Я открыла для себя Галича. Ч. 1

Алла Валько
                На подступах к главной теме

               
Долгие годы в моём книжном шкафу стоял томик стихов Александра Галича, который я ни разу не открыла, пока однажды не пришла в Библиотеку Префекта Центрального административного округа Москвы на посвященный поэту литературный вечер. Как всегда, вечер организовала начальник отдела библиотеки Татьяна Сергеевна. 2015 год был объявлен годом литературы, и многие библиотеки откликнулись на эту тему. Читал лекцию и исполнял произведения Галича, аккомпанируя себе на гитаре, бард Владимир Альер. Вдохновенные слова Альера о Галиче и проникновенное исполнение его песен глубоко запали в мою душу, и я достала из шкафа томик поэта. Его творчество захватило меня. Мне захотелось больше узнать о нём как человеке, драматурге, барде.
 
Памятника Галичу нет, есть только мемориальная доска на доме N4, в котором он жил, по улице Черняховского. На её открытии присутствовали видные деятели культуры и общественные деятели, которые де-факто поставили чиновников перед свершившимся актом. Скептики утверждают, что Галич устарел, поскольку пел ещё в 60-е. Однако его слова “истребить бы в себе восхищенье холопье” сейчас злободневны как никогда. Творчество Галича становится актуальнее с каждым днём. Предвидя, что не будет забыт потомками, Галич в песне “После вечеринки” написал, что гости, прослушав старую запись его песен, будут шокированы шутками авторами, считая, что он может за них поплатиться, на что хозяйка ответит: “Бояться автору нечего, он умер лет сто назад…”

Александр Галич (Саша Гинзбург) родился в Екатеринославе в 1918 году. Переехав сначала в Севастополь, а затем в Москву, его семья поселилась в доме, расположенном в Кривоколенном переулке. За 100 лет до этого события А. С. Пушкин закончил трагедию “Борис Годунов” и приехал к Веневитинову в этот дом, чтобы почитать ему своё произведение. После революции зала, в которой проходили чтения, была разделена перегородками на четыре клетушки. В двух из них в детстве жила семья Галича. Жители дома решили самостоятельно отметить столетие чтения. Они пригласили артистов МХАТ, которые прочитали отрывки и сыграли несколько сцен из знаменитой трагедии.
 
Поэты Золотого века оказали огромное влияние на Галича, особенно их лицейский период. Галич даже сдвинул дату своего рождения на 19 декабря. Он не случайно выбрал себе псевдоним Галич. В этом видна его давняя любовь к Пушкину, любимым учителем которого был Александр Галич, преподававший поэту словесность. У него это тоже был псевдоним.

Бросив в 9-ом классе школу, которая “до ломоты в скулах обрыдла ему”, Галич решил поступить в вуз, что в то время можно было осуществить, не имея аттестата об окончании средней школы, и стал студентом литературного института. Он имел уже несколько публикаций, к тому же в одной из заметок, напечатанной в “Комсомольской правде”, о нём лестно отозвался Эдуард Багрицкий. Вскоре после поступления, во время прогулки, он увидел объявление о наборе в школу-студию Станиславского, которое его заинтересовало. Он поступил и в эту студию, выдержав конкурс сто человек на место.

Великий актёр и педагог Леонид Леонидов, познакомившись с работой абитуриента Галича, написал: “ЭТОГО принять обязательно! Актёра не выйдет, но что-нибудь получится”.  С осени начались занятия Галича сразу в двух высших учебных заведениях, что его изрядно изматывало. Он пришел к выводу, что необходимо сделать выбор, и сделал его в пользу студии Станиславского.  Так, с самого начала его судьба оказалась ломаной, он всегда что-то бросал, чтобы потом всё начать заново.
 
Галич оказался в числе последних учеников знаменитого мастера. Не доведя курс до конца, Станиславский ушёл из жизни, Леонидов был нездоров. Галич в третий раз решил бросить занятия и перешёл в студию драматурга Арбузова и режиссёра Плучека. Они коллективно работали над пьесой о строительстве города на Амуре “Город на заре”. Каждый из них писал свою роль, во время встреч шло обсуждение. Вскоре началась война. Студия Арбузова-Плучека распалась: актёры ушли добровольцами на фронт. Галича по состоянию здоровья комиссия признала негодным к службе, и то, что он не воевал, часто ставили ему в вину.
 
Мучительно переживая, что не может воевать, Галич устроился коллектором в геологическую экспедицию, уезжавшую на Северный Кавказ, однако экспедиция доехала только до города Грозного - дальше её не пустили. Здесь Галич начал работать завлитом в городском Драматическом театре, переводил чеченских поэтов, а позже вместе с режиссером Борщевским и группой актеров создал Театр политической сатиры, для которого писал лирические песни и шуточные интермедии. В некоторых из них играл сам.

По окончании войны Галич почувствовал необходимость перемен в своей творческой жизни и начал писать пьесы.  Его пьесы “Улица мальчиков”, “Вас вызывает Таймыр” (совместно с К. Исаевым), “Походный марш”, “Пароход зовут “Орлёнок” и другие шли во многих театрах СССР. По сценариям Галича были сняты фильмы “Верные друзья” (совместно с К. Исаевым), “На семи ветрах”, а также фильм “Государственный преступник”, рассказывающий о разоблачении нациста, скрывающегося от правосудия. После выхода в прокат фильма “Бегущая по волнам” Галич стал признанным киносценаристом.
 
В начале творческого пути Галич был весьма успешным. Он получал высокие гонорары за спектакли и фильмы, был принят в члены Союза писателей и стал членом Правления Союза кинематографистов. Будучи беспартийным евреем, выезжал за границу и стал неотъемлемой частью советской номенклатуры. Галич мог жить в славе и почёте до конца своих дней. Но его жизнь в очередной раз сделала крутой зигзаг.

Он писал песни всегда, начав сочинять их до войны, и продолжал писать в прифронтовом театре. Поколение нынешних пожилых людей помнит его полную патриотических чувств песню на музыку Соловьёва-Седого “Протрубили трубачи тревогу” и многие другие.

Весной сорок пятого года, в преддверии дня победы, когда люди на улицах улыбались и поздравляли друг друга, Галич начал писать пьесу “Матросская тишина”. В эти дни всем казалось, что теперь начнется безмятежная и прекрасная жизнь, о которой все мечтали много лет. Однако уже скоро пошли в Воркуту, Магадан и Тайшет арестантские эшелоны, битком набитые героями войны, о которых советские люди на воле пели задушевные песни, вышли постановления ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград", были ошельмованы Ахматова и Зощенко, появилось  дело Вознесенского, произошло убийство Михоэлса, уничтожен Еврейский театр и Еврейский Антифашистский комитет, началась борьба с космополитизмом, открылась знаменитая сессия ВАСХНИЛ, покончившая с "лженаукой" генетикой. В этих условиях Галич перестал работать над пьесой и вернулся к ней только после двадцатого съезда КПСС, на котором Хрущёв разоблачил культ личности Сталина.

 Продолжение следует.