Платить надо за всё 71. Поговори со мной

Раиса Крапп
http://www.proza.ru/2015/10/06/1360

Сауле закуталась в одеяло, свернулась комочком внутри большого свитера Арвида. Она никак не могла согреться, то ли от слабости, то ли это было от нервов. Так много пришлось ей пережить и выстрадать за несколько последних часов. Арвид сидел рядом, привалившись спиной к металлическому борту. Через некоторое время он тихо спросил, не открывая глаз:

- Почему ты не спишь?

Девушка растерянно моргнула, она была уверена, что он не замечает её взгляда - было почти темно, только свет луны, вливаясь сквозь переднее стекло и в иллюминаторы, слегка разгонял кромешную мглу. Она молчала, не зная, как сказать ему про свои мысли.

Сауле чувствовала, что этот человек находится рядом с нею последние часы. И не то чтобы она боялась остаться наедине с опасностями и трудностями, поджидавшими её уже завтра… Хотя да, боялась. Он уйдёт, и рядом не будет никого такого как он. Такого, с кем будет надёжно, и можно просто идти за ним, ни о чём не спрашивать, знать, что так правильно, что он думает за тебя, и за себя. Он уйдёт, у него своя дорога, у неё - своя, и сблизились они только на короткое время. Но они не просто прошли рядом друг с другом, за это короткое время их дороги-судьбы сплелись так, что теперь Сауле понесёт в душе своей частицу этого странного человека. И потому так жаль тратить на сон последние часы, пока он ещё рядом. Ей хотелось говорить с ним. Казалось, что он может сказать ей нечто важное, необходимое ей потом, когда его не будет. А может быть, ещё важнее было что-то сказать самой, про себя, и остаться в его памяти настоящей, а не подстилкой Шерхана. И вот - он спросил, а слова исчезли, и она молчала, не зная того, главного слова, с которого надо было начать.
Арвид положил руку ей на голову.

- О чём думаешь, сестра?
- Поговори со мной.
- Боишься завтрашнего дня?
- Не знаю… Наверно…
- Тебе надо уехать отсюда, Сауле. Кто у тебя дома?
- Мама, - сказала девушка и судорожно сглотнула.

- Вот, заберёшь свою маму и уезжай подальше. Я постараюсь что-нибудь придумать, чтоб помочь тебе. Хотя утром мы должны расстаться. У меня очень важные дела, Сауле, я беспокоюсь за дорогих мне людей, они сейчас в опасности. Мне нужно к ним. Но у тебя будет всё в порядке, я уверен.

- А у тебя дома – кто?
- Не надо тебе обо мне знать, Сауле, так лучше. Давай о тебе говорить.
- Что хочешь знать обо мне? Спрашивай.
- Мне кажется, я всё знаю о тебе.

- Нет! Ты не можешь! Ты только думаешь, что можешь! - резко, почти враждебно проговорила Сауле. Но враждебность эта была не против Арвида, против собственной судьбы, может быть. Она замолчала, и Арвид не вторгался в эту паузу, почти физически чувствуя её напряжение. - Я просила тебя убить, разве ты можешь знать – почему.
- Я догадываюсь.

Она торопливо замотала головой, будто желая прогнать домыслы Арвида, мешая им даже возникнуть.
- Вчера хоронили отца, - сказала Сауле. - Он разбился в горах. Рустам не сказал. Думал, я не знаю. А я знаю, отца столкнули в пропасть. Из-за меня, за то, что отец не хотел отпускать меня в долину.

Сауле говорила ровно, как будто катилась на ногах по скользкому льду: вот сейчас, сейчас, неловкое движение и она потеряет равновесие, закричит, рухнет - но продолжала скользить с остановившимся, замершим сердцем.
Помолчав, Арвид медленно заговорил:

- Я был совсем маленьким, мы шли с мамой, она держала меня за руку. На тротуар вылетела машина и сбила её. Скажи теперь, виноват ли я был в её смерти?
- Ты?! - девушка не сразу отошла мыслями от своего, кашлянула, прогоняя охриплость. - Как ты мог быть виноват?
- Я ни в чём виноват не был. И всё же с того дня я жил с тяжким ощущением вины. Не существующая, она мучила меня.
- Это неправильно…

- Вот эти слова я и собираюсь тебе сказать. Ведь ты уже осудила себя за смерть отца.
- Это совсем другое!
- Нет, то же самое. Какой выбор у тебя был? Тобою воспользовались, как вещью, не спросив согласия. Разве не так?

Сауле молчала, язык не поворачивался сказать: "Да, так", потому что это было как попытка оправдаться. Тёплая рука легла ей на голову.

- Ты думаешь, что мама этого не поймёт?
- О, нет! Нет-нет, я так не думаю! Мне только жаль её, сердце болит… Они у меня уже старенькие, я последняя, поздняя дочь.
- Знаешь, у вас всё будет хорошо. Завтра ты вернёшься к матери и будешь сильной, будешь ей опорой. Вы начнёте другую жизнь. Мне приходилось видеть людей в таком состоянии, что казалось, им не выжить, легче умереть, чем вернуться к жизни. Но проходило время… Должно пройти время, Сауле. Надо только держаться за что-то, для тебя это будет необходимость заботиться о маме.

Сауле долго вздохнула. То состояние обманчивого равновесия, когда каждое мгновение она готова была сорваться в истерику, теперь прошло, она была спокойнее.

- Ты добрый… Хотя, то что делаешь… Но ты - добрый. Тебя мне небо послало, чтобы спас. У меня не хватает слов… Но я буду помнить, думать о тебе всегда, каждый день. И будет легче жить.

http://www.proza.ru/2015/10/06/1413