На площади в Констанце

Александр Ерошкин
 

Из книги «Велосипед с прицепом»


Всю нынешнюю ночь я провел в Констанце, городе на берегу Боденского озера, там, где начинает своё течение река Рейн, первая река Западной Европы, эту реку в советских учебниках называли сточной канавой Западной Европы. Но я не об отходах, не о грязи, не о подземных водах, которые нельзя пить. Я о политике и о той лжи, которая ей свойственна. Теперь я точно знаю, что где политика, там море ложного, там  подмена понятий и – истинный смысл  слова забыли, а я-то помню – вероломство.  Подмена понятий и есть вероломство! С детства помню из Шекспира: « О, женщины, вам имя – вероломство!» Это о тех, кому поверили, кому доверились, а они обманули.  Просто обманули. Им поверили, им доверили сокровенные слова и чувства, им рассказали нечто, как на духу, а они обманули. В политике нельзя ни верить, ни доверяться. Там каждый себе на уме. Не разубеждайте их в этом, иначе вас  принесут в жертву.

Я ведь вовсе не случайно в Констанце. Брожу по  городу, прислушиваюсь к разговорам, вникаю в  реплики, слежу за культурными программами.  Меня интересует всё, что говорят, пишут и печатают об очень известном чешском деятеле Яне Гусе: 6 июля 2015 года - 600 лет со дня сожжения его на костре.

Есть или нет официальная программа в связи с этой датой, я не знаю. В Чехии эту дату помнят, Яна Гуса чтят, но об идеях, которые он продвигал и за которые сгорел на костре,  стараются молчать. Оказывается, они опасны и через 600 лет.

А что о нём говорят в Германии?  На бытовом уровне, похоже, его вообще не вспоминают, хотя ходят ряженые якобы в одеждах тех времён,  есть ещё один повод для карнавала.

Знают ли сегодня в Констанце о том, какие идеи проповедовал сожжённый?

В канун Пасхи по некоторым каналам немецкого телевидения показали театральные представления о казни Иисуса на Голгофе. Ряженые под эпоху древнего Рима устроили некое подобие шествия на Голгофу, якобы вели  обречённых на смерть, несли символические кресты гигантских размеров, а потом на горе водружали три креста. Телевизионщики показывали шествие многих прошлых лет. Оказывается, это традиция, которая собирает множество туристов из разных стран. На этой традиции дельцы хорошо зарабатывают. Сатанизм в чистом виде. Оправдание греха.

А что в Констанце? Имитация костра, на котором сожгли Яна Гуса? Нет, люди ничего не говорят ни о костре, ни о Гусе, но, похоже, организуй им это зрелище, никто не откажется в нём участвовать. Современное общество к участию в греховном действии всегда готово.

Остановил пару групп ряженых. Они не знают, по какому поводу собираются. Просто карнавал, просто праздник, чтобы весело было.

Об идеях, которые отстаивал Ян Гус, спрашивать бесполезно, о них никто не знает. Один паренёк посоветовал мне посмотреть в интернете. Так-то вот.

А Гус в Вифлеемской часовне выступал с обличением католической церкви.

- А тебе известно, против чего он выступал и какие идеи отстаивал?

- Только в общем виде. Я ведь не историк, я любитель. Называю некоторые идеи по памяти.
Нельзя взимать плату за таинства.  – Взимают до сих пор, это серьёзная статья дохода  любой конфессии.

Нельзя продавать церковные должности.  Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.– Продают. Время от времени вспыхивают скандалы, но практика такая не прекращается.

Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания:  «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
Собственность должна принадлежать справедливым.  Несправедливый богач есть вор. – Скажите об этом тому одному проценту, у которых собственности больше, чем у остальных 99 процентов.
Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
Вот основные требования Яна Гуса, ничего  особенно в них и нет.

В интернете много материалов о чешском просветителе, но ряженые в Констанце не знают об этом. Ряженые в других местах знают ещё меньше. Карнавал стал формой массового развлечения, приманкой для туристов. Идёт формирование массовой слепоты. И уже все забыли, что Ян Гус просвещал, проповедовал, сложил несколько песен, ставших народными.

А вот про главную заслугу Яна Гуса католичество молчит, до сих пор оно не может простить Гусу то, как  он  провёл реформу чешского правописания. Кто изучал немецкий, французский, английский, тот помнит, что не все звуки имеют свою букву, что некоторые звуки обозначаются двумя, тремя, четырьмя, а то и шестью или восемью буквами. Аналогичного требовали и от чешского языка при переводе его на латиницу. Не должен язык славян быть лучше, чем у , А Гус добился, что  каждый звук чешской  речи получил свою отдельную букву. Он разработал систему диакритических знаков, они пишутся  над буквами  и меняют произношение латинских букв, как две точки над е, предложенные Екатериной Дашковой, превращают букву в ё.

В общем, в Констанце я окончательно понял, что подлинную историю никто не хочет помнить, какие-то серьёзные исторические даты используются как повод повеселиться. В Констанце  карнавалы, шествия и праздники вроде бы и привязаны к  круглой дате – 600-летию сожжения Яна Гуса на костре, но  в очередной раз не стали поводом вспомнить о заслугах чешского просветителя.

То, о чём писал русский поэт Фёдор Иванович Тютчев  в стихотворении  «Гус на костре» ещё в 1870 году, и через полтора века актуально. Мне думается, что актуальнее, чем было.

Вот это стихотворение.

Костер сооружен, и роковое
Готово вспыхнуть пламя. Все молчит.
Лишь слышен легкий треск — и в нижнем слое
Костра огонь предательски сквозит.

Дым побежал — народ столпился гуще,
Вот все они — весь этот темный мир:
Тут и гнетомый люд — и люд гнетущий,
Ложь и насилье — рыцарство и клир.

Тут вероломный кесарь — и князей
Имперских и духовных сонм верховный,
И сам он, римский иерарх, в своей
Непогрешимости греховной.

Тут и она — та старица простая,
Не позабытая с тех пор,
Что принесла, крестясь и воздыхая,
Вязанку дров, как лепту, на костер.

И на костре, как жертва пред закланьем,
Вам праведник великий предстоит,
Уже обвеян огненным сияньем,
Он молится — и голос не дрожит.

Народа чешского святой учитель,
Бестрепетный свидетель о Христе
И римской лжи суровый обличитель,
В своей высокой простоте

Не изменив ни Богу, ни народу,
Боролся он — и был необорим —
За правду Божью, за ее свободу,
За все, за все, что бредом назвал Рим.

Он духом в небе — братскою ж любовью
Еще он здесь, еще в среде своих,
И светел он, что собственною кровью
Христову кровь он отстоял для них.

О чешский край — о род единокровный!
Не отвергай наследья своего —
О, доверши же подвиг свой духовный
И братского единства торжество!

И цепь порвав с юродствующим Римом,
Гнетущую тебя уж так давно,
На Гусовом костре неугасимом
Расплавь ее последнее звено.

Слова Тютчева оказались пророческими. Гусов костёр неугасимый  горит до сих пор. И до сих пор находятся добровольные помощники, которые по простоте святой, по неведению продолжают подбрасывать добровольно свой хворост в огонь, поддерживая горение, несущее смерть человечеству.
Когда я учился в школе, про Гуситские войны мы что-то проходили, но в суть не вникали: давно это было, далеко от нас, мысли и дела сторонников Гуса казались смутными и лично нас не касались. Во взрослой жизни мы этой темы не касались, а вот при охоте на слова судьба Гуса зацепила. Более всего меня удивило то, что его чествуют по католическим традициям, которые он отвергал. Вы понимаете, какая наглость. Но ему не прощают того, что он сделал для чешского языка, приспособив латиницу  к народной речи. Весь Запад подстроился под латиницу, подчинился латинице, которая и алфавитом-то по-настоящему не является, так, система каких-то знаков – не более.  и сейчас в немецком, к примеру, звук, эквивалентный русскому ш передаётся тремя  буквами   sch, ч – четырьмя tsch, а щ - аж  шестью schsch или семью schtsch буквами.
Чешский язык был взят за образец при латинизации словацкого и хорватского языков, а приспешники Западной идеологии и католичества планируют латинизировать украинский и белорусский языки по образцу, предложенному Яном Гусом. Но при этом  по причине критического отношения ректора Пражского университета к латинскому языку Ян Гус до сих пор не реабилитирован. Для сатанистов теория Гуса, похоже, да что там похоже, она опасна до сих пор. Гус и его взгляды и сегодня мешают тёмным силам установить своё господство на земле. Потому они так неистовствуют сегодня.
Отыскал в интернете ссылку на так называемый чешский вопрос и мнение И. С. Аксакова, который,  ссылаясь на тютчевское стихотворение,  писал: «Пренебрегая вопросом религиозным, Ригер, Палацкий и прочие чешские корифеи говорят: «Мы так просвещены, что переросли эти заботы», т. е. имея очи — не видят, имея уши — не слышат, что весь мир, весь образованный исторический мир, просвещенный не менее Чехии, волнуется и мятется в настоящее время именно по поводу вероисповедных задач, томительно ищет им решения, и что вся историческая судьба Европы явно висит теперь на вопросе не политического, а религиозного свойства. Чешские политики усердно вспенивают народное чувство к Гусу, празднуют его память при всяком удобном случае, и в то же время, собственными же руками разрушают свои усилия, потому что Гуса, сожженного Римом на костре за стремление к славянской национальной церкви, чествуют латинскою обедней, латинскою азбукой, и из Гусова дела изъемлют вон именно то, в чем заключался весь его смысл и значение, т. е. его вероисповедный подвиг! Здесь кстати заметить, что Тютчев, в прекрасных стихах по поводу четырехсотлетнего юбилея Гуса, вновь напоминал «чешскому роду» о необходимости скорее расплавить
На Гусовом костре неугасимом
звено той цепи, которая приковывает чехов к Риму».
В этой пространной цитате есть весьма важное  сообщение, что Тютчев писал своё стихотворение к четырехсотлетнему юбилею Гуса. Не значит ли это, что все даты, которые сопровождают этого деятеля, то есть Яна Гуса, надо передвинуть на сто лет к нам ближе? Значит, искажение исторического прошлого продолжалось и в ХХ веке, идёт этот процесс и сегодня.