Проводы бабьего лета

Фурта Станислав
ПРОВОДЫ БАБЬЕГО ЛЕТА.
(Архангельское. 27 сентября 2015 года)

Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф - победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.

(И. Бродский «Конец прекрасной эпохи»)


Сегодня суббота, 3 октября 2015 года. Сегодня день кунг-фу. Сегодня в кои-то веки на занятия к своему Учителю, Мастеру единоборств Вячеславу Асотину я поехал один. Вот так сложилось. И в первый раз за всё лето и за всю раннюю осень мы занимаемся не на открытом воздухе, не в парке усадьбы Архангельское, на берегу старицы Москва-реки. Сегодня мы переместились в спортивный зал.

Светило яркое солнце, я накручивал километры по МКАД и слушал прогноз погоды на следующую неделю, а диктор вкрадчивым голосом сообщал мне, что хотя в зимнюю резину переодеваться мне пока не стоит, но уже к середине недели возможно выпадение снега. И я с грустью подумал: «Вот он конец прекрасной эпохи… Конец бабьего лета». Собственно кончилось оно, лето бабье, ещё в понедельник. Помните его, понедельник этот? С хмурым небом и моросящим дождём после двадцатипятиградусной жары. Но голос диктора сделал своё дело. В голове засело прочно: «Конец прекрасной эпохи».

И вот, вернувшись домой с тренировки я решил разобрать фотографии, сделанные в Архангельском неделю назад, в воскресенье 27 сентября, которое-то и было «концом прекрасной эпохи», концом бабьего лета.

В то воскресенье мы отправились на тренировку в Школу самообороны всей семьёй: я, Наташа и двое детей, Влад и Егор. Это был ещё жаркий день, но тучки уже наползали на небо, грозя разразиться на следующий день холодной моросью. После окончания тренировки мы прошли на территорию усадьбы.

Когда во время лекций выдаётся время поговорить о жизни, я учу своих студентов, что настоящего не существует. Не существует на осязаемом уровне. Настоящее – крохотная точка на временной оси, когда будущее ещё не наступило, а прошлое уже отступило, оставшись в памяти чередой смутных воспоминаний.

Я рассматривал фотографии нашей прогулки и смотрел на них именно как на застывший образ настоящего, но ТОГО ПРОШЛОГО настоящего. Что ЭТО такое? На русском языке ЭТО достаточно сложно объяснить, а вот англосаксы, наверное, хорошо понимают. У них для ЭТОГО даже специальное грамматическое время придумано – Past Continuous (прошедшее продолженное настоящее). Фотографии, о которых я пишу – отпечаток того, что уже случилось, и уже никогда не настанет снова. Как ушедшее от нас 27 сентября 2015 года бабье лето.

Вот гуляющие по территории усадьбы люди. Что они делали тогда? Смеялись? Шутили? Ругались, слизывали потёкшее мороженое? Прихлёбывали синтетическое пивко? Вот сейчас они дошутят, дослизывают, доприхлёбывают и уйдут со сцены.

Вот Наташа подбрасывает вверх жёлтые осенние листья. Через мгновение они с шорохом, которого я, рассматривая фотографии, не могу услышать, упадут вниз.
 
Наташа возле яркой цветочной клумбы. Будущее клумбы предопределено. Цветы пожухнут, и её укроют каким-нибудь хранящим тепло материалом, чтобы корни не вымерзли. До следующей весны.

Дети, старший и младший у замолчавшего фонтана. Влад присел – ищет что-то? Егор, засунув руки в карманы, деловито вглядывается вдаль. Что там, сынок? Расскажешь? Так получилось, что на этом фото на фоне зданий военного санатория ребята оказались только вдвоём. Большое пустое пространство и они двое. На кадрах, которые я рассматриваю, вообще много двоек. В нумерологии это бинер: противоположности, противостояние, и одновременно равновесие. Прошлое и будущее, день и ночь, добро и зло, гармония и хаос.

Вот на фото мы с Егором. Я улыбаюсь счастливой отцовской улыбкой, не желая понимать, что мальчик вырос, Егор смотрит слегка устало, делая одолжение объективу. Стилистика нашей одежды случайна, но вполне отражает нынешнюю эпоху. Я, человек абсолютно невоенный, одет в камуфляж (не пижонство, мне в этом прикиде просто удобно), у Егора на груди изображён автомат Калашникова. Ну да, мы в кольце врагов. Через три дня начнётся военная операция в Сирии.

На фоне декоративной каменной арки я и Наташа. Мы счастливы в этот момент, как могут быть счастливы только два немолодых человека, встретившихся в жизни достаточно поздно для того, чтобы понимать ценность тех оставшихся дней, которые суждено прожить вместе.

Моё место занимает Влад. Символично, что для фото они выбрали именно то место, где только что мы с Наташей стояли вдвоём.  До нашей встречи Влад был единственной надеждой и опорой Наташи. Сейчас и Влад, и Наташа уйдут отсюда, уступив место другим желающим пофотографироваться. А потом и те уйдут, и ещё другие, пока не наступит вечер, и парк не обезлюдит.

Рассматривая эти фото, я подумал о том, как мало мы в жизни ценим тех, кто рядом. И более того, не слишком понимаем значение себя, как биологического вида. А ведь мы, Homo Sapiens’ы, все вместе и по отдельности страшно одиноки. Мы совершенно не вписываемся в общие законы мироздания и подобны вот тем грибам, невесть откуда взявшимся на теле дерева.

Уходя – уходи. И не оглядывайся. Но, провожая бабье лето, мы всё же оглянулись. И остались живы, не превратившись в соляной столб, подобно жене Лота. Вот они мы. Влад снимает. Мы с Наташей смотрим в объектив. Она, как и положено красивой женщине, с завораживающей улыбкой. Я серьёзен, думая, что уже знаю нечто такое, что недоступно пока простым смертным. Егор корчит рожи, он-находится в том счастливом возрасте, в котором человеку не открывается ни смысл прошлого, ни контуры будущего, и он остаётся один на один с мелкими мнимыми радостями и горестями дня сегодняшнего.

Что мы увидели, обернувшись? Не помню… Может быть, траву, в которой травинки ещё по-летнему зелёные, живые, переплелись с мёртвыми, высохшими? И сонную стрекозу, опустившуюся на эти травинки. Скоро она уснёт.

А потом мы уходим. И уже не оборачиваемся.

Следующее лето обязательно наступит. Просто оно будет другим. Каким? Никто не знает. Тайна эта скрыта на дне мироздания, словно под тёмной гладью осеннего архангельского пруда. Лето придёт к нам. Но не сейчас. Чуть позже.

3 октября 2015 года.