Сплав по реке жизни

Евгения Иконникова
Этот весенний сплав был далеко не первый в моей активной туристической жизни.  Природа уже освободилась  от снежных оков, земля вдохнула полной грудью,  и месяц май одел растения в нарядные зеленые одежды. После долгой зимы, с ее холодами и обильными снегопадами захотелось окунуться в атмосферу весны, солнечного тепла, журчания ручейков и стремительного бега речек.   Поэтому вот уже несколько дней я жила в радостном ожидании от предстоящего путешествия.

 «Оздоровительный» сплав  предложил мне мой знакомый путешественник и просто хороший человек Владимир.

- Сплав – это здорово!!! Мммм… но три месяца назад я прыгнула  с трамплина на лыжах, упала и повредила спину.  Врач запретила нагрузки на позвоночник! – слегка засомневалась я.

- Так мы же поедем на сплав – это совсем другое дело. Никаких нагрузок, сидишь себе в лодке, спокойно и безмятежно созерцаешь окружающую природу. Для здоровья полезно! – с неподдельной искренностью заверил меня мой знакомый путешественник.

- В таком случае, оздоровительный сплав – это то, что надо. Правда, купаться еще нельзя – май месяц все-таки. Речка-то где находится? – уточнила я.

- В районе Маслянино есть такая веселая речка Суенга. Мы сплавлялись по ней в прошлом году – одно удовольствие. Поехали – НЕ ПОЖАЛЕЕШЬ!!! – проявил весь свой дар убеждения просто хороший человек Владимир.

Я так хотела оздоровиться на природе, что не услышала бы и звона колокола, если бы моя интуиция вздумала в него позвонить!!!

- Здорово! Я согласна на сплав!!! Когда выезжаем?

- На майские праздники.

- Договорились.

С удовольствием собрала рюкзак – нам придется ночевать в лесу – сплав займет примерно неделю. В назначенный день за мной заехали Владимир  и его друзья, супружеская пара - Катя с Костей. Ну и я с ними за компанию.

Опыт созерцательных сплавов у меня действительно был – и по Горно-Алтайской речке Чарыш,  и еще много раз по нашим Сибирским речкам. Все, что тогда от меня требовалось – это  сидеть на носу лодки и смотреть по сторонам, пока мой мужчина греб на веслах. И я подумала, что с такой задачей я и в этот раз справлюсь. Я и предположить не могла, что в обычной резиновой лодке с двумя сплавщиками может быть по другому. Я, вообще, тогда много чего предположить не могла.

Путешествие началось немного скомкано: первые несколько часов были заполнены выяснением отношений Кати и Кости. Очень интересная пара. Она красавица. В прямом смысле. Правильные черты лица – изящный прямой нос, голубые глаза, длинные русые волосы, губы – в улыбке. Она мне сразу понравилась, к тому же оказалось моей землячкой.  Но сейчас живет с Костей в городе, в его квартире, на его деньги, потому как сама мало зарабатывает. Он – тоже русоволосый, невысокий, щуплый. Его лицо покрывала какая-то нездоровая бледность. Белесые реснички и неопределенный серо-зеленый цвет глаз. Рядом с ней он выглядел как «белая моль». Мне он был неприятен. Он не стеснялся напоминать ей всю дорогу, что она живет на его деньги. Он, вообще не стеснялся…посылать ее подальше. Так же без всякого стеснения он начинал орать на нее по любому поводу, и вообще без повода. Просто так, для поддержания разговора. Катя никак не реагировала, просто молчала, чем вызывала новый поток оскорблений.  Мы неслись навстречу приключениям и из наших окон слышались отборные ругательства под веселую музыку. Это было так символично -  в смысле характеристики всего маршрута.

В Маслянино мы заехали к друзьям Владимира, у которых оставили лишние вещи, взяли лодки и палатки, вызвали такси. Мы высадились как можно ближе к берегу,  но даже оттуда до реки еще нужно было идти пешком  километра три-четыре, через лес. Зима в этом году была очень снежной, а весна, несмотря на май, началась совсем недавно. Поэтому мы шли по колено в снегу, а местами –по воде, стараясь выбирать наиболее заледеневшие места. И все равно, то и дело проваливались во влажные, рыхлые сугробы. Рюкзак, которому полагалось меня не напрягать, висел за спиной тяжелым грузом предчувствия, предупреждая, что любой мой шаг может стать последним.

СВОЮ ИНТУИЦИЮ, ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ВООБЩЕ ХОТЬ КАКОЕ-ТО ПОДОБИЕ АДЕКВАТНЫХ МЫСЛЕЙ Я В ЭТОТ СПЛАВ НЕ ВЗЯЛА. ТОЛЬКО ИНСТИНКТ ВЫЖИВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. КАК ВЫЯСНИЛОСЬ ЧУТЬ ПОЗЖЕ, БОЛЬШЕ НИЧЕГО И НЕ ПОНАДОБИЛОСЬ.
 
Мы, наконец, на берегу…глубокой, полноводной, и очень-очень быстротекущей реки.


- Здесь и в прошлом году было такое…ММММ…бурное течение? – осторожно спрашиваю я.

- Да нет  же. В прошлом году все было спокойно. Но вообще-то прошлая зима была малоснежной, может быть, поэтому и воды было меньше, - высказал гениальное предположение Костя.

- Если судить по тому, сколько снега выпало этой зимой, то нас ждет просто всемирный потоп, - заметила я.

- В этом году, значит, будет веселее, - подвел итоги наших наблюдений Владимир.

Никто не предполагал, НАСКОЛЬКО будет веселее.

Второй сюрприз меня ждал, как только мы сели в лодку. Сюрпризом было весло, которое мне торжественно вручил Владимир,


- Ты будешь загребающей, так как ты не сможешь выбирать правильное течение и направлять туда лодку. Поэтому, я буду сидеть сзади и рулить, а ты греби, что есть сил.

- А если у меня сил не хватит? – чувствуя холодок в спине, спрашиваю я.

- Ну, пройдемся по паре-тройке порогов, ничего страшного. – бесстрашно ответил Владимир.


Про безмятежное созерцание пришлось забыть – речка была не та, что год назад. И, КОНЕЧНО, «ничего страшного» оказаться на большой воде в «резиновой калоше» с низкими бортами, без касок и спасательных жилетов…и пройти пару-тройку порогов.

И мы отправились в Путь! С первых же минут мы оказались в бешено ревущей воде -    полноводная Суенга стремительно подхватила нас и понесла прямо на клокочущие буруны. И  мне оставалось только грести, что было сил  - без рассуждений, без возражений, выполняя команды Владимира: три гребка справа, два слева. Греби вправо. Забирай влево. Еще левее. Левее. Стоп. Идем ровно. Идем.

Речка оказалось настолько извилистой и бурной, что мы не вписывались в повороты – нас часто выносило в самую быструю и «волнистую» часть русла. Нас захлестывали с головой какие-то неправильно высокие волны, мы сидели по пояс в ледяной воде - бортов лодки не было видно.

Борьба с неправильными волнами периодически оказывалась бесполезной, и мы неслись по воле течения. К моему счастью, в первый день я чувствовала только желание выжить,  и это стремление вытеснило все остальные чувства.

Этот день прошел в какой-то дикой хаотичной «болтанке», и когда нас каким-то чудом вынесло на берег, я была совершенно обессилевшей. На берегу я позволила себе расслабиться – и испугаться от всей души. До дрожи в коленках, которые внезапно отказались стоять прямо и крупной дрожи по всему телу. Озноб помогал мне возвращаться к жизни, и немного согрел – вечером погода выдала «ноль градусов», а промокшая насквозь одежда никак не хотела сниматься.

Но вот наконец-то поставили палатки, разожгли костер, приготовили горячий ужин  и наступил  относительный момент спокойствия. Над нами было вечернее ясное небо. Под ногами горячими угольями мерцал костер. Сытый организм наслаждался чаем со сгущенкой.  И только слух терзал шум бешено ревущей воды.

Смотреть вперед, на реку, не хотелось. Впереди был прижим – река делала крутой поворот, и зажатая отвесными скалами с двух сторон, сердито плескалась, НУ ОЧЕНЬ большими, полутора –двух метровыми волнами, пенилась и бурлила водоворотами. И даже когда стало совсем стемно, река напоминала о предстоящем завтра прорыве недовольным ревом.

Утро не радовало, хотя было ясным и солнечным. Страх прочно занял свое место внутри моего организма, потеснив обильный завтрак. При хорошей погоде мы смогли разглядеть русло реки очень хорошо  – подошли к берегу, насколько позволяли нависающие скалы. Обойти пешком  было невозможно  – только вперед, по воде. Я поняла, что придется идти прямо в свой страх – обойти его не удастся, только прожить. Правда, Владимир обнадежил, что он увидел течение, по которому мы сможем обойти самый опасный участок пути.  И я очень надеялась, что мы действительно сможем.

Мы погрузились в лодки. С первых же гребков все пошло не так. Мы не смогли удержаться в том безопасном течении, на которое возлагал надежды мой рулевой. И нас понесло в самый кошмарный кошмар – огромные волны со всех сторон плескались без какого-либо течения вообще,  как вода в бурлящем котле. Они набрасывались на нас со всех сторон сразу, обрушивая на наши головы водопады.

Нас вынесло на середину реки, а лодка уже была полна воды. Маневренность резко снизилась, хотя о какой маневренности может идти речь?  Как можно управлять «резиновой калошей»? Мы сидели по пояс в ледяной воде, заливаемые сверху с головой и гребли изо всех сил. Как я поняла не для того, чтобы куда-то вырулить, а просто,  чтобы согреться. Нас несло и боком, и передом, а в водоворотах лодка крутилась вокруг своей оси – и поэтому смерть рассматривала нас со всех  сторон. Но особенно остро ее ледяное прикосновение чувствовалось, когда на нас обрушивалась очередная полутора –двух метровая волна.  Страх так крепко держал меня в своих объятиях, что иногда я даже забывала, как дышать. Приходилось усилием воли напоминать себе, что нужно сделать вдох-выдох. Судорожно, с  хрипом в легких – вдооох-выыдох. Гребок, еще гребок. Два – слева, три – справа. В голове эхом отдавались команды Владимира, и руки, выполняя эти команды, действовали четко, уверенно.  Гребок, еще гребок. Один  – слева, четыре – справа. Глотая обжигающе холодный воздух  – вдох-выдох.  Я изо всех сил, без паники, проживала свой страх, каждый миг чувствуя его холодные, мокрые объятия.

Прижим мы прошли. Река каким-то чудом, нас «отпустила»,  мы все-таки вырулили в относительно спокойную воду, и смогли пристать к берегу.

Перевести дух, так сказать… Вычерпали воду из лодки. Выжали,  как могли куртки и штаны. Вместо диалога  простучали друг другу зубами «ободряющую дробь», и опять нырнули… в объятия бушующей стихии.

Эта часть пути была чуть менее сложной – берега были уже более пологими, а речка более широкой. Нас только немного покрутило в водовороте. Если будем держаться ближе к берегу, то сможем  пройти по тихой воде. Я смотрела вперед и думала, что у нас все хорошо.
 
Поэтому,  когда Владимир совершенно спокойно сказал мне: «Женя, греби к берегу. Греби. Сильнее греби». Я ему так же  совершенно спокойно, расслабленно ответила: «Не могу, больше нет сил» и оглянулась назад.

Задней части лодки я не увидела – она вся скрылась под водой, Владимир ПО ПЛЕЧИ сидел в воде и с тем же невозмутимым спокойствием говорил  мне: «Греби. Ты сможешь».

И я СМОГЛА! Так смогла, что мы через полторы минуты просто врезались в берег и я, пулей выскочив на сушу, вытянула лодку на себя. Потом небольшим водопадом низвергся на сушу Володя.

И мы опять повторили наш  ежечасный ритуал:
Перевели дух… Вычерпали воду из лодки. Выжали, как могли куртки и штаны. Вместо диалога  простучали друг другу зубами «ободряющую дробь», и опять нырнули…в объятия бушующей стихии.

Оздоровление шло полным ходом!!!

Вечером – сушим насквозь промокшие вещи у костра, поедаем кашу с тушенкой, пьем густо заваренный чай со сгущенкой. Казалось, что жизнь-то налаживается. Не тут-то было. Волнения в нашу мирную атмосферу внес Константин:

- Давайте Бахнем, - сказал он нам, держа в руках пустой баллон от маленькой, походной газовой печки. - Там совсем немного газа осталось, но на хороший Ба-Бах хватит.

Катя, прекрасно зная, что спорить с ним «себе дороже», молчала.

- Я  КАТЕГОРИЧЕСКИ  ПРОТИВ!!!  - твердо произнесла я.  Если ты Бахнешь, я пойду пешком. В лодку я не сяду. Это поход, причем экстремальный – и твой Ба-Бах вернется тебе на воде таким водоворотом или порогом, из которого ты можешь не выбраться живым. Ты этим Ба-Бахом подставишь всех нас. НЕЛЬЗЯ так нарушать то относительное равновесие природных сил, которое есть. Мы и так висим на волоске!!! Неужели ты этого не чувствуешь???

- Нет! Я -  БЫ  - БАХНУЛ!!! – упорствовал «белая моль» Костя.

- Я  ТЕБЕ  БАХНУ! – вложила я в это предложение весь дар убеждения, который у меня был.

- Давайте проголосуем, - видимо зная Костино упрямство, предложил  Владимир.

- Давай. – согласились все.

Катя, с опасением глядя на Костю, все же присоединилась к мне.

- Женская часть «против», - проговорила я, точно зная, что нельзя устраивать взрыв в такой ситуации.

Костя вопросительно посмотрел на Володю.

- Можно конечно и Бахнуть, - сказал он. Но вода, все-таки женская стихия, и ссориться с женщинами в водном походе… Я думаю – это не правильно.

Так, БАБАХ большинством голосов  был отменен.

Я интуитивно точно знала, что у меня есть необходимая сила, чтобы изменить ситуацию, а у Владимира - соответствующая форма для выражения этой силы. В этом решении мы очень хорошо дополняли друг друга. Иначе неизвестно, как бы мы все пережили завтрашний день.


Следующий день опять порадовал хорошей погодой – светило ясное утреннее солнце. Природа словно компенсировала нам все те опасности, которые устраивала нам на каждом шагу, вернее с каждым нашим гребком, река Суенга.

Только Костя все утро недовольно бурчал, что ему не дали утроить Ба-Бах. Но на это уже никто не обращал внимание.

- Сегодня нам предстоит два крутых порога, - предупредил нас Володя.

- Так значит все, что было до них – ЭТО БЫЛО НЕ КРУТО? ТО ЕСТЬ – ЭТО БЫЛА ТОЛЬКО ПОДГОТОВКА???? – с заметным волнением спрашиваю я.

- ДА!  Я просто не хотел тебе говорить раньше времени. Самое интересное нас ждет впереди. – ответил мне капитан нашего судна. – В прошлом году,  по малой воде мы в этих местах здорово «попотели», а сейчас в половодье – там вообще «вилы».

- Так что там нас ждет впереди? –  До меня только сейчас начал доходить смысл его слов. – если впереди  «вилы» даже для Владимира, то это просто ... у меня нет слов.

- Первый порог.  Его сложность в том, что над сливом очень низко нависает поваленное дерево. Обойти его практически невозможно, и в прошлом году мы там перевернулись. До берега добирались вплавь. Лодку унесло, рюкзаки мы потеряли. Лодку нашли ниже по течению – когда на отмели ее прибило к берегу. А рюкзаки «ушли».

- Ничего себе, спокойный сплав в прошлом году у вас был. – не удержалась я. - То есть вы вчетвером спали в одной палатке и двух спальниках?

- Ну да. А что такого? Продуктов у нас во второй лодке был хороший запас, так что хватило до конца сплава. Рюкзаки и спальники, конечно, жалко.

- И ты молчал?

- Ну, зачем тебя напрягать раньше времени. А второй порог – у него просто большой – метра два, местами три с половиной, водосброс. То есть почти водопад. Но по большой воде его должно быть проще пройти.  Так что готовься.


Сердце у меня, конечно же, готово было выпрыгнуть из груди. Страх опять радостно раскрыл свои объятия. Очень все просто. Сейчас я подготовлюсь, как следует, и мы быстренько проскочим оба порога. Ужас-ужас-Ужас…

И вот мы «спустили наши шлюпки на воду» и понеслась…Вернее нас понесло. Я уже начала привыкать к постоянным водным процедурам в ледяной воде и всерьез подумывала о том, что вернувшись домой, займусь моржеванием.

Самым напряженным был тот момент, когда нас выносило на середину реки, где встречались несколько течений и начиналась «болтанка» - так выражали свою радость взбесившиеся от весеннего прилива волны. Когда гребешь изо всех сил, прекрасно понимая, что от тебя и твоих усилий ничего не зависит – полная воды лодка не слушается рулевого и несется как придется и где придется. Но вот впереди послышался не просто привычный шум бурлящей воды, а настоящий рев.

- Это ревет порог, - прокомментировал Володя.

- Что мне делать? – спросила  с замиранием сердца.

- Разберусь по  ходу ситуации. Главное делай все, как я скажу.

Река в этом месте делала очередной крутой поворот, и мы действительно увидели поваленное дерево, перегородившее русло реки. Вода была так высоко, что нам пришлось  практически «лечь на дно» лодки, проплывая под деревом и нас тут же «смыло вниз». «Смыв» произошел в считанные секунды, и нас опять начало подбрасывать, швырять и закручивать на воде. Но порог был уже позади.

Правда, мы как обычно, набрали полную лодку воды. Поэтому перед вторым порогом Володя сказал, что нужно пристать к берегу и вычерпать воду. Иначе мы не пройдем.
 
- Греби справа, изо всех сил!

- Гребу!

Вот уже и берег. Но его подмыло в этом году так сильно, что пристать практически было негде – сплошной обрыв. Мы нашли наиболее низкий участок и подплыли к нему.

Я выскочила на берег первой, Владимир остался внизу. Течение было таким быстрым, что я не могла удержать лодку – ее начало сносить вниз. Володя выпрыгнул на берег и начал мне помогать. От толчка, наша «резиновая  калоша» и без того полная, начала быстро уходить под воду и тянуть нас в реку. Мы с огромным трудом пытались ее удержать, и спасти наши рюкзаки с едой, спальниками и палаткой.

- Главное вытащить рюкзаки.  Они тяжелые, тянут  нас вниз. Я буду держать лодку, а ты отвязывай веревки от рюкзаков. – скомандовал Владимир.

Одной рукой он схватил лодку, а другой зацепился  за ветки кустарника, растущего недалеко от берега.  Я испугалась, что ему сейчас оторвет руки, так сильно  вздулись  вены и неестественно вывернулись плечи.
 
Рюкзаки с лодкой были связаны как следует  – для того, чтобы их не унесло, если та перевернется. Так их проще было бы найти потом. Этот опыт Володя  вынес  из прошлого похода. Поэтому, сейчас я, на пределе своих возможностей,  пыталась развязать узлы натянутой как струна,  мокрой и скользкой веревки.  Таким сильным было течение, сносившее все наше походное снаряжение.

- У меня есть максимум три-четыре минуты. Больше я не выдержу. Если не получится развязать, отпускай веревку, а я отпущу лодку.

- Я развяжу! Я успею!!!  – и я буквально вгрызлась в нее зубами, уже разрывая,  начинающие слабеть узлы. – ВСЕ!!! Успела.


И рывком, как штангист, поднимающий штангу, «приняла на грудь»  оба мокрых, невероятно тяжелых рюкзака.

- Половина дела сделана. Теперь нужно вытаскивать лодку, - сказал он, удерживая ее с огромным трудом.

Сама по себе эта задача была не легче – наша «калоша», полная воды, весила, наверное, не меньше легкового автомобиля.

- Нужно вылить воду из лодки, - решил Володя.

Сделать это, когда вместо нормального плоского берега под тобой обрыв, примерно метра полтора, можно только невероятными  усилиями.

- Держи меня за ноги!  Я опущусь вниз, руками дотянусь до бортика и попробую его приподнять, чтобы вылить воду.

Я ухватилась одной рукой за тот же растрепанный,  но еще крепкий кустарник, а другой рукой обхватила Володины ноги. Нашла удобное положение для тела, сгруппировалась.

- Я готова. Давай.

Он опустил руки вниз, с обрыва и подхватил лодку за бортик, пытаясь приподнять ее край. Я уперлась обеими ногами в грунт, держа его и сама держась за кустарник.

- Тяжело, не получается. Нужно чем-то вычерпывать. Тяни меня наверх. – принял он единственно верное решение.

Я вытянула его за ноги. Все так же держа веревку,  он открыл рюкзак и достал из верхнего отсека котелок.

Повторяем тот же маневр еще раз. Он – вниз головой, черпает котелком воду из лодки. Я – на берегу, держусь сама и держу его ноги ИЗ ПОСЛЕДНИХ СИЛ.  У меня на секунду мелькнула мысль. Что будет, если у меня не хватит…  этих самых сил.  Ему пришлось бы пройти порог. Без лодки. Без спасательного жилета. Без каски.  Двух, а местами – трех метровой высоты. Чей рев оглушал нас вот уже примерно полчаса. Но я тут же представила, как сгорает эта мысль. Теперь я точно знала: Мы справимся!!!


Когда воды осталось совсем чуть-чуть, - он судорожно выдохнул,
- Сейчас начнется самое тяжелое – буду тянуть на берег. Ты, на шаг – два, постепенно отходи назад.

И мы начали подъем – наш «резиновый бегемот» постепенно поднимался из воды. Вытянув, почти до половины, он перевернул лодку на бок, выливая остатки воды. Дальше пошло легче. Последний рывок – и мы ее спасли. Ноги уже не держали. Руки местами посинели от внутренних кровоподтеков. Пальцы свело судорогой. Голова кружилась и звенела от напряжения. Продолжать сплав в таком состоянии было бы самоубийством.

К счастью, оказалось, что этот порог можно обойти по берегу. И мы, дрожащими от перенапряжения руками, одели рюкзаки, подняли «нашу калошу» вверх, на головы и на полусогнутых ногах пошли в обход.


Внизу нас поджидали вымокшие до нитки,  какие-то "синие" Катя и Костя. Они рассказали нам о своих приключениях. Оказалось,  они не смогли вписаться в тот слив, который был более пологим. Их вынесло на крутой, трех-метровый водопад – к счастью они вошли в него под каким-то правильным углом, их плав.средство не перевернулось, а шлепнулось на воду. Но их, правда, накрыло с головой.  И они слегка захлебнулись.

Мы долгое время сушили вещи на солнце, успели пройти еще раз вдоль берега – посмотреть на порог. А посмотреть было на что. Берег в этом месте обрывался вниз четырех-пяти метровой скалой. Вода в реке падала каскадными водопадами, проходила через две ступени – одну более пологую, примерно двух-метровую, а через вторую – падала вниз почти с трех-метровой высоты. Пена, поднимаясь верх почти на метр, уносилась белыми клочьями вниз по течению.

Глядя на этот порог, я вспомнила наш вчерашний спор: «Нужно – или Не нужно Бахнуть». Благодаря тому, что общими усилиями равновесие все-таки удалось сохранить,  каждый из нас прошел свои уроки без разрушительных и необратимых последствий.

Когда наступил вечер, и мы сели около костра, состояние шока постепенно начало проходить. Я «вспомнила», что у меня проблемы со спиной …и как Володя сказал перед сплавом «НЕ ПОЖАЛЕЕШЬ».

Жалела ли я, что оказалась в такой переделке? 
Нет… Я приняла решение, сделала свой выбор и сейчас проживала его последствия. Остается только пережить этот урок до конца и потом сделать соответствующие выводы, понять для чего мне это было нужно.

Утром я выжидающе посмотрела на Владимира: «Что нам сегодня предстоит пережить? Какие еще увлекательные события мы НЕ должны пропустить?»

- Больше порогов не будет, дальше мы пойдем по спокойному течению, и ты сможешь наслаждаться видами природы. – ответил он. – Но, конечно, «плесы» или «болтанка» будет до конца сплава, потому что очень уж полноводная река этой весной. Но экстрим закончился.

Можно сказать, «успокоил». Именно «болтанка» - эта бурная встреча двух течений, которая давала дико плещущиеся волны, каждый раз ввергала меня в состояние водобоязни. Так что, прослушав «прогноз погоды» до конца сплава, я поняла, что расслабиться и насладиться видами природы мне не удастся. Придется учиться смотреть своему страху в лицо.

- Но хоть что-то хорошее будет?

- Обязательно! Будут Бобры!

- Бобры?!
 
- Да, мы прошли мимо них в прошлый раз очень близко – они даже не испугались.

- И когда будут бобры?

- Сегодня.

- Что ж, Уже лучше.

И мы понеслись вниз по течению, туда,  где был… край непуганых бобров. Пережив несколько крутых водоворотов с моей «любимой болтанкой», я приходила в себя от очередного шока. И поэтому не заметила…

- Смотри, смотри! Плотина! – вскрикнул Володя.

- Где? – удивленно спросила я.

- Вон видишь поваленные деревья на берегу? А вон несколько деревьев лежат на половину в воде – это бобры строят плотину. – показывая на берег, сказал Владимир.

И, действительно, весь берег был завален подгрызенными у основания деревьями. «Подгрызы» были точно такой формы, как их рисуют на картинках – то есть как остро заточенные карандаши. Я  восхищалась трудолюбием неутомимых зверьков. И начала вглядываться в прибрежные заросли, в надежде увидеть хотя бы одного маленького хвостатого работягу. Да вот же они, стоят вдоль берега – широкими столбиками!!! Какие они милые!!!!

БА - БАХ! Послышался треск веток! Страшный удар…и лодка остановилась…прямо посреди реки!

То, что мы называли «плотиной» оказывается ждало нас прямо по курсу - бобры, в этом узком месте, полностью перегородили речку. Сильным течением нас  занесло  прямо на середину «перегородки».  И нам пришлось выходить из лодки, то и дело падая на мокрых, скользких стволах и перетаскивать ее через деревья. В одном месте пришлось расчищать проход, отправляя небольшие бревна вниз по течению. Бобры с берега смотрели на нас с осуждением – мы уничтожили не один день их работы.


Ну и дальше по уже отработанной схеме… Перевести дух…Вычерпать воду из лодки. Выжать насколько возможно куртки и штаны. Вместо диалога  простучать друг другу зубами «ободряющую дробь», и опять нырнуть…в объятия бушующей стихии.


Порогов, и правда, больше не было – только бурное течение и огромные волны, пора бы уже к этому привыкнуть.

В общем, когда через несколько дней, изрядно побросав из стороны в сторону, река отпустила нас около первого населенного пункта, я наконец-то вздохнула с облегчением.

- Ну как  сплав? – спросил меня мой спутник.

- Здорово! Мы прошли проверку! - вполне искренне ответила я. - Наша жизнь, так же как и эта река, часто устраивает нам проверки на прочность!