Кимры, город - этимология

Сергей Колибаба
 

См. фото, http://www.etoretro.ru/data/media/218/1329578082e82.jpg


Кимры (с. Кимра до 1917 г.), город в Тверской области на берегу Волги,  при впадении в неё речки Кимрка (Кимарка, дл. 32 км.,  судоходна в нижнем течении), окружён  лесами, местность болотистая.  В документах   середины  XVI века упоминается как село Кимра, считают, что первоначально село было дворцовым  (подчинялось Приказу Большого дворца), затем принадлежало нескольким  князям и боярам, статус города поселение получило в 1917 г.

См. Кимры, топографическая карта (1 км); О-37-111;
http://mapo37.narod.ru/map1/io37111.html

1) Существующая этимология

а) Википедия/ Кимры

«Среди краеведов и исследователей истории Кимр наиболее распространена версия финно-угорских корней, в частности, рассматривается возможность происхождения слова «Кимра» («Кимера», «Кимеря») от названия одного из финно-угорских племён — меря. Меряне проживали в Верхнем Поволжье и бассейне реки Клязьма на территории современных Ярославской, Ивановской, в северной и центральной частях Владимирской, северной и восточной частях Московской, восточной части Тверской, южной части Вологодской и западной части Костромской областей России.

В первой половине XVIII века историк Василий Никитич Татищев высказал предположение, что Кимры являются искажением слова «Кирема». «Имя сие есть ли эстонское, мордовское, значит, медвежье — как в Естляндии был град Киремпе, по-русски — „Медвежья глава“. Кирема — река, впадающая в Волгу, по-русски — Медведица. Может, Кимры сами Киремы именовались», — писал он.

Некоторые исследователи полагают, что слово «Кимра» произошло от имени древнего племени сарматов-кимерийцев, которые могли переселиться на Волгу с Причерноморья. … Несмотря на результаты раскопок, утверждения о том, что меряне населяли территорию будущего Кимрского района, до сих пор являются спорными».

б) Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001

Селение впервые упоминается в грамоте царя Ивана IV, 1549 г. До начала XX в. называлось Кимра, по расположению при впадении в Волгу р. *Кимера. После возникновения селения гидроним был превращен сначала в Кимерка, а затем в Кимрка. В.Н.Татищев предполагал образование названия от этнонима кимеры (киммерийцы). Вероятнее более позднее происхождение от фин. или балт. основы. В первом случае ср. гидронимы Кимбуй, Кимасозеро; основу ким- связывают с фин. kiima 'токовище'. Во втором ср. с литов. kymzryne 'болото, где много сгнивших пней'. На рубеже XX в. селение превращается в город, и название получает форму множ. ч. Кимры.

2) История

а) Две грамоты Ивана Грозного  с упоминанием топонима Кимра (фрагменты)
 
* Грамота 1546 г.

В 1546 году настоятель Кирилло-Белозерского монастыря получил от царя Ивана IV (Грозного)  грамоту  на право беспошлинной покупки (и последующей продажи) 10 тысяч пудов соли в Каргополе - царь «пожаловал и велел им купить».

«Да та им соль в Москву вести и продавати по города на Белозере, и на Угличе, и в Кашине, и в Твери, и в Димитрове и по волостям и на Холопье в Ярманке, и на Кимре и по селом, где им в тех городех лучится та соль продати. А привезут ту соль к Москве или в те городы и волости и на Холопьей и на ярмарке на Кимре (ежегодная, октябрь) и по селом наместником и волостеле и их тиунам и промышленним людям и по мытом мытникам и оне с неё явки не дают ничего. ...
 
И на Ярмарке приказчики и на Кимре таможенники и мытчики и соляные дворники и весовщики и перевозчики и мостовщикичей мост ни буде с той соли и с другие десять тысяч пуд соли из денег с пуда и с судна и с кормщиков и с гребцов и казаков, которые ходят на бечеве и лете с телег и с казаков … А привезут ту соль к Москве или в те городы и волости и на Холопьей и на ярмарке на Кимре и по селом наместником и волостеле и их тиунам и промышленним людям и по мытом мытникам и оне с нее явки не дают ничего».

* Вторая грамота от 1549 года

Царь повелевает Гришке Оникееву оказать содействие Дмитровским и Кимрским таможенникам в сборе таможенных пошлин: «…да в селе деи на Кимре Кимряне и в Рогачов в лавках торгуют монастырские крестьяне, тутошние жилцы, солью и рыбою и всяким товаром и на торгу хлебом и животиною».

* Из этих фрагментов ясно, что в 1546/49 году село Кимра было значительным торговым центром (для своего времени, ярмарка) со своей таможенной службой, здесь торговали местные монастырские крестьяне (тутошные жильцы). Сюда  централизовано (монастырь выполнял повеление царя) свозилась соль в   количестве, явно превышающем потребности рядового сельского поселения. Соль - важнейший предмет торговли Московской Руси и монастырей, для чего она была нужна в значительных количествах в селе Кимра?

3) Соль и рыба в быте и торговле Руси

Соль в  основном она шла на засолку рыбы (после соли второй по важности предмет торговли монастырей – рыба), которая была главной пищей в постные дни, строго соблюдавшиеся не только в монастырях, но и всеми русскими людьми. Вплоть до  XVIII столетия морские воды Россией для промышленного рыболовства практически не использовались. Лов морской рыбы (треска, сельдь) вели новгородцы по берегам Белого моря, рыба эта редко доходила до Центральной России. Из существующих документов известно, что «рыбные ловы» жаловались дворянству и монастырям, собственно вся Волга была поделена между светской и духовной властью, причем на Верхней Волге, по мнению исследователей, церковные  владения преобладали.

а) Чернецов А. В., Куза А. В., Кирьянова Н. А. Земледелие и промыслы // Археология СССР. Древняя Русь: город, замок, село. М., 1985. С.226-231, 241-242


«Источники XVI века фиксируют на Руси наличие многочисленных промысловых деревень и слобод, населенных специалистами-рыболовами; значительный процент профессионалов-рыбаков среди посадского люда; оживленную торговлю рыбой на городских рынках; всевозможные повинности, взимавшиеся рыбой феодалами с подвластных селений и т. д. …

Список рыб, охваченных промыслом в Древней Руси (до XIV в.), по палеоихтиологическим данным, насчитывает 29 видов: осетр русский, осетр балтийский, севрюга, стерлядь, семга, кумжа, сиголов (волховский), сиг, лудога, сом, налим, щука, судак, окунь, ерш, лещ, синец, сырть, язь, голавль, жерех, чехонь, густера, сазан, линь, карась, плотва, красноперка, вырезуб, уклея, распределяющихся по семи семействам: осетровые, лососевые, сомовые, тресковые, щуковые и карповые. Кроме того, найдены кости сельдей, по всей вероятности, привозных.

По сравнению с предшествующим периодом (VIII—середина X в.) уловы стали разнообразнее. Количество разновидностей рыб в них увеличилось почти вдвое (29 против 17). … Данные наблюдения свидетельствуют о дальнейшем и интенсивном развитии рыболовства. Промысловые способы лова — невода и сети преобладают над индивидуальными (крючные снасти и колющие орудия). …

Пойманную рыбу сушили в специальных печах, ее вялили на солнце, обрабатывали горячим копчением или замораживали. Первоначально (Х-ХIII вв.) рыбу солили редко, поскольку это связано с большим расходом соли, избытков которой на Руси не было. Однако сохранить впрок много рыбы без соли нельзя. Увеличение уловов стимулировало быстрое развитие солеварения.
 
В документах XIV—XVI вв. соленая рыба упоминается постоянно. Из рыбы готовили разные блюда. Ее употребляли «на пар», «в уху», «на тело». Шла в пищу и икра (не только черная, но и сиговая, и щучья). Словом, не единичные факты, а массовые свидетельства источников включают рыбу в число важнейших продуктов питания населения Древней Руси.

Первоначально промысел базировался на небольших, доступных более примитивным и простым способам рыболовства придаточных водоемах. Постепенно он охватывает крупные водные бассейны и выходит на широкие озерные пространства. Без технического перевооружения этого не могло бы быть. Наметившиеся сдвиги свидетельствуют и о другом важном явлении: такое рыболовство нельзя считать спорадическим, ведшимся от случая к случаю, временным. Оно было постоянным, регулярным, использовавшим разнообразную ихтиофауну, а, следовательно, профессиональным или полупрофессиональным. Процесс трансформации рыбного промысла в самостоятельную отрасль хозяйства шел постепенно, существенные успехи в нем определились на рубеже XII-ХIII вв. …

К XVI веку многие феодалы, особенно монастыри, всемерно расширяли и интенсифицировали свое промысловое хозяйство, превращая его в товарное производство. Некоторые из них завели даже специальные дворы, где хранилась и перерабатывалась рыба».

* См. средневековую миниатюру. Ловля рыбы. Миниатюра первой половины XVI в. (ГБЛ, ф. 98, № 80, л. 188 об.). http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000170/st006.shtml

* Лука 5:4: «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова». В тексте написанным на еврейском языке, слово «сеть»  обозначено  термином  МИХМАР сеть, невод, производный от корня КАМАР, КИМЕР расставлять невод, ловить рыбу неводом.

б) Монастырское подворье

В узловых пунктах формирующей русской промысловой и торговой системы монастыри (треть всех земель принадлежала монастырям) имели свои подворья - удаленное представительство монастыря, где  размещали паломников, собирали  доходы и пожертвования, в сельской местности, местонахождение представителя монастыря, управляющего  соответствующей хозяйственной деятельностью.  В крупных монастырях, имевших в своих владениях сотни  сел и тысячи крепостных, создавались приказы по управлению этими хозяйствами, а селами, слободами (хозяйством) управляли уполномоченные «соборные старцы», монахи или монастырские люди (бельцы).

в) Людмила Салеева. Возродить из прошлого; http://kimrypress.ru/news/vozrodit-iz-proshlogo.html

«Существование подворий на территории Кимрского края документально подтверждены архивными документами, находящимися в Краеведческом музее. Начало им даёт Средневековье. Известный Свято–Успенский Старицкий монастырь (осн. пер. пол. XVI в.) владел селом Губин Угол (прим. 20 км. от г. Кимры) с окружавшими его деревнями и расположенными на их территориях прекрасными церквями. Село и деревни Богунино  (в 5 км от г. Кимры) принадлежали Тверской Епархии, основанной в 1271 году, а именно Отрочу монастырю (Тверь, XIII в.),  а село Каюрово (15 км. от г. Кимры) с деревнями – Тверскому Рождественскому монастырю (изв. с 1514 г.).
 
В наших краях вотчиной владел Московский Симонов монастырь (ок. 1370 г.). Село Ильинское (21 км от г. Кимры) с деревнями принадлежало Московскому Архангельскому Собору (Кремль). Вплоть до 18 века обширные  владения были у Московских Патриархов в Горицах (50 км от г. Кимры) и Стоянцах. Землями нашего края владел Калязинский монастырь, а село Быково с деревнями принадлежало Кашинскому Сретенскому монастырю».

4) Обобщение и вывод

Существующая этимология топонима Кимры (Кимра) очевидно примитивна и надумана (не соответствует действительности), оторвана от жизнедеятельности (быта, обычаев, традиций) христианского населения данной территории в момент формирования села.
 
Итак, что нам известно  о селе Кимра?

1. Дворцовое (торговое) село в середине  XVI века, статус до этого времени не известен, возможно, монастырское, судя по грамоте 1549 года: «на Кимре Кимряне и в Рогачов в лавках торгуют монастырские крестьяне, тутошние жилцы, солью и рыбою».  Согласно грамотам 1546/9 гг. царь Иван Грозный направляет деятельность монастырей (по торговле солью и рыбой) именно на Верхнюю Волгу (Кимра, Углич, Кашин, Тверь).

2. Верхняя Волга и её притоки - основное нерестилище ценных видов рыбы.

3. К середине XVI века лов рыбы на этом участке Волги (и очевидно в селе Кимра) приобрел «промышленные» масштабы; судя по источникам, в кладовых монастырей имелись значительные запасы соленой (сушеной) рыбы (сотни бочек). Рыболовство на Волге приобрело постоянный характер, существовали села и слободы, профессионально занимающиеся ловом рыбы.

4. Берега реки Волга и притоков (а также и озера) были распределены между монастырями как «рыбные ловы», протяженность таких угодий достигала до 100 км. Документы этого периода показывают, что за «рыбными ловами» велся строгий контроль, виновных в «браконьерстве» разыскивали и наказывали. «Ловы» жаловались на длительное время и на определенный период (год, месяц, и даже дни).
 
Село Кимра в период своего основания, очевидно, было поселением профессиональных рыбаков, окружающие земли в сельскохозяйственном отношении были скудными (леса, болота), и население занималось различными промыслами. К  XVI веку выделились главный промысел  - рыболовство и торговля соленой рыбой.
 
Вывод

Русским языком не удалось объяснить уникальный топоним «Кимра» (существует в единственном числе), остаётся обратиться к сакральному языку иудеохристианства – ивриту и библейским образам.

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем первоначальный  топоним КИМРА  в форму приближенную к грамматике иврита, удалим гласные буквы (иврит – язык согласных букв) – КИМРА = К.М.Р.; нас сразу же «выплывает» термин иврита КАМАР, КИММЕР ловить рыбу неводом.

* КИМРА = ивр. КАМАР, КИММЕР расставлять невод, ловить рыбу неводом, закидывать невод. Производный термин, применяющийся в Святом Писании  - МИХМАР, МИХМЕРЕТ сеть (для ловли рыбы), невод.

б) Библейский образ

* Аввакум 1:15: «Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы  (МИХМЕРЕТ, от КАМАР) свои, и от того радуется и торжествует».

* Исаия 19:8: «И восплачут рыбаки, и возрыдают все, бросающие уду в реку, и ставящие сети (МИХМЕРЕТ, от КАМАР) в воде впадут в уныние».
 
Таким образом, очевидно, что русский топоним КИМРА образован от библейского корня КИММЕР ловить рыбу неводом; т.е. место, где ловят рыбу неводом ("рыбный лов"), поселение рыбаков.

Найденный нами еврейский корень характеризует социальную действительность на время образования этого населенного пункта - село было основано как поселение рыбаков. Топоним выделяет период перехода от местного рыболовства в интересах семьи к промышленному рыболовству и торговле соленой рыбой в масштабах государства.