Лолита путешествие без фотоаппарата

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Лолита: путешествие без фотоаппарата


«Ах, быть бы мне пишущей дамой, перед которой она бы позировала голая при голом свете». В. Набоков «Лолита» (из монолога Гумберта, ч. I, гл. 11).

Один из самых больших розыгрышей, предложенных Владимиром Набоковым своим читателям, - маршрут первого путешествия Гумберта Гумберта с Лолитой по Америке. Есть специальное исследование, в котором предпринята попытка составить карту этого путешествия: Lolita, USA. A geographical scrutiny of Vladimir Nabokov's novel Lolita (1955/1958). By Dieter E. Zimmer [1]. В сегодняшней статье будут рассмотрены те характеристики маршрута и отдельные свойства дорожных записей Гумберта, которые остались вне внимания Дитера Циммера, других исследователей, и которые в совокупности подсказывают, что Гумберт и Лолита в августе 1947 г. никуда из Новой Англии не выезжали.

В карте, составленной Д. Циммером, 46 пунктов (объектов) маршрута обозначены – в порядке упоминания их в начале 2-й главки II части романа - в качестве идентифицированных, за исключением одного, в идентификации которого составитель карты особенно сильно сомневается [2]. Во вводной статье к своей карте Д. Циммер пишет, что если соединить все пункты карты прямыми линиями, максимально игнорируя допущенные Гумбертом зигзаги, то получится маршрут протяженностью 13 тысяч миль, и напоминает, что, по оценке Гумберта, он и его юная спутница с августа 1947 г. по август следующего года проехали 27 тысяч миль.
Я прочитал этот абзац статьи Циммера и подумал: а что если последовательно, в очередности упоминания,  соединить линиями все 46 пунктов, идентифицированных и пронумерованных Циммером?
Соединил, но первоначально не прямыми отрезками, а линиями кратчайших дорог между пунктами – благодаря инструментарию google.com/maps – по состоянию дорожной сети на 16 сентября 2015 г. Протяженность этого маршрута составила 20 тысяч миль (более трех четвертей длины экватора). Оставшихся вне учета 7 тысяч миль (11270 км) Гумберту вполне хватило бы не только на дороги, ведущие к 18 условно выявленным, не нумерованным объектам, но и на то, чтобы дважды пересечь США по широте, с востока на запад и обратно (протяженность территории США по параллели 4500 км).   
Картина уже состоявшейся навигации синего седана по просторам великого континента от одного океана до другого выявила в Гумберте страстного поклонника капитана Ахава, гонявшегося за Моби Диком по просторам мирового океана и начертавшего самую безумную карту морской навигации из всех возможных, - в конце романа Гумберт настигнет своего Дика (супруга Лолиты зовут Ричард), но не убьет его.
 
Несколько примеров фатального подчинения Гумберта Моби Дику в пространственной ориентации:
- отправившись в путь из Новой Англии, Гумберт достигает приморского города Чарльстон с тамошним садом магнолий (900 миль в южном направлении), оттуда отправляется на северо-запад и, посетив попутный парк Камберленд, достигает парка Блю Ликс (571 миля от Чарльстона), далее, взяв направление на юго-запад, преодолевает 125 миль и оказывается в Ходженвилле (с «избой Линкольна»), оставив который, он отправляется на юго-восток, чтобы вновь достичь берега океана и, впервые, острова Джекил – «Колонии Миллионеров» (746 миль от Ходженвилла, но 193 мили от Чарльстона, мимо которого Гумберт проехал на расстоянии 90 миль);
- от Айсбергового озера до Мильнеровского Перевала в Колорадо 63 мили;  Гумберту понадобилось отправиться далеко на юг, посетить семь достопримечательных мест, проехать 3348 миль, чтобы доехать от озера до перевала, при этом он дважды, по пути на юг и обратно, пересек город Денвер, находящийся относительно недалеко и от озера, и от перевала; на южном участке этого челночного вояжа Гумберт разделил посещение двух рядом стоящих достопримечательностей еще более абсурдно: от карлсбадских пещер до городка Уайт-Сити, с «мумией девочки», три мили – Гумберт же сделал несколько зигзагов общей протяженностью 1778 миль, чтобы попасть от пещер на экспозицию мумии, но ранее, направляясь от пещер с их «Залом Хрусталей» на восток, он уже проезжал через Уайт-Сити;
- наиболее нелогична поездка Гумберта из Долины Смерти в Калифорнии в городок Лорел, штат Миссисипи (именно вероятность посещения этого города вызывает наибольшие сомнения у Дитера Циммера): путь в Миссисипи составил 1886 миль, путь из Миссисипи в Голливуд, вероятно через Феникс, – 1934 мили.


Но и этот мегазигзаг имел место быть – в парадигме «постмодернистского жонглирования ассоциациями», - от которых, намечая маршрут Гумберта, Набоков, по мнению Дитера Циммера, отдыхал: художественный музей, созданный «неким Роджерсом», был основан в память о Лорене Роджерсе, сыне основателя музея, имя Лорен призвано актуализировать в тексте романа творчество французского художника XVII в. Клода Лоррена и в первую очередь его картину «Похищение Европы» (похитителем Европы, дочери Феникса, был Зевс, принявший облик быка). Сюжет с похищением Европы, помимо привлечения имени Лорен, маркируется еще двумя способами: город Феникс находится на карте на одной линии с городами Лос-Анджелес (Голливуд) и Лорел, мегазигзаг Гумберта «Долина Смерти – Лорел - Голливуд» (точки 29, 30 и 31 на карте Циммера, соединенные прямыми отрезками) вместе с городами Навахо, Рено и Асти (точки 25, 26, 27 и 31, соединенные прямыми отрезками) образует рисунок созвездия Волопаса, находящегося в коррелятивной связи с образом быка; наиболее яркая звезда созвездия Арктур, с земным аналогом – городком Лорел, находится в коррелятивной связи с арктическим туром Гумберта, анонсировавшим возникновение Волопаса и Арктура в ветвях сюжетного древа романа. Мотив белого медведя в воспоминаниях Гумберта об Арктике – припоминание древнегреческого названия Волопаса – «Страж медведицы» [3]. Основная проекция лорреновского «Похищения Европы» - внутренняя, Гумберт отождествляет себя с Зевсом, Лолиту – с Европой. Поиск Лолиты среди возвышенных образов элегического Лоррена не помешал Гумберту увидеть анонс зигзагов их будущего маршрута в ней же: «Ее сквозящее через легкую ткань тело и голые члены образовали короткий зигзаг».

Другие проекции маршрута.

Если точку на карте, обозначающую город Феникс, соединить прямым отрезком с точкой, обозначающей местечко Асти (точка 27), то получится треугольник, соответствующий рисунку созвездия «Феникс» (при условии соединения прямой линией точек 27 и 31, а 31 – с точкой города Феникс, в предшествующих рассуждениях этот отрезок – часть линии соединяющей Лорел и Голливуд).

Точки 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41 и 42, последовательно соединенные прямыми линиями (фрагмент маршрута), образуют рисунок «верхней» части созвездия «Волк».

Точки 43, 44, 45 и 46, последовательно соединенные прямыми линиями (фрагмент маршрута), образуют рисунок, сходный с рисунком созвездия «Южный Крест» («Волк» слева от него), озера Мичиган и Гурон обрамляют сверху земной аналог «Южного Креста» точно так же, как небесный «Южный Крест» обрамляет созвездие «Центавр». Все эти созвездия – Южного Полушария – напоминание о Моби Дике и капитане Ахаве, который преследовал белого кита преимущественно в Южном Полушарии. Перекладина созвездия «Южный Крест» завершает первое путешествие Гумберта и Лолиты.

Точки 11, 12, 13 и 14 , последовательно соединенные прямыми линиями (фрагмент маршрута), образуют букву «Т», при этом в месте смычки, соединяющей вертикаль буквы с горизонтальной чертой, находится точка, обозначающая город Топика.

Точки 17, 19, 20, 21 и 22, последовательно соединенные прямыми линиями (фрагмент маршрута), образуют рисунок томагавка с треугольным ударным элементом; если учесть в составе рисунка отрезок между точками 16 (у Циммера локализована условно) и 21, соединенными линией «Лорел-Долина Смерти», то у томагавка образуется лезвие, близкое по форме к прямоугольному («индийские ритуальные танцы, чисто коммерческого сорта» упоминаются в записках после Мак- Кристала «с семьей», и от томагавка идет прямая 22 – 23, соединяющая низ обуха томагавка с Мильнеровским перевалом, где имел место умоляющий монолог Лолиты, есть и вторая линия 15 – 16 - 17, соединяющая низ обуха с близким к перевалу местом – Айсберговым озером). Дитер Циммер не вполне уверен, что разговор о Мак-Кристале происходил на перевале, но Набоков предлагает объединить перевал и озеро в одну символическую точку с сохранением географического размежевания между ними: линии 23 – 24, 23 - 22 и 15 – 16 образуют симметричный многогранник, то есть кристаллическую структуру, на вершине этого многогранника находится Айсберговое озеро (лед – кристаллическая структура), линия 16 – 17 завершает границы одной из граней большого кристалла и подсказывает, что две другие грани кристалла той же завершенной треугольной формы, в точке 17 находится «Зал Хрусталей». Спрашивается, где должен находиться Мак-Кристал, если на озере уже есть кристалл-ледник, прозванный Айсбергом? На юге в области точек 22 и 17 Набоков повторяет операцию с символическим объединением двух географических объектов в одну или сдвоенную символическую точку (нижняя оконечность мега-кристалла и низ обуха  томагавка).

Поездка Гумберта и Лолиты из Чарльстона на остров Джекил имеет своей первичной проекцией повесть Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», вторичной, но главной – болезнь диссоциативного расстройства идентичности, которой страдала Вивиан Дамор-Блок, «подлинный» автор записок Гумберта Гумберта. Второе напоминание о Стивенсоне Набоков локализовал на противоположной границе североамериканского континента – при посредстве «следа ноги английского писателя Р.Л. Стивенсона на потухшем вулкане».

Детали.

Внимательные читатели, может быть, заметили: Гумберт и Лолита путешествуют без фотоаппарата, все достопримечательности и виды они фиксируют лишь в своей памяти. Набоков же дает понять, что об этой аномалии своих подопечных он не забыл: потеряв Лолиту, Гумберт перелистывает брайсландскую газету, надеясь найти фотографию, относящуюся к вечеру в гостинице «Привал Зачарованных Охотников», и не находит ни своего изображения, ни Лолиты. И не мог найти: на любой фотографии с его присутствием или с присутствием Лолиты возникло бы изображение Вивиан Дамор-Блок, и только ее [4].

Другая странность - из нескольких важных для проникновения в скрытую «диссоциативную» конструкцию романа: проехавший 20 тысяч миль Гумберт ни разу не отмечает в своих записках какой-либо вид с мостом или проезд через мост. Он ничего не написал даже о мостах Сан-Франциско, хотя Золотые ворота и Окленд Бэй Бридж в 1947 г. уже существовали и Гумберт с Лолитой несколько раз проезжали через них. Одно из объяснений замалчивания мостов Гумбертом дано в открытом, или полускрытом, тексте романа:  «На этом цветном снимке изображен был темноволосый молодой муж. Во взгляде его ирландских глаз было что-то изможденное.  Он «моделировал» халат (такого-то «дома») и держал перед собой за оба конца мостоподобный поднос (другой фирмы) с утренним завтраком на две персоны. Надпись была взята из церковного гимна, сочиненного священником Томасом Мореллем: «Вот он идет герой-победитель». Следовало, по-видимому, предположить, что основательно побежденная новобрачная (не показанная на снимке) сидела среди подушек двуспальной постели, готовая принять свой конец подноса, но каким образом ее постельный партнер подлезет сам к ней под этот мост без катастрофы, оставалось неясным» (в памяти Гумберта-Вивиан из-за этого снимка, висевшего над постелью Лолиты рядом с портретом Куильти, видимо, отпечатался образ моста-подноса как символа альковно-брачной катастрофы, что заставило его изгнать мосты из своего воображения). Другая, вероятная, проекция отсутствия мостов в описании путешествия - истинное название вымышленного университетского городка Бердслей: Кембридж, штат Массачусетс, где находится Гарвардский университет (Набоков учился в английском Кембридже)[5].

...Пушкин однажды рассказал о безграничных возможностях воображения художника, создав себе двойника в лице ужасного карлика с длинной бородой – Черномора, который, в свою очередь, создал роскошный сад в Заполярье и навевал Людмиле золотые сны. Двойник двойника Набокова побывал у ворот этого сада и вернулся/вернулась – в больницу, чтобы создать свой ужасный/прекрасный сад, с лилиями и тенью Лолиты.


Cноски и примечания.

1. http://www.d-e-zimmer.de/LolitaUSA/LoUSpre.htm
2. В издании: В. Набоков Лолита. СПб., 2013 – издательства Азбука – объекты перечислены на с.197-202.
3. Cм. ст-ю: https://ru.wikipedia.org/wiki/Волопас_(созвездие) и рисунок созвездия там же.
4. О Дамор-Блок и других персонажах см.: Сагит Фаизов Лолита и множественность // http://www.proza.ru/2015/09/10/12; Он же Лолита: имена и персонажи // http://www.proza.ru/2015/09/10/1573; см. также в ЖЖ sagitfaizov      
5. Город Бердслей находится в Новой Англии (Гастон работает в университете, расположенном в Н. А.), на карте Циммера Бердслей локализован в Пенсильвании (неправильно локализован и Мильнеровский перевал, он должен быть севернее Айсбергового озера).

Иллюстрация-заставка: скульптура Эдгара Дега «Маленькая танцовщица 14 лет». Частичная цветовая визуализация Сагита Фаизова. Фотоснимок скульптуры является общественным достоянием. Адрес источника копирования:  Фотограф: Gunnar Bach Pedersen

Опубликована 19 сентября 2015 г. Илл.-заставка опубликована 21.12.2016.