МГУ Людмиле Крыловой. У неё в ИОХе был свободный график, так как она делала диссертацию. Люда имела много библиотечных дней, а опыты могла делать , хоть ночью, тогда многие в ИОХе засиживались на работе допоздна. Словом , подруга согласилась выручить. Я снабдила её программой, учебниками, разными методичками, познакомила с администрацией школы и радостно исчезла лечить своих ребят на море.

В Анапе нас встретили радушно , предоставили великолепные «хоромы» с видом на море на двоих, куда прекрасно поместилась раскладушка, когда я её попросила для дочери. Купив ей же талоны на питание на весь месяц, мы зажили , как боги в этом замечательном санатории. Утром мы дружно составляли меню того, что мы хотели бы, потом есть и нам приносили столько еды, что всё это поглотить было невозможно. Из-за стола мы все трое выходили чуть живые, а если учесть, что повар в санатории был просто чародей, не обжираться было невозможно, так как всего хотелось попробовать. Дочь очень быстро сообразила , что можно приносить в столовую полиэтиленовый пакетик. Туда она складывала не съеденные котлеты, мясные гуляши и прочее. Потом мы все трое отправлялись к нашему дому, где в подвале жили дивные котята. Они привыкли к нашему посещению и высыпали нам навстречу стайкой. Когда дочка раскладывала угощение перед этой усатой командой, раздавалось многоголосое мурлыкание и оно продолжалось до тех пор, пока не заканчивалась вся еда. Котята были очаровательные, а после плотного завтрака ещё и необычайно добрые . Мы все трое брали эти мягкие комочки на руки и, смеясь над толстыми, как барабанчики животиками их,  гладили пока не раздавался звонок, означающий, что всем школьникам надо идти на уроки, а прочим пора собираться на лечебные процедуры. Школьные занятия длились часа три, а потом мы шли на разные ванны, массажи и прочее. Путёвка не зря называлась «Мать и дитя». Все процедуры касались и взрослых, за дочку я тоже уплатила и она ничем не отличалась от других ребят. Надо сказать, что я и не думала, что стоимость санаторного лечения второго ребёнка мне «встанет в копеечку», но когда я столкнулась с тем, как мало с меня взяли и за проживание ребёнка,  и за его питание, и за лечение я была просто удивлена.  Мы же с сыном всё получили бесплатно, за нас уплатил профсоюз, и деньги нужны были лишь для перелёта в Анапу и назад. Вот , что значит , жить в СССР!

В октябре море уже было прохладное, и потому дети купались в специальном бассейне, где вода подогревалась. Взрослые в зависимости от желания купались и в прохладном море или вовсе не купались, так как бассейн был только для детей. На территории санатория было много мест с развлечениями. Разные качели, «лазелки», стройплощадки, на которых из пластмассовых кирпичей можно было построить дворцы. А если уйти из санатория , то мы попадали на территорию автостоянок, с маленькими электромашинками. Можно было забраться в любую из них и кататься, как заправский гонщик. Мои ребята очень любили кататься на них, а так как это стоило денег, то порой мои ребята заранее договаривались со мной, что отказываются от мороженого ради автокаров. Приглашали нас и на сбор фруктов. Утром приходил автобус, и все желающие ехали собирать персики. Этих персиков ребята мои столько ели, что я боялась за их животы.

 За месяц, проведённый в Анапе мои «болящие» окрепли, поправились, загорели, ни разу не кашляли, не лежали в изоляторе. Дочь даже хвалилась своими пятёрками, которые получала каждый день в школе. Словом, для меня это был второй отпуск и радость, что ребята поправились. Перед отъездом домой Любочка снова набрала много котлет для любимых котят, принесла их им к дому , каждого погладила, попрощалась и как людям сообщила : «Ну, вот мохнатые, теперь ваши пузики-барабанчики будут наполнять другие, ешьте хорошо, растите быстро, становитесь пушистыми, а мы уезжаем к своей пушистой кисе в Москве, которая нас уже заждалась. Потом, Любочка каждого котёнка взяла на руки , погладила, посадила снова перед котлетами и ушла». Сын помахал котятам руками: «пузики-барабанчики, пока».

После отпуска в Москве всё завертелось, как всегда. Утром я отводила сына в сад, дочь бежала в школу, а я явилась на свои уроки. Люда , увидев меня, чуть ли не закричала :ура! «Если бы ты знала, как я рада , что ты вернулась! Это же не дети, а сатаны, как ты с ними справляешься? Ну, слава Богу, я отмучилась!» Когда я стала спрашивать, что пройдено, а что нет, Крылова мне сказала, что я могу считать, что она ничего не прошла. «Они же ничего не слушают!» С радостью встретили меня и директор с завучем: «Ну, наконец-то , у ребят будет химия, они устали уже от того бедлама, который был так долго, пока вас не было.» Я пыталась оправдать подругу, сказав, что у неё то же образование – химфак МГУ, но директор и слушать не захотела: «Считайте, что уроков не было, и скорее навёрстывайте упущенное за месяц». Что я и стала делать во всех классах с 7 по 11. А мои ребятишки стали болеть меньше, что меня очень радовало.