Старый пароход, новый контракт-2

Михаил Бортников
Начало - http://www.proza.ru/2015/10/03/1494.

Средиземное море прошли мы удачно, в плановую скорость тринадцать узлов вписались, масляный насос работал хорошо, но на всякий случай уровень масла в циркуляционной цистерне главного двигателя стали держать максимальный, чтобы во время качки насос не прохватил, не дай Бог.

А качка, конечно, была – зима. Вышли в океан, обогнули Пиренейский полуостров, вошли в Бискайский залив. Там повезло. Самое неприятное место мы проскочили быстро, погода нам благоприятствовала, да и загружены мы были капитально, по ватерлинию. Хуже приходится тем судам, которые идут без груза, в балласте, их валяет намного сильнее.

Дальше уже – английские каналы  и берега Франции и Бельгии. В Гент с моря зайти не просто, без лоцмана не попадёшь. Лоцмана мы взяли на входе в реку Шельду. И по реке ещё немало идти пришлось. Но это всё штурманские дела. Я в этом деле, как Фонвизинский Митрофанушка, куда надо, извозчик привезёт, механики, если и интересуются географией морских путей, то об этом помалкивают.

У меня своих дел хватало. Как я с топливом вышел из положении, рассказывать не буду, а вот насчёт насоса я позвонил суперинтенданту снова, через неделю.
-  Здравствуйте, теплоход Сьюлиленд, стармех.
-  Добрый день, чиф. Как у вас дела? Какие-то проблемы?
-  Слава Богу, нет. Грех жаловаться. Всё нормально. Что с генератором на единицу?
-  Генератор после ремонта будет в Генте к вашему приходу. Кроме того, направлю к вам специалиста высокой квалификации, будет участвовать в установке и принимать генератор от ремонтников.
-  Замечательно. Будем ждать. И второй вопрос – насчёт масляного насоса. Есть какой-то прогресс? Нашли запчасти?
-  К сожалению, нет. Я не смог найти, где их заказать, их сняли с производства уже давно.
-  Анатолий, это плохо. Мы не можем ходить по морю с одним насосом. Впереди реки, проливы, а если что случится с рабочим насосом? Так можно и столкновение получить. Думайте, что можно предпринять.
-  Я уже подумал, Михаил. Вы меня перебили. Я связался с судоремонтниками. К вам на борт приедут голландцы из Роттердама и заберут насос в мастерские. Там будут ремонтировать. Чтобы не затягивать ремонт, демонтируйте насос сами и приготовьте к отправке, оберните аккуратно все части, сделайте деревянный ящик. Какие у него габариты?
-  У него только длина вала три с половиной метра.
-  Да, ящик трудно будет сделать. Ну, сделайте всё, что можно. Сразу после прихода.
-  Ясно, мы сами заинтересованы. Сделаем быстро и поднимем его наверх. Спасибо. Всего доброго.
-  Удачи, чиф. Я на вас надеюсь. До свидания.

Ладно. В реку мы зашли днём, а Гент расположен в устье другой реки – Лейе, которая впадает в Шельду в нижнем её течении.  Сразу же пришвартовались, портовые власти появились. Всё быстро. Не успели глазом моргнуть, трюма уже открыли, начинают выгрузку украинской руды.

Электромеханик полез в первый грузовой кран, как только закончилась швартовка. Что-то у него там не работает. Ну, пусть разбирается. А уже стемнело.

В это время ко мне зашел и представился инженер-электрик. Русский, моих почти лет, чуть моложе. Деловой, чувствуется, но и этого мало. Реально желающий работать. Насмотрелся я на береговых специалистов. Многие свою работу делают быстро и хорошо. Но – свою! Сергей Чуднов, узнав, что генератор ещё не прибыл, не каюту спросил, и не постельные принадлежности, даже и не ужин.

Спросил, где электромеханик. Я объяснил. Тогда Сергей попросил выдать ему что-нибудь из спецодежды, сказал, что полезет в кран, вдвоём разберутся быстрее.
Видел чудо, но такое? Недаром, наверное, и фамилия его Чуднов. Чтобы человек в восемь вечера на чужом судне рвался работать на кране! Да туда судового электромеханика не всегда загонишь. Лезть надо вверх внутри металлической конструкции по вертикальным трапам больше десяти метров.

Это не говоря о работе. А начинаешь работать, взад-вперед лазишь за инструментами. То переноску надо, то молоток, то тали, пока всю мастерскую в кран не перетаскаешь, дела не будет. Ну, это, когда по механической части поломка. У электромехаников всё по-другому. Им, главное, электросхему  иметь, и мозги.  Ну, ещё отвёртки, пассатижи, кусачки, тестер, но все инструменты не тяжёлые. Главная вещь, повторяю, мозги.

В отличие от механиков, где всё же каждый способен худо-бедно заменить товарища, электромеханика заменить некому. Нет второго такого на судне.  И как только что-нибудь ломается, а ломается оно ежедневно много раз, без него ничего не делается. Электромеханик знает судно лучше всех – от киля до клотика, самой верхней точки парохода.

И работает он – то в грузовом трюме, то на фок-мачте, то на пеленгаторной палубе, то в машине. Как он умудряется справляться с оборудованием, которое раньше, до сокращения экипажей, обслуживали четыре человека, не понимаю. А представьте себе ситуацию, когда вместо Специалиста присылают пустое место. Бывает и такое. И как-то ходят же суда с такими «специалистами» на борту! Огромный запас прочности заложен в морские суда.

Дал я Сергею, конечно, перчатки, фонарь, куртку старенькую нейлоновую. Там ведь не жарко – середина февраля. Сам же подумал, что время терять нельзя. Вечером уже вряд ли кто придёт, надо ковать железо, пока трамваи ходят. Завтра, возможно, в город я уйти не смогу, а сегодня – грех упускать такую возможность.

В Генте до этого я никогда не был, но слышал, что в Средневековье он был одним из крупнейших городов Европы. И памятников тут, соборов, церквей – видимо-невидимо.
Спустился я в машину, бригада Мальвара под наблюдением второго механика насос уже разобрала и вытянула его на верхние решётки машинного отделения, лёг он красиво вдоль крышек главного двигателя. Воображаю, что завтра портнадзор скажет. Ну, а пока…

Быстро я переоделся, и – к трапу, мастеру только сказал, что иду в город. А у мастера уже Вилли сидит, дела принимает. Стол накрыт, «Финляндия» откупорена, пива полдюжины банок на столе, дым столбом.  Еле убежал.

Возле трапа ко мне присоединился будущий  штурман – шотландский практикант. До сих пор я с ним почти и не разговаривал, только в кают-компании виделись, но охотно согласился взять в компанию, почему нет? Люблю с молодыми в город ходить, они жадные до новых впечатлений, ноги у них не болят, пиво пить каждые полчаса не просятся. А я, хоть и не молодой, но ноги размять люблю, и архитектуру рассматривать заморскую тоже люблю.

Правда, уже совсем темно было, когда мы в центре оказались, но там такое освещение мощное! Что и как называется, сразу не разобрали. Я хотел попасть на мост святого Михаила. Знал, что там стоит бронзовый архангел в боевом облачении, попирающий какую-то гидру, и что с моста прекрасные виды на соборы святого Михаила, святого Николая, и собор Синт-Баво.

Это нам всё таксист рассказал по дороге. Мост оказался в самом сердце города, совсем небольшой, но красивый. Фигуру святого Михаила в темноте тоже трудно было разглядеть, поэтому снимков сделали  с десяток.

Программу-минимум мы выполнили, и потом начали спокойный обход города. Как оказалось, жителей там – всего четверть миллиона. Во время мировых войн город уцелел, поэтому смотрится единым ансамблем. Хоть и темно было, но красиво. Дома вдоль реки стояли соединённые друг к другу как в Питере. Народу на улицах было много, но столиков свободных в уличных кафе тоже хватало. Посидели, поужинали, попробовали местное, фламандское пиво. Разливное, светлое, слабоалкогольное, с креветками оно пошло отлично.

К полуночи вернулись домой.  Можно и всю ночь гулять, никто не запрещает, только  кто завтра будет с портнадзором разговаривать? Да и ноги уже гудели с непривычки. Хорошего понемножку.

•Продолжение  - http://www.proza.ru/2015/10/05/1916