Эврика

Григорий Стынин
На заре учебы в ВУЗе я параллельно служил в элитном исследовательском институте   в качестве бурлака. Тянул. Не то, что плохо лежит, не резину или репу, а науку. Причем в бок.  Вперед ума не хватало, назад начальство не велело.

И интерполировал результаты в графиках. Ну, это, расставлял точки данных испытаний так, как считало начальство, если им графики не нравились.

 Бурлаковские  дивиденды были не велики – 95руб/мес. По сему, науку я перемещал строго на расстояние в 95 рублей и ни на копейку (йоту) дальше. Если выписывали премию, один раз в квартал, целых 9-12 рублей, на дистанцию это не влияло. 95. Const. Совесть не мучила. 

 Не надо иронизировать. Мой труд не сопутствовал научному прогрессу, но и не позволял науке двигаться по отрицательному вектору. Отрицательный результат, тоже результат, а тут движение по горизонту. Значит ноль. А ноль всегда больше минуса и результат соответственно выше.

В кругу маститых ученых мужей ежедневная фраза в мой адрес «Учись студент», воспринималась как  «Здравствуйте». Ответ на такое приветствие соответствующее – «Учусь».

- Студент, вы подготовили к эксперименту взвеси цемента, песка и добавки пластификаторов?
И  мой вальяжный ответ доктору технических наук – Да, коллега.

Каково, а? Я спрашиваю не вас, а свое самолюбие.

- Учись, студент, а то будете всю жизнь на весах стоять, да бетономешалку вращать.
- Не буду. Вращать, в смысле.

- Вам не кажется, молодой человек, что эксперимент пошел не по тому руслу.
- И Вам, коллега, это бросилось в глаза? Призма разрушилась при 30 процентах от расчетной нагрузки.
- Однако.
- Верно, подмечено. Вернее не скажешь.
Чем вам не научный диалог. Уровня симпозиума.   
   
Между прочим, мы, бурлаки (техники по научному), играли важную, я бы даже сказал смелее, наиглавнейшую роль на научном поприще. А я, так вообще, незаменимую, я  старший техник, считай – бугор бурлаков. (Только кем командовать, один я в отделе?). 

Аргументировать? Легко. Мы лямко-тягатели, сохраняли целостность коллектива, ядро, так сказать,  со всеми электронами и протонами.  Я, к примеру, батрачил один за весь штат отдела на овощных базах. Гниль в утиль, товар в ларь.

Еще живой продукт хранили в ларях до созревания очередной порции гнили. И так до тех пор, пока весь товар не переходил в производное от него. Точнее сказать не производное, а не употребляемое. Процесс  шел естественным путем, то есть медленно. До нового урожая. Резюме – работы хватало. И не только мне.

Родина рапортовала о перевыполнении  планов сельхоз. заготовок, я оное мог подтвердить. Приписок нет, сам видел и руки помнят. А прилавки пусты-это второй вопрос.

Мое отсутствие,  во время каторжных работ в стенах сырых и холодных казематов, все-таки негативно сказывалось на работе коллектива. Он  черствел, грубел, хирел. Не хватало моего смеха, юмора, молодого задора, а в целом – не хватало мальчика для битья, поэтому возвращение мое в родные пенаты отмечалось бурным оживлением, колкими, не новыми, а  стандартными шутками  и небольшим застольем.

Поляну, само собой, приходилось накрывать мне.   В основном из живого, отборного товара из подземелий  Плодовощторга. Скромно, но со вкусом. Витамины. Для посеревших лиц мудрецов и их мозгов  - незаменимая подпитка.   

И вновь учеба, работа. Летели дни и нагоняи в мой адрес. Без которых,  день прожит зря. Хорошо. Я бы даже сказал - прекрасно. 

Отдам должное, что матами не осыпали – интеллигенты  хреновы. Хреновы потому, что иной раз лучше б матюгнулись, чем внушение с нравоучением на полчаса. Мат лаконичней и доходчивей. Но докторам технических…этот раздел филологии был не по зубам, что весьма удивляло. Отрасль-то строительная. (Хотя, один раз было, но смазано обращением на Вы. Уже не то. А так все хорошо начиналось).

Зам. по науке считал меня бездарем, зам. зама – неучем, начальник отдела – боломутом, остальные, кто повыше по статусу, то есть все остальные – лентяем, но никто без меня не мог обходиться. Принеси то, сделай сё, подготовь то, напиши сё. То - сё. То - сё. На базу гнили шагом марш. На уборку урожая в совхоз - бегом марш. Жизнь бурлила.

Без хвальбы, скажу как на духу, учеба у меня была успешнее, чем работа, но научного работника из меня так и не вышло. Предложение идти в аспирантуру было. Гарантия поддержки тоже. И тему перспективную сулили. Нет. Не вышло, но был момент. Был. Точь в точь, как у Ньютона, если мелкие детали упустить.

По слухам, исходящих от маститых, не менее чем моих, мужей историков, шандарахнуло яблоко Ньютона по маковке. Вот вам на- гора закон всемирного тяготения. Отдыхал видать с друзьями, в шумной… и с горячительными. С трезвых глаз такого не удумаешь. Яблоко не причем. Оно катализатор. Но факт.

Факт, что случайно. Факт и яблоня. Яблоко, а не кокос с пальмы. Если б кокос,  открытие не получилось бы. Не чем было открывать. Открывалки, то есть ума б не хватило.

У меня один в один. Все случайно. В деталях, все тоже. С небольшой разницей. Не яблоня, а стройка. Не яблоко, а кирпич. Тяжелее райского плода. Эффект должен был быть весомей. Ан, нет. Ничего в голову не пришло. Благо в студентах на тот момент еще ходил, а так  сотрясение мозга не миновал бы.

Как так? Напрасное жертвоприношение. Не справедливо. Куда только природа смотрит? Жаль.   

А может мое творческое я во мне и есть, тот самый эффект? Моя Эврика. И любовь моя к кирпичным оттенкам откуда? Надо подумать.

P.S.  - О, студент! Здравствуйте!
        ( Ага, нашел студента, внуки уже) – Здравствуйте, Петр Константинович! Вы уж, поди, академик?
       -Полно, Вам, батенька. Всю науку похерили к ё.матери, а помнишь, студент, как мы с Вами...

      Все помню. Грезы юности моей - радуга. Нет. Сразу ДВЕ! Большие. Яркие. В природе так бывает.  А мат Вам к лицу, в нашу пору приятно слышать. Я о "похерили к ё.м".