Мелена. Новороссийские зарисовки

Ольга Верещагина
Какое счастье, что есть возможность и желание просто так, спонтанно написать подруге, купить билет, сесть в поезд и поехать к морю.
- Тук- тук - тук -  стучат колеса с перестуком.
- Так- так- так- так - вторит им сердце.

Поезд мчится. Вагон поскрипывает и покачивается на стыках. В вагоне тихо и душно. Все спят, а мне не спится. На верхней полке посапывает мой внук Ваня. Ему скоро 13 лет, и я решила вывезти его к морю, прокалить на солнышке и, наконец, научить  плавать. У нас это сложно сделать. Вятка обмелела, а в бассейне нет такой возможности. Такое замечательное ощущение... Опять еду в неизвестность и опять новые встречи и разговоры. Поездные истории - это такие откровения и рассказы, которые никому нельзя доверить, только случайным попутчикам. Вот и на этот раз, мне можно сказать повезло, с нами в купе села очаровательная молодая уже не девочка, но еще и не женщина, смуглая с копной каштановых вьющихся волос и нежно - зеленоватыми с оттенком песочного кошачьего цвета глазами. Назвалась она Меленой, но мне показалось, что ее зовут просто Леночка.

Села она на небольшой станции, название я не запомнила. Вошла, с вызовом, свысока, посмотрела на всех и вдруг, как бы осознавая что- то притихла. Сложила вещи, постелила постель и, молча, присела на свободную нижнюю полку. Ее выражение лица резко изменилось, с наигранного вызывающего, на растерянное и совсем еще детское выражение. Она протиснулась в уголок между столом и своим чемоданом к окну, уткнулась в одну точку и долго сидела, покачиваясь в так движения вагона.

- Ну, кому чего нужно. Чай. Кофе. Печенье. Вода минеральная. Лотерея. Журналы - долбила, как дятел проводница, разглядывая красавицу.

- Девушка, а Вы, что чай заказывать не будите? Далеко едите, почти два двое суток... Стаканов на всех не хватит...

- Да, да... - в растерянности ответила девушка.

- Мне кофе, если можно, или нет, лучше зеленый чай и печенье. Сколько нужно заплатить?

- Да всего - ничего...35 рублей чай с сахаром и 45 печенье. Только зеленого – нет, черный. Принести? А лотереечку  или  журнальчик не хотите?
- Нет, не нужно... Несите черный.

Проводница ушла, а девушка, как - то внутренне сжалась, поежилась и тихонько, чтобы никто не заметил, вздохнула. На мгновение, мне показалось, что она вот - вот разрыдается, но она опять отвернулась к окну и так застыла, как изваяние, боясь эмоциями выдать душевные свои переживания. Я человек бывалый и от меня это не могло укрыться. Мне очень захотелось разговорить ее. И это мне удалось много позже.

Проводница принесла чай.
- С вас 80 рублей. А может еще что – то будите?
- Нет, спасибо - ответила,  Мелена и стала искать мелкие монеты, чтобы заплатить.
Проводница терпеливо стояла и ждала. Мелена,  судорожно считала мелочь. Нужная сумма никак не получалась.
- Если нет без сдачи, я Вам сдам. У меня много мелочи.
- Нет. Я сейчас еще найду.
Наконец нужная сумма нашлось, и девушка отдала ее проводнице. Когда проводница ушла, Мелена, пересчитала все содержимое кошелька и вздохнула с облегчением.
Чай в стакане с подстаканником стоял на столике, и ложечка позвякивала слегка, напоминая о том, что нужно пить напиток, но Мелена, не притронулась к стакану, а только отодвинула его к окну. Машинально держась за ручку подстаканника, она указательным пальчиком с дорогим маникюром обводила узор на подстаканнике и о чем- то сосредоточенно думала. Выражение её лица менялось, в зависимости от мыслей. В этом возрасте, на вид ей было не больше 19-20 лет, очень трудно научиться скрывать свои мысли, и выражение ее лица говорило само за себя. Я лишь могла догадываться, о чем она думает. Она, то едва заметно улыбалась сама себе, то хмурилась, то вдруг, как мне казалось, готова была расплакаться.

- Бедная девчонка. Во что она вляпалась, сама того не зная - подумала я.

Ваня, лежал на верхней полке и играл на планшете.
- Бабушка, а бабушка, а кушать когда будем? Есть хочу.
- Ну, вот скоро и будем. Спускайся, мой руки. Скоро большая станция. Сходим, подышим воздухом и поедим.

Ваня, охотно спрыгнул вниз и присел рядом с Меленой.
- Привет. А как тебя зовут? - вдруг сказала девушка, и мне показалось, что она заговорила с ним, как бы ища какую – то возможность отвлечься от своих мыслей.

- Меня Иваном зовут, а тебя? А ты куда едешь? – ответил Ваня и сразу продолжил:

- Мы с бабушкой едем к морю, в Новороссийск. А ты куда?

- А я - не знаю… Вернее, знаю, вот только не знаю зачем… - ответила Мелена.

- Ой, скоро станция. Пойдем гулять. 20 минут будем стоять… - сказал Ваня, тем самым не давая,  Мелена, ответить, но может и правильно, давая тем самым ей подумать над этим слово - «Зачем»…

Поезд проскрипел тормозами и замер на станции. Проводница прокричала название станции, поторапливая приехавших и сообщая время стоянки остальным пассажирам, устремившихся вырваться  на свободу и чистый воздух из душного вагона. Ваня пошел на выход, увлекая за собой девушку и меня.

Перрон заполнили проезжающие, встречающие и новые пассажиры. В этой толчее выделялись двое - мой внук и Мелена. Они стояли в стороне и о чем – то оживленно говорили. Девушка, сбросила свою маску и смотрелась просто, как старшая сестра … Она живо спорила с Ваней о чем-то, рассматривали его планшет и непринужденно смеялась. Я поняла, что ей не привыкать общаться с детьми и ей это нравилось. Со стороны это очень заметно, хотя девушка очень старалась казать взрослее своих лет. Желание поговорить с ней возрастало с каждой минутой и женское чутье меня не обманывало. Девушке нужен это разговор, да и мне тоже.
Локомотив прогудел отправление, и мы стали садиться в вагон, чтобы продолжить путь. Ваня и Меленой наперегонки побежали, толкаясь, понарошку, стали подниматься по лесенке.

- Совсем еще девочка…  И  во что она вляпалась, и куда едет? - машинально подумала я, поднимаясь следом.

Мы вошли в вагон. Поезд тронулся, постепенно набирая ход.

- Бабушка, а бабушка, есть хочу - канючил  Ваня, присаживаясь на нижнюю полку, которую занимала я.

- Ну, что ж, давай пообедаем. В дороге, тем более в поезде всегда кушать хочется. Мелена, присоединяйтесь к нам. У нас много всего, на всех хватит - обратилась я к девушке.
Она немного подумала и согласилась.

- Да у меня нет ничего, только печенье и чай.

- Ничего, у нас хватит на целый вагон. Нам всего надавали много, боялись родители Вани, что оголодает их отпрыск, пока едет - засмеялась я, доставая припасы.

- Спасибо, Вам - тихо сказала Мелена.

Разве может быть, что лучше в поезде, стакана горячего чая с хорошим бутербродом и размеренной беседы под стук колес?
Ванька уплетал бутерброды, овощи с молниеносной скорость, запивая горячим чаем. Он от удовольствия даже разрумянился и вспотел.

Мелена, старалась держаться спокойно и уверенно, но быстрый взгляд в разбежку на продукты, который она скоренько отвела в сторону, говорили о том, что она сильно голодна и давно в пути.

Я не стала ее пока ни о чем расспрашивать, просто сделала пару увесистых бутерброда, дала ей и сказала:

- Ешь, Мелена... Не чего держать фасон, от двух бутербродов не потолстеешь, а удовольствия выше крыши… Ешь,  и пей чай.  А потом отдохнем, почитаем, потрещим, и время быстро пройдет...

Мелена, быстро сглотнула свое волнение, отпила немного холодного чая и стала есть.

- Ваня, пойди, принеси кипяточку из бойлера, а то у Мелены чай остыл, подновим.

Пока Ваня ходил за кипятком, у Мелены,  пришла СМС. Она ее прочла и задумалась. Потом решилась, набрала номер и позвонила.

- Ало, привет. А почему ты сам не можешь меня встретить? Я боюсь с ними ехать, я их не знаю… Я никогда не была в Новороссийске.

Я не знаю, что ей ответил там молодой человек, но Мелена чего – то испугалась и пролепетала:

- И я тебя. Но, я правда боюсь, ночью на вокзале и эти парни. А куда они меня повезут, и когда встретимся с тобой?  Алло, алло...  Ты чего молчишь? А кто знает… Ты же обещал…

Звонок прекратился, а может связь… Мне стало, так тревожно, даже аппетит пропал. Я понимала, что девочка попала в беду, но как ей объяснить это и помочь, я пока не знала…

Мелена сидела и смотрела на свой телефон. Глаза ее красивые наполнились слезами. Она не плакала, но вот - вот это могло произойти.

- Ну, чего расстроилась. Мы тоже там выходим, пойдешь с нами. У моей подруги места много. Переночуешь, и встретитесь со своим парнем или мужем? А с чужими и правда не чего ездить по незнакомому городу. Ешь, пей, потом потолкуем - сказала я, как можно успокаивающе.

Мелена с надеждой посмотрела на меня:

- А, правда, можно? А то я одна в незнакомом городе. Меня обещали встретить, но не могут, а незнакомыми парнями я боюсь…

- Бабушка, правда, можно Мелена с нами поедет, и мне веселее с ней – попросил Ваня.

- Правда, конечно. У моей подруги большой 2х-этажный дом, все места хватит - успокоила я, а сама мысленно быстро соображала, как помочь девчонке, которой грозит большая беда, насколько я могла предположить на тот момент.

Ваня наелся, что называется от пуза.

- Спасибо, бабушка. Ой, объелся… Все так вкусно. Мама дома такое мне не дает, говорит - вредно...  А ты даешь… Так вкусно, особенно бутеры с сыром... Пойду, полежу на второй полке.  Мелена, правда вскусненские бутеры делает моя бабушка? Класс!!! Ну, я пошел…

И Ваня, кряхтя, полез на свою верхнюю полку.

- Бабушка, а правда мы Милану с собой возьмем? А? Вот бы здоровяки было.

- Не знаю, Ваня, как получится, я ей предложила, а она сама должна решить… Отдохни немного, поспи, а то ночью жарко было спать. А мы посидим, поговорим или тоже полежим, что еще в поезде делать.

Ваня улегся и моментально уснул, его укачало, а мы с Меленой сидели и пили чай с конфетами дунькина радость (подушечки с повидлом, так мы их в студенческие годы называли, ибо были самые дешевые, на другие не хватало денег).

- Ну, вот и поели. Много ли человеку для счастья надо? Поесть, попить и хорошенько отдохнуть, чтобы дальше жить, да еще хорошего человека в пару, чтобы не быть одинокой. Вон у тебя тоже есть твой парень или муж? - спросила я Милану, специально переводя разговор в нужное мне русло.

Я убирала всю снедь со стола, паковала в пакетики и фольгу, и краем глаза наблюдала за Меленой. Я поняла, что мои слова попали в цель. Она сидела, опустив глаза вниз, слегка покусывая нижнюю губу и, рассматривая свой причудливо сделанный дорогущий маникюр. Он так не шел к ее нежным не избалованным рукам с розовыми трудовыми мозолями, которые проходят только с годами.

- Ты к нему едешь? Он, что военный или моряк? Там много таких.

- Нет. Он мне просто знакомый. Мы познакомились по интернету.

- И ты его ни разу не видела?

- Видела. Мы почти полгода общались по скайпу. Он красивый и живет в Абинске. Это не далеко от Новороссийска. У меня есть в селе муж. Мы поженились, и он ушел в армию и все. Не хочу жить в селе. А он тракторист и выпивает, как все в селе. У нас даже своего дома нет, жила у свекрови, она все на меня ругалась. А мне хочется и в город съездить, и в кафе сходить. Да, с нами еще живут два его младших брата. Свекровь в армию написала, моему Кольке, что я по компьютеру встречаюсь с Муратом, а Колька сказал, придет, разведется. Так, что я почти свободная уже.

- Да, пути Господни не исповедимы? Значит, ты любишь Мурата, а он тебя? Это хорошо. А почему он сам за тобой не приехал? Он, что пригласил тебя в гости?

- Нет. Он сказал, просто приезжай, познакомимся, жить будем… Я же пока замужем, а когда разведемся, может,  поженимся. Вот посмотрите, какой он красивый - сказала Мелена и показала мне фотографию.

С фотографии на меня смотрел молодой красавец, явно не джигит Мурат, или может чуть - чуть только похожий на него. Красивое профессиональное фото какого – ни будь Жигало.

- Красивый, но кого-то мне он напоминает. Кажется одного испанского футболиста. Наверно Мурат побоялся свое фото прислать, вдруг не понравится. А он кто по национальности? Адыгеец? Ты знаешь, какой он веры? Если мусульманин, то Вам не разрешат жить вместе. У них строгие обычаи - спросила я,  пытаясь,  навести девушку на размышления и,  показывая в разговоре, что Мелена зря едет. Мурат не любит ее, это только уловка для красивой и неопытной девушки, какой была Мелена.

Она действительно была хороша собой. Стройная, высокая. С красивыми прямыми ногами, но, наивная до предела. Таких называют красавицами от сохи, чистыми, нежными, умеющих любить и с удивительной жаждой лучшей жизни, как мотыльки, летящие на огонь. Сколько их бродит по миру и сколько уже обожглись.

- А я не спрашивала. Он сказал, что обо всем подумает сам. И я не знаю, где буду там жить… Мурат сказал – приедешь все увидишь, а сейчас даже сам встретить не может или не хочет. Послал каких – то парней и велел отдать им паспорт. Чтобы там купили еще билет. А зачем паспорт отдавать, когда дальше 200 км на автобусе в горы. Я боюсь ехать в горы. У нас степь и простор, а там горы.

- Да в  горах не просто… А деньги у тебя на обратную дорогу есть? Может, а ну его этот Абинск. Не хочешь к мужу возвращаться, поезжай домой или вон хоть в Нижний. Дам адресок. Устроишься на фабрику, там одиноким общагу дают, если нет детей. А так завезут в лучшем случае в горы и будешь ухаживать за кем - ни будь или на плантации работать, а то или плечевой сделают...  т. е  проституткой. Ты красивая, молодая… Не нравится мне твоя история. Если бы Мурат тебя любил, не стал бы подставлять и забирать паспорт. Не стал бы посылать за тобой двух мужчин, это не принято у горцев. Прислал бы мужчину с женщиной. Подумай. Пока не поздно, вернись домой. И в живых могут не оставить. Сколько красивых девчонок пропало – я старалась говорить, как можно убедительнее, но Мелена все находила слова, в оправдание Мурата.

Мелена сидела и молча, слушала. Я понимала, что очень трудно сейчас до нее достучаться. Как трудно, молодой женщине, с огромным желанием быть любимой и сильным чувством необходимости любить, опровергать самое себя и свои фантазии, поверив совершенно постороннему человеку. Вот он, ее любимый, самый лучший и самый красивый. Еще чуть - чуть и обнимет ее и прошепчет ей на ушко все те нежные слова, что он ей писал по интернету. Скажет, что любить будет вечно, и будет ночь любви и неимоверное счастье обладания друг другом…

Но, увы, это самообман и как трудно в это поверить. Осталось только одно - уповать на сельскую смекалку девушки. Деревенские они тем и отличаются от городских, что умеют здраво рассуждать, когда дело касается их достатка и любви, бороться за свое счастье до победы.
Мне хотелось в это верить, что здравый смысл победит.

- Мелена, у тебя деньги с собой есть? Может,  купим обратный билет на большой станции … Скажешь, что отстала от поезда. Денег нет, пусть приедет за тобой. Или скажешь, что отправили с полицией домой, паспорт и вещи уехали в поезде. Нужно время, чтобы восстановить паспорт. Девочка, проверь его. Это ведь твоя судьба. Нельзя верить безоговорочно всем подряд - Предлагала я ей.

Я знаю, как трудно разговорить любящую женщину, и как они не защищены в этом состоянии от посягательств нечистоплотных людей.

- У меня нет денег на обратный билет - глухо сказала Мелена и вся сгорбилась, съежилась в своем уголке.

- Как нет? Совсем нет?

- Вот только 300 рублей на питание в дороге осталось. Деньги мне прислал Мурат. Он велел сделать хороший маникюр, прическу, купить пару платьев и купить билет на этот поезд, а там меня встретят… Я не знаю, что мне делать? Я не могу не ехать и возвращаться не на что.

Я была ошарашена таким откровенным рассказом. Девушка начала сомневаться правильности своего поступка, но выхода у нее не было. Вернее она его не видела… Да как тут увидишь, когда всем все равно...
Свекровь счастлива, что спровадила не любимую невестку. Мать ни сном и духом не знает, где ее дочка, молоденькая женщина не знает что ей делать, а поезд,  набирая скорость, постукивая на стыках, несется вперед… Куда и зачем?

Пока мы разговаривали, поезд стал притормаживать в городе Пенза.

- В Пензе мы стоим 30 минут. Санитарная зона полтора часа. Кому нужно в туалет можно на вокзал бесплатно по билетам. Прибываем на первый путь - прокаркала проводница.

Я предложила Мелена прогуляться. Мы вышли. Стояла теплая июньская ночь. На перроне народу было не много. Вдруг зазвонил телефон Мелены.

- Алло!!!  Алло!!! - крикнула в трубку Мелена.

- А Вы кто? А где Мурат? А что он сказал? - волновалась Мелена.

- Хорошо, все сделаю. Я еду в 9 вагоне, уже Пенза. Поезд прибывает в 22.50.  А он будет меня встречать?

- Да, я тоже его люблю - тихо, уже только для себя, сказала Мелена.

Я подошла к ней.
Она стояла и плакала…

- Что случилось, девочка, что случилось? - пыталась я ее утешить.

- Все так, как вы сказали. Позвонил друг Мурата и сказал, что Мурат уехал на несколько дней, просил их встретить меня и отвезти в Абинск на квартиру. А поскольку нужно ехать еще на местном поезде, нужно покупать еще билеты, нужен паспорт, время мало между поездами, чтобы она приготовила его, пока вдвоем, мы с одним пойдем на другой перрон, второй друг побежит за билетом для нее, что у них там строго и погранзона. А мне,  Мурад,  говорил, что у него две машины и его друзья встретят меня на машине. Я не верю им. Что мне делать?

- Не знаю. А давай пойдем в справочную сходим, узнаем можно обменять билет назад. Ты ведь не так далеко уехала. Чем черт не шутит, пока Бог спит. Побежали. Еще 15 минут есть…

И мы побежали на вокзал. На наше счастье в окошечке «Дежурная по вокзалу» сидела молодая женщина. Мы сбивчиво ей все рассказали. Она не стала вдаваться в подробности.

- Паспорт с собой? – только спросила.

- ДА!!!- хором выкрикнули мы.

- Пошли в кассу.

И мы пошли. Спасибо кассирам, что быстро все сделали. И уже через 10 минут мы неслись к нашему 9 вагону с обратным билетом для Мелены.
Когда наш локомотив в очередной раз прогудел отправку, Мелена стояла и плакала у меня на плече. Мы обменялись адресами. Я ей дала адрес Нижегородской фабрики, где принимают на работу молоденьких ткачих с предоставлением общежития. Проводница спросонья, так и не поняла, а что случилось, почему девушка осталась в Пензе, да объяснять ей было не обязательно.

Поезд тронулся дальше. Мелена стояла на перроне и улыбалась. Она улыбалась счастливой открытой улыбкой. Да это настоящее счастье и огромная удача избежать большой беды, в которую она могла попасть. Через час она сядет в обратный поезд и выйдет на родном перроне.  Вот это уже будет настоящее счастье. Счастье возвращения…

В заключении могу сказать, когда мы на следующий день приехали в Новороссийск, нас встречали два амбалла,  непонятной национальности. Они почти ворвались в вагон, чтобы встретить Милану. Но, увы и ах - им не повезло, на ее месте сидел шахтер их города Шахты.

А еще хочу сказать вам, милые мои девушки, женщины любите себя и берегите. Счастье - это когда ты здорова и сидишь дома на своем диване и даже с ноутом.