Любовь к шерстистым носорогам

Валерий Олейник
Ледниковый период.
На Земле  живут мамонты, олени, бизоны, пещерные львы, медведи, гиены и прочие твари, которые не успели вымерзнуть или умереть от голода.
В истории этот период называется галоцен, он охватывает 100000лет, к стати мы до сих пор в нем живем.
С изменением климата начались изменения и в "прическах" всех животных.
Огромный тригонтериевый слон, достигающий в высоту пяти метров, стал стремительно
уменьшаться в размерах и отращивать себе длинную "прическу," в зимнее время юбка из волос , опоясывавшая его мощную фигуру, составляла длину до полутора метров.
И это уже был мамонт, кстати на Таймыре мамонт не превышал в высоту более двух метров.
 Не отставал от мамонта, по состоянию своей "прически" и носорог, в следствии своей
защитной реакции на экстремальные холода. Так он и получил название шерстистый
носорог .
Занимаясь его изучением я посвятил этому животному несколько лет жизни, собирая
всю информацию касающуюся жизни вымерзших и современных носорогов.
В результате стал специалистом в этой области, приобретя еще одну специальность
художник - палеонтолог. Занятие, должен вам признаться, очень интересное и увлекательное. Восстановление образа животного по его незначительным останкам.
И так мой рассказ о шерстистом носороге.
Первого своего носорога я выполнил для Красноярского краеведческого Музея, надо отдать должное директору Музея Ярошевской Валентине Михайловне, делая проект
залов природы, родилась идея - установить макет, муляж крупного животного, и я предложил шерстистого носорога, поскольку о его существовании, когда то, на территории
Красноярского края,  мало кто знал, многие люди просто не догадывались.
  Идея сама по себе довольно призрачная, самое главное - как это сделать?
Валентина Михайловна в меня поверила и дала добро.
Вдохновленный я приступил к работе, начав со сбора материала, объехав все крупные
Музеи в стране, которые имели отношение к этому вопросу.
Три месяца шла работа над макетом в масштабе 1: 10. Должен сказать что почти все скептически относились к этой работе, проводил я ее на собственном энтузиазме и за свои деньги, получится хорошо, у меня его купят, не получится - извините !
Помог мне в этой работе Николай Бердюгин, замечательный парень и хороший художник, работавший со мной ещё над Музеем Красноярской железной дороги и Музеем Ачинского НПЗ, где я подключил его в работе над диарамами.
 Показав маленький макет дело сдвинулось, у многих появилась заинтересованность.
Для меня, как художника , главное добиться эффекта присутствия, то есть сделать
носорога " как живого", но это не так просто.
Размеры внушительные, при длине 4,5 метра, площадь кожного покрова составила 13 кВ.
метров. Я экспериментировал с разными материалами, пытался красить шерсть, использовал искусственные материалы, результат отрицательный, оставалось найти натуральный материал, а это овцебык или як, но они в красной книге.
И вот тогда родилась идея использовать сарлыка- гибрид овцебыка и домашней коровы, но найти их можно только в Туве, на границе с Монголией.
Я нашел человека который пообещал мне помочь, но шкур требовалось много.
Разработанный мной способ установки волос и шерсти  предполагал использование только шерсти, сама кожа уже была не нужна.

  Такой способ установки шерсти давал возможность максимально приблизиться к натуральному цвету. Изученный материал убедил меня, что я правильно выбрал цветовую гамму, впоследствии мне удалось убедить сотрудников Музея палеонтологии академии РАН.
В итоге на носорога уходило небольшое стадо сарлыков11 - 13 особей, поскольку с каждой шкуры срезалось около одного квадратного метра шерсти, притом, что длинная шерсть, у сарлыков проходит по хребту, по низу  живота и на боках, задней части бёдер
 Так называемая юбка носорога, требовала самой длинной шерсти, ещё загривок, холка.
 Так родился образ шерстистого носорога, который впоследствии тиражировался и интерпретировался другими художниками,  пытавшимися  воспроизвести в различных материалах, начиная с керамики, гипса, папье - маше и другие.
Должен добавить , что современный носорог сильно отличается от шерстистого, прежде всего формой черепа, рога современного смотрят вверх, вследствие этого носовая перегородка у них хрящевая и довольно слабая,  у шерстистых носорогов передний рог смотрит вверх и вперёд, его основная функциональная принадлежность разгребать снег, помогать продираться сквозь кустарники, рог стачивался по бокам и приобретал форму хоккейной  клюшки.
 В следствии этих особенностей и разная форма черепа. У древнего носорога череп приплюснутый, в основании переднего рога, мозоль на который крепится рог достаточно  широкий, представляя собой круглую площадку с пористой структурой кости, отверстия для ноздрей находятся по бокам черепа, у современного впереди, почти над верхней губой.

 Надо сказать, что рога носорога, как древних так и современных состоят из сросшихся  и ороговевших волос и это не кость, эти рога напичканы  таким составом , что их владельцы, самцы и самки становятся очень агрессивными, самки даже более свирепые чем самцы.
 Если мозг слона или мамонта по размеру такой же как у человека, то мозг носорогов размером с кулак, так что философами их не назовёшь, хотя надо сказать , что у Иммануила  Канта мозг был в два раза меньше, чем у нормального человека, но это позволило ему стать родоначальником немецкой классической философии.
Ещё он заявил:" Русские - наши враги !", это уж точно последствие маленького мозга.
Простите за отступление.
 И так предок шерстистого носорога - эластомерий, они конечно мало похожи, на первый взгляд, но для специалиста ясно: как человек произошёл от обезьяны так и носорог произошёл от эластомерия, хотя внешне они похожи, я повторяюсь, как свиньяна корову.
Но таковы парадоксы эволюции, в этом Дарвин был прав, желание выжить толкало все Божьи твари изменять свою внешность до неузнаваемости. Носорог не исключение, и он отрастил себе передний  рог, длиной полтора метра, по своим параметрам это было второе, после мамонта существо, достигающее 3,5 тонны живого веса, высоту в холке 1,5 м - 1,8м, имевший огромную силу в ногах, да и во всем теле, бежал со скоростью до 50 км в час, но короткие отрезки, с легкостью перепрыгивая через канавы.
Но древние носороги не перешли Берингов пролив, вернее перешеек, часть суши впоследствии ставшей Беринговым проливом .
Но вот мамонты не поленились и перешли, распространившись вплоть до южной Америки,
за ними устремились наши сибирские ребята, назвавшие себя, впоследствии северо - американскими индейцами, в подтверждение этой теории есть неопровержимые доказательства, посмотрите на аборигенов Аляски, бывшей нашей территории.
Как вы думаете , почему молчат американцы, когда японцы требуют вернуть четыре острова,  потому, что мы Аляску потребуем !
Индейцы на нас похожи, чего не скажешь об американском президенте, он гордость Кении. Я думаю они скоро выпустят свои деньги с изображение лауреата Нобелевской премии, президента США Барака Обама.
Опять возвращаюсь к своему любимому носорогу. Нет смысла писать его латинское название, вам это не интересно, но вот забавные случаи с ним, другое дело.
Носорог которого вы видите на фотографии предназначался для ханты - мансийского Музея Природы и Человека, перед отправкой я вывез его в лес, это роща в одном из районов Красноярска, весь этот процесс снимало центральное телевидение.
Моя мастерская находилась на восьмом этаже, ради работы над носорогом  убрал стенку в трехкомнатной квартире, конструкцию муляжа  разработал таки образом, что бы  в готовом виде носорог  разбирался на три основные части, позволяющие разбирать и транспортировать животное.
И вот мы привезли и собрали зверя  как раз на тропе лыжников, перепуганные спортсмены, сбившись в кучу, не далеко, со страхом смотрели на носорога, затем с опаской объезжали и оглядывались, не погонится ли разгневанный носорог за лыжниками.
Этот сюжет должны были показать по  центральному ТВ, мне сказали на какой день назначен показ, я позвонил в Ханты - Мансийск  директору музея Степановой Людмиле Васильевне, что бы они увидели своего носорога,  за месяц , до установки в экспозиции Музея.
К стати Музей Дарвина в Москве и Музей палеонтологии академии РАН сделали заключение для Ханты - Мансийска, что я единственный в России, кто может выполнить
эту работу.
Действительно в то время в мире только три человека могли её сделать , один голландец ,но он делал из пакли, итальянец выполнявший из синтетических материалов, как Вы понимаете все эти способы не могли  достигнуть эффекта присутствия, мой носорог мог раздвинуть стены экспозиции у мадам Тюссо.
Я запатентовал свой способ и самого носорога.
Да так вот когда открывался краеведческий  Музей в Красноярске, после длительного перерыва и ремонта, на открытии присутствовали Валентина Матвиенко и тогдашний губернатор Александр Лебедь.
Интересная реакция губернатора, музейщики снимали на видео, потом смеясь рассказывали.
 Сам Александр Иванович с недоумением смотрел на зверя, не зная что сказать, даже не предполагая:"Откуда его привели !"

В Дудинке мой носорог  несколько лет был лучшим экспонатом музея.
На открытии экспозиции я предложил дать имя носорогу и мы провели конкурс среди посетителей.
Поступило почти сорок заявок, и них я выбрал пять и предложил хлопать в ладоши, после прочтения каждого.
 Больше всех и самые сильные аплодисменты прозвучали, когда я назвал имя "Юнко",
на долганском языке значит "Весточка из прошлого". Мой носорог до сих пор живёт с этим именем.

Женщина долганка, выигравшая этот конкурс получила в подарок аммонит - огромную окаменевшую раковину, которой на тот день исполнилось ровно 60 миллионов лет.
Эта раковина из личной коллекции знаменитого геолога.
Сотрудники музея подарили и мне такую же, храню её как память о прекрасных людях, живущих на Таймыре, среди них директор Музея Корнеева Ольга Павловна.
 Эта работа состоялась благодаря её энтузиазму.

Ольге Павловне удалось убедить губернатора Таймыра  Александра Хлопонина, он обозвал меня русским "Кулибиным" , заявил что его администрация три месяца не работала, искала альтернативу Олейнику, махнул рукой и согласился ( Теперь Хлопонин
вице премьер правительства России, но это не потому что он согласился что бы я выполнил эту работу)

И так носорог , за ним последовал плейстоценовый бизон, мамонт, тригонтериевый слон, пещерный медведь.
Я имел большой желание сделать гигантского оленя Мегацериса,  с размахом рогов 4 метра.
Но этот зверь требовал больших площадей и моя разработка оказалась концептуальной.
Но поверьте мне, уважаемые читатели Мегацерис выглядел бы потрясающе модным.
Представьте человек своим ростом доставал ему как раз к животу, это сколько было бы желающих сфотографироваться под брюхом у оленя.

Ещё одна история связанная с Юнко.
Установив носорога, у меня проснулся талант писателя и дар сочинительства ( шутка)
В музее , в Дудинке я придумал и  рассказал легенду о единорогах Индриках, рог которых приносит счастье человеку, который коснётся и потрёт его рукой или другой, любой частью тела.
Но по видимому в прошлой жизни я был шаманом, люди мне поверили, сначала сотрудники музея, затем посетители отполировали рога до зеркального блеска так, что
заглядывая в возникающее изображение можно увидеть свою судьбу.
Шутка шуткой но в Европе носорогов встречали вплоть до 11 века, так что легенда о единорогах имеет все основания жить и размножаться.

В одном из скандинавских  музеев хранились два рога шерстистых носорога, пока их не увидел один умный человек, он сумел доказать, что эти рога принадлежали современным носорогам, на них отсутствовали годичные кольца. Вот вам пример как бывает обманчиваприрода.
В одном норвежском заопарке( могу ошибиться) жил  черный носорог, и вот от пережитых зим у него начали появляться наросты - годичные кольца на рогах. Факт, с которым не поспоришь. Это предостережение для всех рогоносцев, оказавшись на севере, не удивляйтесь появившимся бугоркам на ваших рогах, толи ещё будет.

Должен рассказать ещё об одной детали: растущие рога носорогов состоят из пучков сросшихся волос, коротена, копыта животного из того же слоистого  материала, белок ,которыйскрепляетэтипучкиволосимеетвсвоёмсоставето , радичегоиохотятсянаносорогов.
В  передней части рогов  эти волосы растут быстрее, с обратной помедленнее, поэтому рог загибается, как сабля, если вы встретите носорога, на своём жизненном пути, знайте: он дорожит своими рогами не меньше, чем высвоими, поэтому выключите своё желание спилить ему рога и оставить их себе, это все равно, что кота кастрировать, кот становится вялым и безразличным к окружающей среде.
Сейчас на черном рынке рог стоит 2500-3000$, поэтому желающих срезать бедному животному его достопримечательность -  хоть отбавляй.

Даже самки носорогов, имеющие рога, свирепые не меньше самцов , в запарках оставляя их в одном загоне, могут забодать самца, нанеся ему колотые раны, не совместимые с жизнью. Вот что значит настоящая женщина, знает как воспитывать самца и захватить территорию.

Особую благодарность стоит выразить коллективу, с которым выполнялась эта работа,
замечательный скульптор Коля Шаламов, его жена Лена Шаламова, она художник график и живописец, преподающая в Красноярском художественном институте, Галина Стыркова со своим мужем, эти ребята мужественно и самоотверженно "полюбили" клей "Момент", терпеливо пронесли эту «любовь»  до окончания работ, Настина Наталья, принимавшая участие уже в следующих разработках.
А также моей собаке, ротвейлеру  по кличке Ненси, все это время она охраняла художников от происков шерстистого носорога и мастерскую от набегов любопытныхжурналистов.

Конечно работа над муляжами животных была дизайн - проектом и состоялась как дизайн - проект, впрочем как и все работы выполнявшиеся моей фирмой , интерьеры  офисов, квартир , проектирование и работа над коттеджами, оформление музеев и выставок, ландшафтный дизайн.
Каждый проект был индивидуален. Чем сложнее работа, тем она интереснее, но это уже отдельная история.

Когда я установил своего первого носорога в Красноярском краеведческом Музее, я пообещал Валентине  Михайловне Ярошевской, что носорог двести лет простоит, уверен
так оно и будет.
Будете в перечисленных музеях, увидите моего носорога, не забудьте потереть на счастье
рог и задумать желание, оно обязательно исполнится.



Роман "Манфред" Глава 2. Охота на носорога. http://www.proza.ru/2015/04/18/1110




Ссылка на информацию в печати http://www.krasrab.com/archive/2002/04/30/35/view_article