Наш балтийский Маринеско

Морской Профсоюзный Телеграф
Александр Маринеско — настоящий человек-легенда, лучший советский подводник Великой Отечественной войны, герой и одновременно нарушитель воинской дисциплины, обожаемый подчиненными и нелюбимый флотским начальством. В рассказах о нем причудливо сплетаются правда и легенды, суть же остается одна - Александр Иванович был далеко не ангел. Но ведь не все ангелы становятся героями.
В многочисленных исторических статьях, очерках и воспоминаниях об этом удивительном человеке боевой путь легендарного командира отражен специалистами военного дела довольно подробно, однако морская, а вернее сказать, морфлотовская составляющая его биографии практически отсутствует. Боевые товарищи краснознаменной подлодки С-13 хранили долгую память о Маринеско, и когда в 1960 году писатель А. Крон, знавший Маринеско со времен войны, написал первую статью о нем, эти воспоминания вылились в многочисленные публикации, порой противоречащие друг другу, но о его работе в Балтийском государственном морском пароходстве почему то нет ни одного документального воспоминания. Тем не менее, нашей газете удалось разыскать те немногочисленные документы, которые пусть скупо, но рассказывают о том периоде его жизни.
Итак, в начале 1946 года в отдел кадров Балтийского государственного морского пароходства обратился демобилизованный моряк – капитан третьего ранга и обладатель  рабочего диплома штурмана Маринеско Александр Иванович. 9 января 1946 года его приняли на работу в пароходство и начали оформлять документы на визирование.
После снятия блокады пароходство, по сути, начинало новую жизнь. Здание Управления было разбомблено, весь архив сгорел, пароходы уничтожены вражеской авиацией, подорваны на минах или торпедированы. Более десятка судов интернированы,  значительная часть направлена на работу в другие пароходства. Плавсостав - капитаны, штурмана, механики - откомандированы, в основном, в Дальневосточный регион. Поэтому любому специалисту были рады, тем более такому, как демобилизованный командир подводной лодки с морфлотовским опытом за спиной.
Александр Иванович, уроженец славного морского города Одессы, в 13 лет, не окончив даже семилетки, поступил в качестве ученика матроса на пароход «Севастополь» Черноморского морского пароходства. В 1927 году способного паренька направили на учебу в "Школу юнг", которая размещалась на блокшиве "Лахта" в Одессе.  Ученики этой школы по полгода проходили практику на судах Черноморского пароходства. Там Александр Иванович получил рабочую квалификацию матроса 1 класса и до поступления в 1930 году в Одесский морской техникум работал матросом на пароходе «Ильич». После окончания техникума, имея уже штурманское образование, успел несколько месяцев поработать на судах пароходства и дошел до должности второго помощника, пока в ноябре 1933 года не началась его военно-морская служба. В общем, штурманский опыт у Маринеско был.
В анкете, которую обязательно нужно было заполнять при поступлении на службу, Александр Иванович пишет, что «6 декабря 1945 года по личному ходатайству перед Народным комиссаром военно-морского флота я был демобилизован в запас», так же указывает, в партию вступил в сентябре 1944, до этого был в комсомоле, был членом профсоюза с 1927 по 1933 год. Еще честно пишет, что имел взыскания по административной линии: в 1933 году за пьянство и в 1945 году строгий выговор по партийной линии «за оскорбление начальника штаба бригады». По поводу своих боевых подвигов, Маринеско скромно упомянет, что «во время Отечественной войны за потопление кораблей противника Правительством СССР был награжден орденами и медалями».
К 1946 году у Маринеско, действительно, уже были орден Ленина, два ордена Красного Знамени, медаль "За боевые заслуги" и медаль "За оборону Ленинграда". Немного позже он получит медаль "За победу над Германией". Но в то послевоенное время, наверное, на награды особо не смотрели, и уж в Балтийском пароходстве было трудно кого-то этим удивить. Зато у Александра Ивановича была ленинградская прописка по адресу улица Некрасова дом 58, кв. 36, а это было немаловажно, так как сам собой решался вопрос с жильем. Так что Маринеско приняли таким, каким есть: и с взысканиями, и с наградами. Капитан Ленинградского торгового порта выдаст Александру Ивановичу диплом капитана малого плавания 31 января 1946 года, а мореходную книжку Маринеско получит в марте.
Любопытно, но в пароходской газете послевоенных лет «Советская Балтика» нет никакого упоминания о нашем герое. Никто не писал, что, мол, героический подводник влился в ряды советского торгового флота, или что личный враг Гитлера трудится на благо Советской Родины. Пришел человек работать и пришел, никакой помпы. 
Первым судном Александра Ивановича стал п/х "Севан". Маринеско вступил в должность старшего помощника 5 сентября 1946 года. Но надо честно сказать, что служба в пароходстве у Маринеско пошла трудно. Были и невыход на вахту, и даже «чрезмерное опьянение и доставка в Ленинград в качестве пассажира в распоряжение отдела кадров». Однако, в конце года капитан "Севана" дает старпому Маринеско такую характеристику: "...грамотный штурман, со своими обязанностями вполне справляется. По причине того, что ранее не плавал на торговых судах, недостаточно овладел грузовым делом. Обязанности выполняет исправно, дисциплинирован".
Очевидно, нужно было время, чтобы Александр Иванович полноценно встроился в новую жизнь. Откуда командиру подводной лодки взять опыт грузового дела. Он пытался набраться нового опыта, "понижался" до второго помощника, опять становился страшим. За два года работы в пароходстве, с января 1946 по август 1948 года, Маринеско поработал на судах «Севан», «Ялта», «Грибоедов», «Пулково», «Мста», "Адмирал Нахимов".
Все эти пароходы работали на нужды восстановления нашей страны, ходили по Балтике в очень сложных навигационных условиях, выполняли и перевыполняли, как тогда писали, «финплан». Может быть, и вырос бы Александр Маринеско до капитана - в командирских навыках и умении нести ответственность ему трудно было отказать, и море он любил... Но что-то случилось во время этой работы в БГМП. В документах пишут, что начал терять зрение, а для штурмана это - последнее дело.
7 августа 1948 года Маринеско принес заявление на имя начальника пароходства по кадрам: «В связи с невозможностью использовать меня как штурмана в дальнем плавании, прошу Вас уволить меня по собственному желанию из системы БГМП». Интересно, что сначала начальник отдела кадров напишет на приказе "В увольнении отказать", но через два дня зачеркнет и все же напишет "Оформить увольнение по собственному желанию". Приказ № 235 от 9 августа 1948 года поставит точку в морской жизни Александра Ивановича.
Александр Иванович Маринеско прожил недолгую, но яркую жизнь. На долю этого неоднозначного человека выпало множество испытаний. В его жизни были и война, и любовь, и преданность многих людей, и их предательство, и тюремные лагеря, и тяжелая болезнь. Последние его годы прошли в Ленинграде  – в Кировском районе, в доме на улице Строителей, измученный раком, практически, в нищете закончил свою жизнь советский подводник номер один. Похоронен Александр Иванович Маринеско на Богословском кладбище.
Усилиями общественности и друзей Александра Ивановича неподалеку от его последнего дома появился памятник с надписью: «Герою Советского Союза Александру Маринеско (1913-1963), Командиру легендарной подводной лодки С-13». И постоянно цветы. Не ангелу, но герою.