Мне Мексика снилась

Варужан Назаретян
 

  За милю до границы нам стало ясно, что предстоит провести в пробке не один час. Создавалось впечатление, что именно в этот день все калифорнийцы разом решили пересечь мексиканскую границу. Все шесть полос фривея № 5 были забиты до отказа. Впрочем, была пятница, то есть уикенд, и желание американцев провести выходные в Мексике выглядело вполне естественно. И тем более это относится к жителям приграничного Сан-Диего, которые, при желании, в считанные минуты могут оказаться на территории Мексики. Любопытно, но дорога от Лос-Анджелеса в наиболее посещаемый калифорнийцами Лас-Вегас занимает гороздо больше времени. Однако, увидев число машин, пересекающих мексиканскую границу, я усомнился в статистических данных (по поводу посещаемости), говорящих в пользу главного казиношного города США.
 
  Что мы знаем о Мексике? Сомбреро, мариачи, текила, сериалы, Диего Ривьера, Фрида, Троцкий, ацтеки, пирамиды – это, наверное, основные символы (исключая эмигранта Троцкого) этой необъятной и прекрасной страны, населенной гостеприимными и веселыми людьми. Впрочем, об их гостеприимности и "веселости" мы узнали оказавшись внутри страны. На границе же нас встретили строгие и бдительные пограничники в черных спецовках с автоматами наперевес. Они оценивающим и цепким взглядом охватили нас и нашу машину, о чем-то пошушукались между собой, после чего один из них еле заметным движением пальца указал нам дорогу.
 
  Итак, мы въехали в страну. Первые несколько “мексиканских” километров (в Мексике метрическая система) практически ничем не отличались от американских “милей” – качественная, аккуратно разлинованная и широкая бетонная дорога, внятные дорожные знаки и внушительные на вид строения по бокам трассы. А дальше пошла “неамерика” – метр за метром, километр за километром перед нашим взором открывался совсем иной мир, совершенно другие краски, особенный, неповторимый колорит, своеобразные рисунок и композиция. Именно так, наверное, выразился бы художник, впервые побывавший в этой стране, а точнее, в небольшом прибрежном городке Розарито-бич, что всего в получасе езды от американской границы.
 
  Поселились мы в шикарном резорте, носящий ласковое название “Ла Палома”, что в переводе с испанского означает голубка. Стоя на балконе нашего люкса и обозревая необъятный океан, вспомнил известную песню “Уна палома бланка”, и не просто вспомнил, а начал еще и напевать мелодию, что вызвало невольную улыбку у других обитателей резорта.

  Кадый город имеет свой определенный цвет или, по крайней мере, преобладающий колер – белый, розовый, оранжевый, серый и т.д. Определить цвет нашего городка достаточно сложно, поскольку стены и порталы домов и зданий буквально пестрят всеми цветами радуги. Рядом с синим соседствует розовый, который местами переходит в оранжевый и светло-коричневый, а дальше и вовсе резко меняет окраску в желтый. На первый взгляд подобная палитра кажется непомерно эклектичной, но то на первый взгляд. А в действительности, здесь каждый мазок, каждый оттенок досконально продуман и, вероятно, прочувствован. Приглядевшись, мы поняли, что это “цветастое полотно” и есть традиционный мексиканский колорит, четко гармонирующий с низкорослыми хибарками, расположенными вдоль дороги, шикарными виллами на возвышенности, многоэтажными супер-отелями и, конечно же, с мексиканцами в неизменных сомбреро, романтично и чуть слащаво напевающими мариачи под гитару и мексиканками в пестрых широких юбках. А еще мы поняли, вернее вспомнили, что именно такую Мексику мы видели на полотнах великого мексиканца Диего Ривьеры.
 
  “Страна контрастов” – именно так, скорее всего, сказал бы класик об этой стране. Америка, как впрочем и другие страны, тоже не лишена контрастов, но они не так разительны, как это имеет место в Мексике. С первого взгляда не составляло труда определить, насколько бедно живут мексиканцы. Многие из них ютятся в жалких лачугах, которые и жильем-то трудно назвать. Конечно же, большинство из них не имеет работы, и они кое как перебиваются случайными заработками.
 
  А тем, кому повезло, работают в сфере сервиса. Если бы не соседняя Калифорния, подумали мы, то здесь вообще не было бы  инфраструктуры. Хочу сказать, что именно американские туристы, которых тянет сюда дешевизна услуг, экзотика и, не будем скрывать, красота и доступность мексиканских, скажем так, жриц любви, способствуют развитию экономики Тихуаны и других приграничных городов. И все же, несмотря на вышесказанное, мы не заметили ни одного удрученного или смурного мексиканца – кругом одни улыбки, веселье, радость, веселая музыка и смех. Такое впечатление, что все они живут сегодняшним днем, не задумываясь о завтрашнем… Впрочем, а что им остается? Что толку грустить, если от этого не будет пользы? А еще, может быть, их спасает вера. Мексика – это традиционно католическая страна и для каждого мексиканца важнее всего в жизни верить в  Иисуса Христа. Об этом говорит и громадная статуя Спасителю, напоминающая аналогичное изваяние в Рио де Жанейро, воздвигнутая на высоком холме в непосредственной близости к океану. Иисус с распростертыми руками мудро взирает на свою паству, словно говоря – я есть, я вместе с вами, не бойтесь ничего и любите Меня. И они не боятся ничего, они счастливы хотя бы потому, что живут, наслаждаются жизнью и рожают детей, ибо жить и давать потомство – это Богоугодное дело.
 
  Особо хотелось бы отметить мексиканские рестораны. После американских гамбургеров, хот-догов и прочей фастфудовской пищи, здешняя еда показалась нам райской. Позвольте совет. Если хотите отведать настоящую мексиканскую пищу, то непременно езжайте в Мексику. Имено здесь готовятся настоящие фахиту, тамалес, начо, енчиладу, гуакамоле… именно здесь производится настоящая текилла и именно здесь вы ощутите настоящий вкус самой Мексики.
 
  Ресторан Ла Нидо расположен в самом центре Розарито-бич. Он сооружен в классическом испанском стиле – собствено помещение с множеством арок, колон и, разумеется, традиционным патио в середине. Здесь, помимо столиков, установлена древняя декоративная печь, всевозможная старинная (опять-таки, декоративная) утварь, на стенах висят пожелтевшие от времени фотографии с изображением лихих усатых мексиканцев с патронташем крест на крест на груди и винтовкой в руках, городов 19-20 веков, свадеб, корриды и прочее. Словом, зайдя в это заведение, мы соприкоснулись с небольшим кусочком истории этой страны. Затем нам подавали всякие вкуснятины с текиллой и мексиканским пивом, а в довершении всего к нам подошли трое музыкантов и спели для нас Бессаме мучо, Гуантанамеру и еще очень задушевную мексиканскую песню.
 
  О Мексике можно рассказывать бесконечно, ибо сама страна бесконечна своей удивительной историей, своими традициями, обычиями и разумеется, своим красочным настоящим. Однако, согласитесь, трудно это сделать в формате одной статьи, да и стоит ли это делать, если, как говорится в поговорке, лучше один раз увидеть…
Прошло около 3 часов, прежде чем мы преодолели расстояние в один километр. Именно столько нам пришлось ждать в очереди перед самой границей. И почти столько же нам пришлось стойко отбиваться от предприимчивых мексиканцев, снующих на всем протяжении длинной очереди и пытающихся продать нам хоть что-то: сувениры, бутерброды, одеяло, шапки, шарфы, посуду, маски. Иные просто просили милостыню, другие показывали цирковые номера, третьи что-то тараторили на испанском, чего, конечно же, мы не могли понять.

  Если в Мексику нас пропустили почти безпрепятственно, без проверки документов и прочих формальностей, то на обратном пути все происходило в точности до наоборот. Женщина-таможенник долго и внимательно изучала наши паспорта, пристально всматривалась в наши лица, задавала какие-то вопросы (наверное, на засыпку), и затем, подробно осмотрев багажник нашей машины, нехотя вернула нам документы и подняла шлагбаум.
 
  Позади быстро растворялась Мексика, а впереди нас ожидала ухоженная и предсказуемая Америка. Показались небоскребы Сан-Диего, мы вновь попали в реальный мир, а то, что было по ту сторону граница показалось сном… приятным, красочным и мелодичным сном. Хотя, кто его знает – где на самом деле реальность, а где сон…