Новелла об учителях

Галина Гостева
               
     Мне несказанно повезло на учителей в моей жизни, наполненной всевозможными  неожиданностями и испытаниями. Они вели меня по жизненному пути от одной вехи до другой, помогая советами и оказывая всяческую поддержку. Если бы не мои учителя, кто знает, как бы сложилась моя судьба.

      1 сентября 1956 года все мои деревенские ровесники сели за парты, а у моей многодетной мамы не было денег, чтобы купить мне школьные принадлежности, сумку и форму. Решено было, что я пойду в первый класс только на следующий год. Мы с мамой очень переживали, но другого выхода не видели.

     Почти  две недели сентября я простояла на завалинке школы, прижавшись к оконному стеклу, слушая объяснения учительницы, Левиной-Котельниковой Ульяны  Степановны.  Дети в классе что-то  писали, рисовали, разглядывали картинки, отвечали на вопросы. Я старалась все это впитать в себя, словно губка.

       Как-то вечером Ульяна Степановна пришла к нам домой и принесла коричневое летнее платьице с крылышками, сказав, что это мне подарок от ее дочери-третьеклассницы Зины. И еще она вручила мне набор учебников, тетрадки и карандаши. А папа отдал мне свою серую бригадирскую сумку и ручку с чернильницей-непроливайкой. На следующий день я уже сидела за черной партой с моей подружкой Полей и с замиранием сердца слушала  Ульяну Степановну.
 
      Давно уже нет Ульяны Степановны, но в памяти моей она так и осталась маленькой, полной, молодой женщиной с доброй улыбкой, огромными карими глазами и тугой черной косой, обвитой  вокруг головы.

      Начальную школу я закончила с отличием. С пятого по десятый класс мне пришлось учиться и жить в пришкольном интернате Моторской средней школы.  Моим классным руководителем все эти годы была Соболева Зинаида Петровна.
   
     Мы –  интернатские дети, просто боготворили ее. Она казалась нам небесной красавицей. Рыжеватые пышные волнистые волосы, голубые с поволокой восторженные глазищи, строгие учительские костюмы, зимнее пальто с воротником из чернобурки.  С каким восторгом мы оглаживали этот воротник, мечтая, что когда-нибудь и себе  приобретем такой же.

      В шестом классе в начале октября я заболела двусторонним воспалением легких и меня без сознания увезли в районную больницу. Лечили меня там очень долго. В школу я вернулась только после январских каникул. На педсовете  у мамы  директор школы спросил, не  против  ли она, чтобы меня по болезни снова перевели в пятый класс.

      Зинаида Петровна и другие учителя возразили против такого перевода,пообещав дополнительно заниматься со мной. Мне дали шанс остаться учиться в нашем дружном классе. Я очень старалась оправдать доверие учителей и перешла без троек в седьмой класс.

      Зинаида Петровна была на удивление очень творческой личностью. Наш класс с концертами художественной самодеятельности за 6 лет объехал все близлежащие села. Мы задорно пели, плясали, проникновенно читали стихи, играли в спектаклях. Выступали мы и на районных смотрах художественной самодеятельности, получая призы и грамоты.

       Помню, когда мы готовились к выпускным экзаменам, она меня и еще несколько девочек взяла к себе домой, так как в интернате было очень весело и шумно. Условий  для занятий практически не было. Мы и занимались у нее, и спали, и ели. Экзамены были сданы на «хорошо» и «отлично».

      В 1966 году я поступила в Абаканский Педагогический Институт. Какие там были педагоги! Мы с ними и в стройотрядах работали, и исследовательскую краеведческую работу проводили, и на экскурсии в другие города ездили, и  шефскую помощь детским домам оказывали. Жизнь в институте была такой насыщенной, что время просто нами не замечалось.

       Летом 1969 года, когда Абакан тонул во время сильнейшего наводнения, мы оказались спасателями. У каждого из нас был свой объект. На нашем объекте  (продуктовом магазине) мы перетаскивали тяжеленные  мешки с  мукой и сахаром, увесистые  коробки с продуктами с первого на третий этаж. И наши педагоги  таскали все это вместе с нами.

      Только успели все перетаскать, как водитель вбежал с криком: « Быстрее все в автобус! Вал воды несется в нашу сторону». Мы вихрем в автобус. Поехали быстрее к горе.  Непомерно огромный вал воды несся вслед за нами, сметая все на своем пути, крутя в пене бревна, словно щепки. Водитель, молодец! Успел таки въехать на вершину горы.

      В свое общежитие добирались вплавь, мокрые лезли на пятый этаж. Голодные пытались хотя бы согреться под одеялами.

      На другой день разгружали вагоны с хлебом. На третий день развозили в лодках продукты жителям, которые спасались от наводнения на крышах многоэтажных домов. Хотя мы сами были голодные, нам и в голову не приходило взять себе хоть что-то из продуктов.

      Наши преподаватели догадались об этом и распределили нас по 10 человек, чтобы кормить. Нашу  группу кормила  Полевец Ольга Васильевна, преподаватель Истории. Бывшая фронтовичка–связистка, женщина храбрая, бесстрашная. Мы звали ее  Львицей за густую шевелюру пышных русых волос.

      Когда мы, наголодавшиеся, жадно набросились на куриный суп и отварной картофель, она заплакала: « Простите нас, дети, что мы раньше не догадались вас кормить. Полки в магазинах сейчас пустые. А на  рестораны  откуда у вас деньги?!»

     Война лишила ее возможности иметь своих детей, и с этого дня она привязалась к нам, как к своим детям. Для нас она тоже стала, словно родная  мать. Мы и после окончания института часто общались с нею, делились  тайнами, просили совета, а иногда и помощи. Всякое бывало…

     После института меня направили работать в село Бондарево  Бейского  района Хакасии.Село - очень крутое, еврейское. Там жили адвентисты седьмого дня. Половина села – молокане,  вторая половина – субботники. Священные книги читали  на древнееврейском языке. На каждой улице  -  свой старшина. Люди основательные, хозяйственные, но купить у них что-то из продуктов было практически невозможно.

     Директор школы Афанасьев Виктор Иванович, интеллигентного вида сорокалетний мужчина, показавшийся нам на первый взгляд очень строгим человеком, оказался на редкость добрым и отзывчивым. Он сразу взял нас, молодых учителей, под свою опеку. Виктор Иванович незаметно учил нас общению с жителями села, знакомил с их привычками, манерами поведения.

     Если у нас что-то не получалось, не ругал, а тактично подсказывал,направлял, подбадривал. Жена директора, Нина Григорьевна, статная, общительная чернобровая казачка каждый вечер приносила нам по трехлитровой банке парного молока. Иногда и медом со своей пасеки баловала.

      Осенью они попросили нас помочь им выкопать картошку. Все, что мы накопали, они нам же и отдали со словами: « Станете старше, обзаведетесь своим хозяйством. В школу к  вам приедут молодые учителя, и вы будете тоже им помогать, чтобы не прервалась цепочка добра на земле».

      И таких учителей было в моей жизни великое множество. Столько душевной теплоты и сердечного добра своего они в меня вложили в надежде, что я передам это другим людям. Они на всю  жизнь дали мне понимание того, как надо жить и относиться к другим людям.

        Как я им благодарна безмерно! Дай Бог каждому человеку встретить на своем пути таких Учителей.