Абрикос

Маро Сайрян
Больше всего в Канаде меня удивляли фрукты и овощи. Невиданные и неслыханные, со всех концов света. Какие-то рогатые питахайя и мохнатые рамбутаны, кажется, что тронешь – зашевелятся... Да и то, что вроде бы с детства знакомо, выглядит странно. Клубника вообще страшная, такая огромная, и хрустит под зубами, как огурец. Огурцы длиною в полметра. Баклажаны раздуты до размера футбольных мячей. И самое главное – нет абрикосов, что меня особенно огорчает, так как это мой любимейший, обожаемый фрукт. Ну есть что-то, что здесь называют абрикосом, но это не абрикос. С виду похож, но вкус... лучше не пробовать и жить иллюзией. Виноград тоже похож на виноград, но вкус разочаровывает. Я в основном покупаю яблоки, чтобы избежать разочарований. Они здесь хорошие, ничего не скажешь.

Я стою в магазине и выбираю яблоки. Потом подхожу к абрикосам. Меня к ним ностальгически тянет. Время от времени покупаю штуки три-четыре в безумной надежде на чудо и снова впадаю в отчаяние. Рядом – женщина, китаянка, смотрит на меня, застывшую с абрикосом в руке, спрашивает, что это за штука, абрикос, и как его едят, сырым или сваренным? Она в Китае абрикосов не видела и здесь ни разу не ела, очень уж дорогие.

И я ей рассказываю, что такое абрикос... Я говорю ей, что если она хочет попробовать настоящий абрикос, а не эту смешную пародию, ей надо ехать в Армению. Я сообщаю ей, что родина абрикосов Армения, отсюда и латинское название абрикоса - armeniаca, что Александру Македонскому так понравились абрикосы, что он повез их с собой в Грецию. Я описываю красоту спелого абрикоса и его божественный вкус, перечисляю его полезные свойства и не могу остановиться. Но вскоре чувствую, что китаянка перестает воспринимать информацию и пытается вежливо отвязаться, говоря, что ей уже пора идти, ее дома ждут дети. Я кладу абрикос на место и на прощание снова советую ей поехать в Армению. Она согласно кивает головой и уходит к баклажанам.

Я подхожу к манго, беру одно в руки. У лотка стоит индус. Присмотревшись к моему манго, он качает головой и улыбается.
– У хорошего манго кожица гладкая, красно-желтого цвета, с черными пятнышками, – говорит он. – Но главное – запах! Правда, настоящее манго можно найти только в Индии, спелое, только что сорванное с дерева, м-м-м... ни с чем не сравнимый, божественный аромат!
Поискав немного, он выбирает манго и подносит его к своему носу. Потом протягивает его мне, предлагая понюхать... Я теперь покупаю манго по его совету, и всегда удачно.

Иду дальше, мимо лотков с экзотикой. А там китаец выбирает личи, «драконий глаз» иначе. Меня личи не привлекают. Я как-то пробовала, мне не очень понравилось. Но может я брала не те личи. Китайцы их очень любят и ценят. Я подхожу к китайцу, стараюсь разобраться в принципе его выбора. Не разобравшись, спрашиваю. Он с готовностью объясняет, что личи следует брать крупные, яркие, с гладкой кожицей и без пятен. Разумеется, эти личи нельзя сравнить с теми, что он ел у себя в Китае. Там личи имеют особенно нежный, неповторимый вкус. Я ему верю, и если буду в Китае, непременно попробую личи. И еще пекинскую утку.    

Я направляюсь к арбузам. Вот что я умею выбирать безошибочно. Поднесу арбуз к уху и стучу по нему пальцами. Звук у спелого арбуза, как бы это сказать, – насыщенный, как у рояля с нажатой педалью, и арбуз при этом должен слегка вибрировать. Чтобы это почувствовать, нужно иметь музыкальный слух. Я когда-то училась в музыкальной школе. На пианино давно уже не играю, но арбуз выбираю безошибочно. Я стучу по арбузу, вслушиваясь в его звучание. При этом должно быть, выгляжу весьма профессионально. Ко мне подходят люди с арбузами и просят меня послушать, и я с удовольствием им помогаю. Бывает, что и они, подражая мне, начинают стучать по арбузу, приложив к нему уху, но не каждому ведь дано. Это видно по их растерянным лицам. И я охотно протягиваю им руку помощи...

Я медленно продвигаюсь к кассе, толкая тележку с продуктами и двумя пачками туалетной бумаги, которая сегодня на сэйле.* Впереди и за мною в очереди люди с тележками, заваленными продуктами и бумагой. Только один стоит налегке, без тележки – высокий худой африканец в цветном балахоне, невозмутимый, как пальма, и держит в руке кокос... О, как я его понимаю!

* распродажа