Шесть веков еврейского Брацлава

Александр Вишневецкий
Мир еврейских местечек...
Там до дыр зачитали Талмуд,
там не хуже раввина собаки, коты и коровы
понимают на идиш и птички на идиш поют;
там на каждый жилет – два еврея, четыре заплаты,
там на каждую жизнь – по четыре погрома, по три...
Анатолий Кобенков.
Из книги стихов «Круг»

Трагическая гибель еврейских местечек - тяжелейший удар по всему дальнейшему развитию еврейского народа и особенно ашкеназийского еврейства. Проследить  историю их существования и гибели можно на любом местечке Восточной Европы -  Украины, Беларуси, Прибалтики, Польши, Румынии. Из огромного числа этих местечек на сегодняшний день  не осталось ни одного, где еврейское население составляло бы хоть какую-то весомую часть населения. И только кладбища и заброшенные синагоги все еще напоминают, что здесь еще совсем недавно – где-то около 75 лет тому назад жило полноценной жизнью  еврейское население со всеми его проблемами, бытовым укладом,  с общением на языке идиш, с соблюдением еврейских традиций и обычаев. Когда знакомишься с историей местечек, особенно в черте оседлости, то поражаешься тому, что, несмотря на ужасающие условия проживания, бесконечную череду гонений, погромов и преследований местечки продолжали существовать и даже развиваться, и только фашисты и Советская власть смогли довести процесс уничтожения местечек до конца. В постоянной антиеврейской вакханалии на протяжении веков «видное» место занимала Украина – историческая родина бесчисленных  еврейских погромов. Погромы представляли собой организованную и обычно спровоцированную резню при  наличии какого-нибудь повода, обычно надуманного.
 В этом материале мы обратимся к одному из небольших местечек Украины, чтобы на его примере проследить историю еврейских местечек от начала еврейской жизни там и до конца. У евреев всегда на слуху сочетание слов - «Нахман из Брацлава». При этом акцент всегда ставится на Нахмане - одном из самых видных представителей хасидизма, а само местечко, где он проживал часть своей жизни, остается в тени. Между тем сама история еврейского Брацлава весьма типична и поучительна. Как и любое другое местечко черты оседлости, в Брацлаве евреи жили в тесных улочках местечка,  небольших покосившиеся домиках при  плотной застройке и в многодетных семьях. И, конечно, были  обязательные атрибуты местечка – синагога, рыночная площадь, кладбище на открытом возвышенном месте. В Брацлаве это старое кладбище находится на высокой скале над рекой Южный Буг, и там есть   памятник погибшим жителям города. Брацлав (на идиш название местечка звучало как «Брослев») –   нынче поселок городского типа Немировского района Винницкой области,  был основан в 14 веке (в 1362 году), когда эти земли были захвачены великим литовским князем Ольгердом.  Вплоть до конца 17 века он был ареной конфликтов в борьбе за контроль над этими землями между Польшей, Литвой, крымскими татарами  и Россией, и каждый из этих конфликтов трагически отражался на живших здесь людях, и особенно на еврейском населении. В  60-х годах 15 столетия было создано Брацлавское воеводство, которое после 1569 года отошло к Польше.       Во времена польского владычества Брацлав  представлял особое воеводство, благодаря наличию укреплений  и крепостного замка, и назывался главным королевским городом воеводства, к которому принадлежали значительные земли Подолии. В 1479 году, когда крымские татары захватили и уничтожили Брацлав,  более 600 человек, среди них 400 евреев,  погибли в один день (правда, в современных исследованиях эта цифра погибших тогда евреев ставится под большое сомнение, т.к. если и были в то время евреи в Брацлаве, то их было значительно меньше). Документально подтверждено пребывание евреев в Брацлаве, начиная с 1506 года. В 1545 евреи были освобождены от строительства дорог,  чтобы они могли ездить по коммерческим делам. Евреи подвергались большим опасностям из-за нападений крымских  татар на  местечко не только в 15 веке, но и в течение 16 и 17 столетия. Когда  в 1551 году  Брацлав был осажден крымским ханом Давлетом Гиреем, евреи героически защищали Брацлав от врага, хотя гарнизон и значительная часть населения бежали. Тогда крепостной замок был разрушен этим ханом. В 1569 году во время религиозного восстания казаков гетмана С. Наливайко Брацлав неоднократно подвергался нападению со стороны казаков, громили и убивали без милосердия всех евреев и поляков. В 1635 году польский  король Владислав IV подтвердил права евреев Брацлава.
     Освободительный путь украинского народа от польского владычества в XVII веке прошел по трупам евреев.  Самым ужасным годом для евреев был 1648 год, когда Мартин Калиновский, выступавший под началом Хмельницкого, захватил город и уничтожил всех евреев. Во время резни Хмельницкого, много евреев  из Брацлава было убито в Немирове и Тульчине, где они пытались  найти убежище. В 1664 казаки и русские войска уничтожили поляков и евреев в Каменец - Подольске, Меджибоже и Брацлаве. Брацлав стал тогда ареной ужасающих зверств, совершенных против евреев. XVIII   век   принес  еврейству  Украины (и конечно Брацлаву)  "гайдаматчину" (1734-1764 годы), "колиивщину" (1764 год),  которые ставили себе  задачу "з ножем у  халяви (холява по украински - голенище сапог, примечание автора статьи)  жидив кинчать"  (согласно, Тарасу  Шевченко). Максим Железняк - главный предводитель гайдамаков в эпоху Колиевщины. Запорожский казак, он стал во главе гайдамацкого отряда из нескольких сот человек и, назвавшись запорожским полковником, сзывал к себе народ и распускал слухи об имеющейся у него грамоте Екатерины II , повелевающей истреблять поляков и евреев в Малороссии. Он прошел по Подолии до Умани, везде истребляя поляков и евреев. Как известно, в Умани в 1768 (приблизительно за 40 лет до переселения раввина Нахмана из Брацлава в Умань) вспыхнул один из наиболее зверских погромов в Украине. Число погибших еврейских и польских жертв местечка достигло не менее двадцати тысяч человек.
    Но, каждый раз после страшных преследований и убийств еврейская жизнь в местечках возобновлялась вновь и вновь. После второго раздела Польши в 1793 году Брацлав отошел к России, и было создано Брацлавское наместничество. С 1796 года ликвидированы наместничества, и территория Брацлава вошла в состав Подольской губернии.
    В начале 19-ого столетия раввин Нахман жил в Брацлаве в течение нескольких лет, и  местечко стало важным центром хасидизма  в этот период.   Шесть раз в году его проповеди в Брацлаве посещали тысячи последователей. Знаменитый ребе Нахман Брацлавский, живя в Брацлаве, создал свое  творческое наследие. Он не любил записывать, создаваемое им, и его  ученик и последователь  - Натан Штернгарц записывал рассказы Нахмана, которые благодаря ему дошли до нас. Поэтому, среди великих имен хасидского движения имя Натана Штернгарца занимает одно из почетнейших мест. Могила праведника Штернгарца расположена на старом еврейском кладбище местечка Брацлав, она не забыта верующими евреями со всего мира. Что касается Нахмана Брацлавского, то его могила находится  в Умани, где было убито казаками значительное количество евреев, попавших в круговорот украинско-польских столкновений времен Колиивщины 1768 года и ставших их безвинными жертвами. Посетив Умань, после возвращения из Эрец - Исраэль,  ребе Нахман сказал: »Сколько тут было невинных жертв, сколько тут было святых!». Он попросил похоронить его в Умани, рядом с жертвами погромов, причина такого решения была  связана с душами погибших  в резне Колиивщины, которые, по мнению Нахмана, блуждали на земле без искупления. В Брацлаве ниже могилы Штернгарца расположено здание водяной мельницы, построенное в конце 19 века купцом третьей гильдии, евреем Яковом Солитерманом.  Он работал на своей мельнице до 1905 года, когда погиб во время погрома в Одессе, но жители местечка до сих пор помнят о нем. Из дальнейших фактов по Брацлаву отметим, что в 1821 году в Брацлаве была открыта еврейская типография. Интересно посмотреть, как менялась численность еврейского населения Брацлава в течение  нескольких столетий. Согласно переписи 1765 года  в общине Брацлава проживал 101 еврей, в 1790 году - 221 человек. После вхождения  Брацлава в Россию в 1797 году здесь находилось 96 еврейских торговцев. Еврейское население составляло 3290 человек (из 7863 человек всего населения Брацлава) согласно переписи 1897 года. Помимо синагоги  в местечке в то время было шесть молитвенных домов.
     В годы первой русской революции активно работала организация Бунда в Брацлаве. Ее численность не превышала 10- 15 человек и ее основным занятием было распространение нелегальной литературы. В эти годы Бунд имел наибольшее влияние на евреев  Подолья. Но, поражение русской революции привело к прекращению деятельности Бунда в Брацлаве.
 По воспоминаниям моего тестя Наума Куцыпендика, родившегося в 1898 году в Брацлаве, (да будет благословенна его память!) февральская революция 1917 года оживила деятельность еврейской интеллигенции в местечке. Ежедневно проводились собрания по еврейской тематике. Часть выступлений была и на иврите. Ключевым вопросом полемики было создание в Брацлаве еврейского просветительского национального общества, которое затем было создано и открыло легально читальный зал и библиотеку на еврейском (идиш и иврит) и русском языках. До этого времени, начиная с 1910 года, библиотека существовала нелегально. Была также создана организация сионистской молодежи, где протоколы велись на иврите и русском языках.
     Из Волыни, Подолии, Полтавщины в сентябре 1917  начали поступать сообщения о самосудах пьяных солдат и крестьян, о беспорядках, захватах земли, погромах и насилиях над евреями в еврейских местечках и городах. В конце 1917 года  и в 1918 году главной силой погромного движения стала украинская национальная армия и  подопечные  ее "батьки-атаманы". Погромное  движение охватило также крестьянство, организовавшее  ряд  еврейских  погромов  с  массовыми убийствами, грабежами   и  резней. Известное  участие  в погромном движении  приняли в 1918-1920 годах и части  советских войск,  в  особенности  партизанские отряды,  которые  вели борьбу с Украинской Радой во главе с Петлюрой. Первый погром в годы гражданской войны состоялся в Брацлаве в 1918 году, когда украинцы из ближайших сел грабили еврейские магазины. Из деревень прибывали в местечко пустые  возы,  с  намерением  вернуться  нагруженными еврейским добром. С. Петлюра, правивший тогда  в Украине, обещал принять меры к  немедленному  прекращению  погромов и разрешить  евреям  организовать  специальные  дружины   для  охраны еврейского населения, но ничего реально не сделал. Тогда сами евреи начали создавать еврейские дружины самообороны, сформированные из евреев-солдат,  служивших  в 1914-1917  годах в русской армии во время Первой мировой войны.  Такой отряд еврейской самообороны был и в  Брацлаве,  и  он помогал в спасении евреев от погромщиков. Новой чертой  антисемитизма, появившейся в  те  дни,  являются решения крестьянских сходок из сел  Проскуровского, Литанского и Брацлавского уездов Подольской  губернии  о выселении евреев из сел. Выселяли даже тех евреев, которые жили в селах десятки лет. Выселяли  под лозунгом: "не  треба нам жидив в  сели, нехай  воны идуть соби в города". Погромы и изгнания евреев велись под предлогом, что евреи верны советской власти и в моменты восстановления советской власти на Украине находятся в ее руководстве.  Под давлением Красной Армии войска Петлюры отошли  к Каменец-Подольску, где удержались  более пяти месяцев  с  3.6.1919  по  17.11.1919 года. Этот период  отмечен серией самых зверских  и жестоких  погромов в  Каменец-Подольске,  Проскурове,  Копайгороде,  Браилове,  Баре, Оринино, Яхновке, Песчанке,  Шаргороде. В Брацлаве за это время было три погрома. В течение лета 1919 приблизительно 220 евреев в Брацлаве погибли в погромах, которые отличались особой жестокостью - у евреев, подвешенных за руки, отсекали саблями куски тела, других  подвешенных поджаривали  на  кострах. Жуткую  и  зловещую роль  в жизни  еврейства Украины  сыграли бандитские шайки, организованные в этот период для борьбы с большевиками. Но эти  банды  "партизан"  занимались больше еврейскими погромами. 7 мая 1919 года во время погрома в Брацлаве, 82 еврея  были убиты и 12 ранено. Погром  был осуществлен бандой Юрия Тютюнника, начальника штаба у Григорьева, союзника  Петлюры и его украинской Национальной Армии. Повстанцы, подогретые антисемитской пропагандой, срывали свою ненависть к Советской власти на евреях, которых считали большевиками и виновниками всех своих несчастий. В этот день 7 мая 1919 года по воспоминаниям Наума Куцыпендика был убит его родной брат Исаак, а во время следующего погрома в июле 1919  года был убит погромщиками его отец  и старшая сестра Броня. В этих погромах погибла также их мать, которой бандит разрубил саблей череп. Спаслись только дети и муж Брони, успевшие спрятаться на чердаке.  В  1919-1921  гг. вся Украина была во  власти банд с добровольцами  из украинских деревень. В Подольской губернии особенно пострадали местечки Гайсин, Янов, Тульчин, Брацлав, Печора, Голованевка. Повсюду выступления банд  сопровождалось кровавыми погромами евреев и русских. По сути, это было повторением  Колиивщины. Для разгрома крестьянского восстания были собраны все силы, ставшей к тому времени советской, Украины, в том числе и членов еврейских социалистических партий.
В период между двумя мировыми войнами как следствие погромов и отъезда многих евреев  в большие  города после ликвидации черты оседлости, число евреев в  Брацлаве постепенно  снижалось. Если Брацлав по переписи 1897 года  населяло 3290 жителей – евреев, то в 1926 году   евреев в Брацлаве было  1840 человек, а в 1939 году по переписи  их было уже 1010 человек.
В годы Второй мировой войны в Брацлаве  погибло 1840 евреев, причины расхождения в цифрах проживающих и погибших связаны со значительным количеством евреев, депортированных из Румынии, Молдавии, Бессарабии. Брацлав был захвачен немцами  22 июля 1941 года и затем находился в румынской зоне оккупации. Спустя день после захвата Брацлава начинаются расстрелы его жителей и грабежи собственности еврейского населения. Часть  общины была уничтожена нацистами между июлем и сентябрем 1941. В самом Брацлаве было создано гетто, где свирепствовали фашисты. Была в Брацлаве и тюрьма, где тоже держали евреев, в первую очередь – молодежь. В течение 1942 – 1943 годов был создан недалеко от Брацлава концентрационный лагерь для евреев из Украины, Бессарабии и Буковины. Из Брацлава  31 декабря 1941 года евреи были изгнаны в этот Печерский лагерь смерти. Людей, схваченных во время облавы, гнали из Брацлава в Печору 30 километров пешком, в лютый мороз, раздетых и разутых. По дороге туда слабых и немощных расстреливали, девушек из колонны насиловали на глазах у людей и затем расстреливали. В еврейском концлагере смерти, прозванном самими узниками «Мертвая петля» села Печора Шпиковского района, были согнаны тысячи евреев с местечек Винницкой области- Брацлава, Могилева - Подольского, Тростянца, Ладыжина, Тульчина и других. Кроме этого сюда же попала часть евреев депортированных из Бессарабии, Буковины, Румынии. Лагерь находился на границе румынской и немецкой зоны оккупации. Контролировался лагерь румынскими полицейскими. Холод, голод, эпидемии тифа, туберкулеза, дизентерии сделали свое дело. В отличие от немцев, которые иногда входили в лагерь с целью расстрела людей, румыны действовали более «благородно» - морили людей голодом, холодом и болезнями. К моменту прихода Советской армии в живых в лагере осталось не более нескольких сот человек. В еврейском гетто Брацлава трагизм обстановки также выходил за все рамки. Евреев, оставшихся  в Брацлавской тюрьме, около 50 человек, утопили в прорубях на реке Южный Буг. В самом Брацлаве был еще немецкий концлагерь, он размещался в школе  и был огражден колючей проколкой. Сюда, в основном, свозили евреев из Польши, Румынии, Молдавии. Отсюда практически ежедневно везли людей на расстрел, и лагерь заполняли новыми людьми. Часть людей использовали на различных работах - строительстве дороги, в карьерах. Освобожден Брацлав советскими войсками 17 марта 1944 года.
В статье Ф.А.Виноградовой, имеющейся в Интернете: «Противостояние особенностям политики нацистского геноцида в Украине: документальные свидетельства, интерпретации, раздумья» в журнале «Архивы Украины» № 4-5 / 2001год (на украинском языке) с большой теплотой описывается деятельность брацлавского раввина, шойхета и моэля Моше Рабиновича. Он в годы гражданской войны, не колеблясь, вступал в переговоры с главарями банд, чтобы защитить евреев от погромов, заботился о больных тифом, пока сам не заразился этой болезнью, защищал в советские годы раскулаченных и их семьи, независимо от их национальной принадлежности. Также он вел себя, находясь в страшных условиях Печорского концлагеря, пытаясь спасти людей. Его духовная убежденность и вера помогли ему выжить в этих безнадежных условиях, он заботился о людях, совершал необходимые обряды, благословлял узников на побег из концлагеря. Его безоружный отпор фашистским  палачам вселял веру и надежду в людей, которые его окружали. Его сын – Гедалий принимал участие в группе сопротивления в Брацлавском еврейском рабочем лагере и был достойным последователем  своего отца. Думается, что среди евреев Брацлава было немало  благородных и мужественных  людей, и они, как и жители других еврейских местечек, заслуживают отдельных публикаций в прессе.
Община Брацлава  так и не была восстановлена после войны, в 1989 году здесь было 137 евреев и в 1993 году -71 человек. Нынче евреев в Браславе осталось  не более 50 человек. У еврейского Брацлава было прошлое, пусть даже трагическое, но было. У него, как и у всех других еврейских местечек нет ни настоящего, ни тем более будущего.