Для русской души Сирия — это совсем не чужая страна, не просто одно из государств Ближнего Востока.
Русская традиция наделяет историческую Сирию чертами сакрального места. Православная Церковь знает по меньшей мере двух сирийских святых — св. Ефрем Сирин (IV век) и св. Исаак Сирин (VII век). Но Сирин — это не просто "сириец", это еще и обозначение жителя Царства Небесного. Сирин — это человекоголовая райская птица из русского фольклора. Сирины водятся одновременно в Раю и в Сирии.
Сирия как бы обретает черты Рая. Однако мы знаем из профанной географии, что Сирия — это пустынная равнина протянувшаяся от приморских гор Ливана до берегов Евфрата. Евфрат — это одна из четырех рек Эдема, упомянутая в первой книге Библии (Быт. 2:14).
Как Эдем стал пустыней? Для религиозного сознания ответ очевиден. Берега Евфрата, Сирия, стала пустыней в результате проклятия. Сирия — это проклятый рай, земля террористов-шеддимов.
Однако в России знают прежний образ Сирии.
Русский историк Татищев полагал, что предки славян до Троянской войны жили в Сирии [1]. С точки зрения этногенеза и языкознания эта гипотеза кажется малоубедительной, однако философ-славянофил Хомяков обращал внимание, что славяне — это преимущественно земледельческий народ, а земледельческая культура проникла в Европу с Ближнего Востока, с территории Сирии.
Вместе с земледельческой культурой проникали земледельческие обычаи, суеверия и прозрения. Не оттуда ли на Руси культ Великой Матери, облагороженный в образе Богоматери, святость хлебов и традиции кашеварения?
Россия — дочь Сирии, а всякая дочь имеет долг перед свое матерью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Татищев В.Н. История Российская. Ч.1, гл.1. 3: "славяне сначала жили в Сирии"