Парадоксы воспитания

Ольга Свердлова
   
Я  решила  больше  статей  не  писать,  а  только  рассказы.  Хватит  рассуждать,  ставить  проблемы,  мучиться  над  неразрешимыми   вопросами . Гораздо  интереснее  рассказывать    о  судьбах  людей.  Истории  их  жизни  могут    быть  гораздо  поучительнее. Но  вот  недавний  разговор  с  моим  старым  приятелем  заставил  вернуться  к  публицистике.  Он   мне  поведал  историю      своей     жизни  за  последний     год.    А   год   выдался   для  него  и  всей  его  семьи на  редкость  тяжёлый.
  Внук  заканчивал  школу,  и  все  тяготы,  связанные  с  окончанием  школы  и  поступлением  в  вуз,    дед  и  бабка  решили  взять  на  себя.  Внук  не  отличался  усердием,  учился  слабовато,  приходилось  без  конца  таскать  подарки  учителям,  но  разительных   успехов  не  наблюдалось.  Внук  стал  нервным,  плаксивым,  замкнутым.  Как-то  сказал  бабушке: «Я  этого  всего  не  выдержу».  Впереди  маячила  армия,  и  всевозможные  страхи  одолевали  бабушку.      Ей  мерещились   наркотики,   сомнительные    компании.  и  она даже  теперь  стала  внимательно  прислушиваться  к разговорам  о самоубийствах   подростков, очевидно,  прикладывая  эту  информацию  к  своей  ситуации.   И    бабушка   уговорила     всех,  что  внука  надо  забрать  из  школы.  Пусть  заканчивает   школу   экстерном,   отдохнёт,  отоспится,  придёт  в  себя,  и  у  него   будет  время   заниматься  теми  предметами,  которые  ему  понадобятся  для   поступления  в  институт.    Решили,  что  этот  год  парень  будет   жить  у  бабки  с  дедом,  под  их  присмотром.  Наняли  лучших  преподавателей,  профессоров  вуза,  куда  внук  собирался  поступать,  и    стали  ждать  результатов.  И  результаты    не  заставили  себя   долго   ждать.    На   ЕГЭ  по  физике  получил  самый  низкий  балл,  равный  приблизительно    по- старому    исчислению   двойке.
        Стали  разбираться.     Оказалось,  что  занятия  он  частенько  пропускал,  да  и  способностей,  чтобы  поступить    в  Бауманку  тоже  не  было.  А  главное -  парень  не  научился  трудиться,  подчинять   желания   одной  цели.  Был  элементарно  ленивый.  Теперь  в  ужасе  был  дед,  который   числился    всю  жизнь  трудоголиком.
      В  конце  концов,  в  какой-то  вуз  он  поступил,  но  теперь  у  него  появилось  законное  право  валяться  на  диване,  пропускать  занятия,  тусоваться  с  новыми  друзьями  до полуночи,  покуривать  неизвестно  что,  и  всё  под  предлогом:  «Я  уже  взрослый,  отстаньте  от  меня».  И  так  продолжалось  до  первой  сессии,  которую  он  с  треском  провалил.  Теперь  уже  родители  мечтают  об  армии,  где  его  научат  по-настоящему  вкалывать,  где  сделают  мужиком,  как  считает  дед,  единственный  человек  в  семье, представляющий  все  трагические  последствия  такого  изнеженного  воспитания.
     Если  честно  сказать,  таланты  у  него  были,  но  престижные  семейные  традиции  не  позволили  ему  их  реализовать. Так  он  летом,  поругавшись  с  родителями  и  демонстративно  отказавшись  от  поездки   с  ними  в  Англию,  пошёл  подрабатывать  в  магазин  Эльдорадо-  продавать  технику.  Хотел  доказать   себе  и  всем  вокруг свою  независимость.  И  у  него  это  здорово  получалось.     Он    умел  уговорить  любого  покупателя  купить  телевизор  или  смартфон  последнего  поколения.   Все  поражались,  как  это  у  него  получалось.   Талант-  да  и  только. Его  даже  пригласили   в  магазин  на  постоянную  работу  с  последующим  повышением. И    он  даже  подумывал  предложение  принять.  Родители  были  в  ужасе.   Продавец  в  их  семье-  это  просто  нонсенс.  И  так   думают  многие  родители.  Поэтому  95 %  наших  ребят  идут  после  школы  в  вузы,  а  потом  оказываются  невостребованными.  Наплодили  такое  количество  экономистов  и  юристов,  что  хватит  на  20  лет  вперёд.
      Размышляя  об  этой  ситуации,  в  чём-то  типичной  для  современной  жизни,  и  о  судьбе  парня,  я,  как  это  бывает  в таких  случаях,  натыкаюсь  на  совершенно  противоположную  историю.  Ведь  в  жизни  всегда  находится    баланс, и  она   порой в  прах  разбивает   все  наши  рассуждения  о должном  и  правильном.    
…На  днях  еду    в  троллейбусе,   и  со  мной  рядом    группа  девчонок,  приблизительно  все  одного  возраста,  лет   по   десять.  Они  оживлённо    болтают,  и  в  разговоре  их  мелькают   упоминания   то   о  поездке  в  Дубай,  то   в   Словению.   Я  с  лёгкой   завистью   подумала,  как  расширилось   наше  пространство  в  последнее  десятилетие.  Мы,  выросшие  в  СССР,  такой  возможности  познавать  мир  с  юных  лет  не  имели.   Такие  малышки,  а  уже  полмира   увидели. Я  невольно прислушалась,  а  потом  мы  разговорились.  Оказалось,  что  ребята  возвращаются  домой  после  тренировки   в  бассейне    ЦСКА,  где  они  каждый  день,  кроме  воскресенья,   по  4,5  часа  занимаются  прыжками  в  воду.  Представляете, детям  по  10  лет,  а  они  уже  с  5-ти  лет   каждый  день  после  школы  на  тренировки,  а  потом  в  7-м  часу  домой  на  электричке  в  Нахабино,    живут   далеко,   загородом.  Задаю  провокационные   вопросы:               
-  Устаёте,  не  надоело,  родители  заставляют?
 -   Да  что  Вы.  Я  живу  с  бабушками,  а  мама  вышла  замуж  и  живёт  в  Арабских  Эмиратах.  Ей  не  до  меня.  Я  сама  выбрала  прыжки,  а  до  этого  работала  на  брусьях,  но  все  руки  стёрла,  пришлось  перейти  на  прыжки -   рассказала  девочка,  самая    общительная    из  этой  компании.
-  Ну,  и  какие  успехи? -  спросила  я,  невольно  смутившись,  что  задала  такой  прямой  вопрос.
  - Я  заняла   первое   место  по  Москве.   
А  стоявшие  рядом  двойняшки   сказали,  что   заняли  второе  и  третье  место.  Такие  маленькие,  щупленькие  и  вот  такие  результаты.  И  труд,  бесконечный  труд  на  пути  к  успеху.  Родители  привели  их  в  бассейн  в  пять  лет,  а  дальше  они   добивались   всего  сами.    И  в  школе  учатся  на  отлично,  такие  самостоятельные   и  ответственные   девчонки. Хотят  с  самого  раннего  детства  добиться  успехов  в  жизни  своим  трудом. На  прощание  я  спросила    у  самой  бойкой  девочки,  как  её  фамилия, чтобы  гордиться  знакомством  с  ней,  когда  она  станет  чемпионом  мира.  Девочка  улыбнулась  и  фамилию  назвала.  В  голосе  была  уверенность,  что  это  обязательно  случится.
 Чем  же  объяснить    лень  одних    и  невероятное     ответственное  трудолюбие  других?  И  что  делать  родителям,  если  ребёнок  не  научился  трудиться,  А главное,  как  научить  трудиться? Особенно  в  современных  условиях,  когда   за  какие-то  двадцать  лет   коренным  образом  изменились  ценности,  традиции  и    психология  людей.  Традиции,  усвоенные  и  переданные  нам  от  предков,  дедов  и  отцов.
    Если  раньше  мы  за  гроши    могли  трудиться,  как  говорится,  не  покладая  сил,   по  выбранной  специальности,  то  сегодня  молодёжь  первым  делом  интересуется,  а  сколько  будут  за  неё  платить.  Готовы  работать  не  по  избранной  специальности,    лишь  бы  за  неё   хорошо    платили.   Мы  начинали  с  самой  маленькой  должности,  к  примеру,  кончив  филологический  факультет  МГУ,  шли  работать    курьером,  чтобы  попасть  на  работу  в  редакцию,  имея  высшее  театральное   образование,   трудились  работниками  сцены,   годами,  трудом,  бескорыстно  доказывая,  что  способны  занять  ту  или  иную  должность.   Сейчас  все  хотят  всё  и  сразу.  Говорить  об  этом  стало  общим  местом.  Да,   мечта  о   красивой  жизни,  потребительство  разъело  нашу  мораль,  как  ржа  железо.  Дух  времени  зачастую  сводится  к  желанию  приобрести  новейшие  гаджеты  или  модную  марку  машины. Думаю,  скоро  и  это  не  будет  признаком  успеха,      не  удивляйтесь,  к  примеру, будут  хвастаться    тем,  что  имеют  несколько     квартир  или жён,  которых    в  состоянии  содержать  на  приличном  уровне.  И  уже  первые  признаки  этого  носятся  в  воздухе.  Госдума  заговорила  о  двоежёнстве,    раздаются  голоса,  чтобы  сделать  его  законным. Прогресс  идёт  семимильными  шагами.  Кстати,  у  нас  уже  был  такой  герой,  безвременно  погибший  и  оставивший  всех  своих  многочисленных   детей,  жён  и любовниц    без  завещания.  Теперь  им самим  придётся   разбираться,  чьи  дети  имеют  больше  прав  на  его  наследство.   Уже  началась  грызня  и  конфликты   за  сокровища,  спрятанные  в  далёких  и  близких  странах.
    Мне  довелось  познакомиться    с  выпускниками  биофака  МГУ.   Талантливые  ребята,  поступившие  туда  в  результате   огромного  конкурса,  с  детства   мечтавшие  о  профессии  биолога.  Но,  проучившись  пять  лет,  пошли  работать   не  по  специальности,   а,  пусть  простят  меня  читатели  за   ругательство,  чёрт  знает  кем,   короче,   туда,  где  хорошо  платят:   в  Госдуму - водителем,   менеджером по продаже  медицинской  аппаратуры,  бизнесменом-издателем    рекламных  буклетов,  парикмахером,  специализирующимся  на   модных стрижках  животных,  продажей  элитных  пород  кошек. 
  Любившие   леса,  поля  и  реки    стали  за  хорошие  деньги  травить  всё,  что  в  них  обитает.   Это  так  называемые  хантдогеры.  Но  есть   и такие,  которые  решили  просто  не  работать,  благо  от  предков  достались  квартиры  и  можно  их  сдавать  и  жить  безбедно.  Не  роскошно,  но  сносно,  чем  работать  за  гроши.   
    К  тому  же  современная  молодёжь    очень  ценит  свободное  время,  чтобы  можно  было  по  полдня  проводить  в  интернете,    участвовать   якобы   в  культурной  жизни  столицы,    ходить  на  выставки,    болтать  часами  по  мобильнику,  делать  фотки  и  выкладывать  их  в  интернете,  удивляя  всех  своей  экзотичной  жизнью,  и  всё   это   в  рабочее  время.   Впрочем,  можно  и  ночью,  чтобы  назавтра      была  возможность  спать  до  полудня. 
    Есть  ещё  одна  группа   мечтателей -  эти  мечтают  путешествовать,  жить в   жарких  странах,  не  работать,  целый  день  валяться  на  пляже,  проедая  «отцовский» капитал  или  даже   свои,  заработанные    прежде  деньги,  окутанные  травяным  дурманом.  Их  называют  дауншифтеры.    Теперь  даже  стали  брать  с  собой  детей,  глубоко  не  задумываясь,  какой  пример  подают  и    что  из  них  вырастет.   
   Вся    эта  жизненная  философия  уже  из  города  перекочевала  и  в  сельскую  местность,  впрочем,  не  исключено,   что  зародилась  там  самостоятельно.  Отсюда  и  не  вспаханные  поля,  заросшие  бурьяном,  заколоченные  дома,  страшное  пьянство  и полная  деградация  села.  Мне  возразят,    есть  самые  разные  примеры  отношения  к  труду.   Взять,  к  примеру,  Краснодарский  край,  где  получают  неслыханные  урожаи  зерновых,  значит  работают  от  зари  до  зари,  но  я  говорю  о  тенденции,  которая  захватила  умы  и  души  немалой  части  наших  граждан   и   которые  создают ,  к  сожалению,   определённую  общественную  атмосферу.       Слово  трудолюбие  всё  чаще  подменяется  словом  успех,  который  дарит  шанс,  т.е.  судьба,  случайность,  хотя  самая  часто  произносимая  с  детства  родителями  пословица: «Без  труда  не  вытащишь  даже  рыбки  из  пруда».
  Самореализация  -  это  совсем  не   так   уж   и    плохо,   скажут  мне  и  будут  правы,   но  не  за  счёт    других.  И   стоит  всё-таки  научиться   вкалывать,  не  жалея  себя,  ради  достойного  будущего  для  своих  детей  и   страны.   Да  и  ради  себя.   Потому  что  только  достигнув  цели  своим  трудом,  человек  может  быть    по-настоящему счастлив.
Трудолюбивый ответственный ребёнок - это    огромный  вклад  в  будущее,   его счастье,  но  ещё  важнее,  что  мы  вложим  в  его  душу.
…Месяц очередного отпуска я провела в поселке, который отстраивался на моих глазах. Напротив моих окон возводили трехэтажный дом. Я смотрела в окно и удивлялась, как быстро растет это сооружение. А по лесам бегали или ходили совсем маленькие ребята. Отполированные солнцем загорелые тела сновали в проемах строящегося здания.
Иногда появлялся мужчина средних лет и придирчиво осматривал работу, иногда женщина звала обедать или ужинать. Конечно, меня заинтересовала эта удивительная бригада. Я разговорилась и узнала, что этот дом строит одна семья. Мужчина – отец семейства, в котором пятеро сыновей от 16 до 9 лет и одна дочь. Такой семейный подряд. Старший сын занимался расшифкой. Расшифка означает – убрать лишний цемент с кирпича, протереть его так, чтобы было красиво и ровно.
Крутится бетономешалка с 6 часов утра, отбивая тяжелый ритм, а ребята подсыпают цемент, носят воду, таскают ведра с песком, отбирают кирпичи. Старшие уже допущены к кладке, ложится кирпичик к кирпичику, лопаткой тихонько постукивают, любуются на каждый уложенный кирпич и вроде бы не спеша работают, а стенка растет на глазах. И вот уже готов второй этаж. У каждого свои обязанности.
Почему-то по какой-то далекой ассоциации вспомнила рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и сцену, как каторжанин Шухов клал кладку. Весело и азартно работал, несмотря на страшный мороз и нечеловеческие условия жизни. Но вот если мастер, если любишь свое дело, то получаешь удовольствие от самого процесса работы. Наслаждаешься делом своих рук.
Не поленилась, перелистала рассказ, нашла у Солженицына эти страницы и решилась предложить вспомнить о них и вам, читатель,  тем  более  что  в  эти  дни  отмечаем  его  юбилей.
«…Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор – и на то место бросает и запоминает, где прошел нижний шов (на тот шов серединой верхнего шлакоблока потом угодить). Раствора бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает из кучки шлакоблок (но с осторожкою хватает – не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И еще раствор, мастерком разровняв – шлеп туда шлакоблок. И сейчас же, сейчас его подровняет, боком мастерка подбить, если не так: чтоб наружная стена шла по отвесу, и чтобы вдлинь кирпич плашмя лежал, и чтобы поперек тоже плашмя. И уж он схвачен, примерз…
...Шухов и другие каменщики перестали чувствовать мороз. От быстрой захватчивой работы прошел по ним сперва первый жарок – тот жарок, от которого под бушлатом, под телогрейкой, под верхней и нижней рубахой мокреет. Но они ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше. И часом спустя пробил их второй жарок – тот, от которого пот высыхает. В ночи их мороз не брал, это главное, а остальное ничто, но ветерок легкий, потягивающий – не могли их мыслей отвлечь от кладки».
Но это мы отвлеклись от жизни. На литературу   потянуло.
Задаю ребятам провокационный вопрос:
– А  в  город,   в  Москву,   погулять   хочется?
– В воскресенье у нас выходной, вот и поедем, – отвечает самый младший.
А мне слышится: «Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
Семья  приехала   из    Харькова,  поработать  летом   в  России  и  заработать  хорошие  деньги,  построив  коттедж  для  какой-то  звезды  из  шоу- бизнеса. Старшему всего 15, но степенный такой, руки умные, глаз зоркий.
За каждый уложенный кирпич отец платит старшему по одному рублю, с младшими рассчитывается оптом. Деньги собирают, кто на компьютер, кто на мороженое, а кто – на американские горки  в  Парке  культуры.
Спрашиваю у старшего, которого все подчеркнуто уважительно зовут полным именем Николай:
– А если у матери денег нет, дашь ей взаймы?
– Взаймы дам,  но  так  чтоб  вернула, – твёрдо  заявил Коля.  Всё,  что  я  зарабатываю-  это  моя  личная  собственность,  если  заберут,  я  могу  пойти  работать  в  другое  место.
– А читать любишь? - Когда  нам  читать,  мы  вкалываем.
 Во  дворе     что-то  чертила  на  песке   самая  маленькая  девочка  из  семьи.  Рисовала  и  что-то  напевала. Я  попыталась  разглядеть.  Девчушка  нарисовала  виселицу  и  на  ней  повесила  человечка.  Я вспомнила  своё  детство  и  то,  как  мы  рисовали  такие  же  виселицы   и   выигрывал  тот,    кто    быстрее  повесит  человечка.    не  придавая  этой  игре  никакого  смысла.  И  вдруг  я  поняла,  что  бубнит  про  себя  ребёнок: «Москаляку  на  гиляку».
-   А  хотите  я  Вам  покажу    Машку  и  Ваньку, -  и  она    потащила  меня  в  конец  двора,  где  находилась  огромная   клетка с кроликами.               
- Завтра  на  обед  будем  есть  крольчатину, - сообщил   подошедший  к  нам   десятилетний  Павло. - Так  что  капут  твоей  Машке.
    И  действительно,  на  завтра  на  обед    ели  крольчатину.  Отец  в  присутствии    детей    в  одно  мгновение  открутил  Машке  голову  и  бросил   тушку  на  скамейку.  В  это  время  к    скамейке  подбежала  собака  и   схватила  голову.  Николай  поднял  кирпич    и   со  всей  силы  бросил  его  в  собаку.   Кирпич  попал  в голову,  окровавленная  собака  завизжала,  упала  и  уже  больше  не  вставала. 
     Всё  это  поведала  мне  соседка, наблюдавшая  эту  картину    с  балкона  дома  напротив.  Поведала,  очевидно,    не  только  мне, и   дачный  посёлок   возмущённо загудел.
Собака  была  бездомная,  но  её  все  очень  любили,  подкармливали,  кто  чем  может,  привечали  и  любовно  звали  Яшкой.
     Разъярённые  граждане  даже  явились  к  ним в дом и  высказали  родителям  своё  возмущение   случившимся,  говорили  родителям,  что  дети   могут  вырасти   жестокими, злобными, чёрствыми.
        На  следующий  день,  когда   шла  в  магазин,  я  вдруг   увидела,  как  соседские  девчонки,  которые целый  день умирали  от  безделья    на  своём  участке, теперь   кормили  пострадавшую  собачку,  промывали  её  раны,  возили  её  даже  к  местному  ветеринару.  Весь  месяц,  что  они провели  на  даче,   девчонки   теперь  лечили  Яшку,  а  потом  после  скандалов,   упросили   всё-таки    родителей  взять  больную  собачку  домой  в  Москву.
    А я  до  этого  случая  мысленно  осуждала  девчонок  за  безделье,   особенно,  когда    видела,   как  работает  «бригада»    Петра.
В полдень жизнь на стройке   замирает. После обеда – сон обязателен для всех членов бригады. Как-то я заглянула к ним в вагончик в это время. Кто-то спал, кто-то играл, а старшие ребята вместе с отцом смотрели  украинское  телевидение.  Я  разговаривала  с  хозяйкой  в  предбаннике,  и   невольно   услышала  комментарии  ребят,  правда, увидев  меня,  они  замолчали,  отец  им  дал  знак не  болтать. «Поедем  работать  в Англию,  будем  доллары  получать,  а  не  эти  деревянные.  Тогда  сюда  поедут  работать  одни « ватники»,   да  и    пьянь   всякая».
Как-то встретилась с Петром в автобусе, он ехал  к  врачу, чтобы выписать лекарство от болей в позвоночнике. Разговорились. Он оказался общительным человеком. Любит жизнь и работу на воле, где потолком является само небо.
Я,  конечно,  не  могла  не  заговорить  об  Украине,  хотя  в  глубине  души  чувствовала   его  позицию.
- Жалко  детей,  стариков,  женщин,  мирных  людей,  которые  погибают  в  Донбассе.  За  что?  Просто  чудовищно,  чтобы  в  21  веке   убивали  за  то,  что  люди  хотят  говорить  на  родном  языке  и   требуют  чуть  больше  независимости. 
И  услышала.
-Вы  смотрите  своё  телевидение,  Вы  ничего  не  знаете,  что  у  нас  происходит. У  нас  своё  государство. И  нечего  России    лезть  к  нам,  поджигать  людей.  Они     получают  «своё» за  предательство. Вас  зомбировали.  Вы  всё,  что  можно,  вытянули  из  Украины,  сделали  нас   нищими,    не  можете  простить  нам,  что  мы  хотим  быть  с  Европой,  а  не  с  Вами.
  И  он  перевёл  разговор  на  другую  тему.
-Вот построим дом и заработаем на машину и  будем  ездить    в   город,  мы  ведь   под    Харьковым   живём в посёлке. По моим стопам, наверное, только  Николай пойдет. У него явно есть к этому призвание. Кладку делает – не придерешься.
-Но не эксплуатируется ли таким образом детский труд? Детям летом вроде бы полагается отдыхать, – говорю я неуверенно. – Они ведь еще дети, рано встают, к вечеру устают сверх меры, работают под пеклом – разве это для детей?
-Пусть  работают,  деньги  зарабатывают, будут  ценить  заработанное  своим  трудом.
 Считается,  что  труд  облагораживает  человека. Н о   оказывается,  не  всегда   и  не  всякий.   Всё  зависит  от  того, какой  труд  и  какие  душевные  качества  родители  хотят  видеть  в  своих  детях.
Я  невольно  наблюдала  и  за   семьёй  девчонок,  которые так  преданно  ухаживали    за  раненой   собачкой.
Приехавшие погостить к бабушке две внучки не знали, чем заняться, куда себя деть. Проводили целый день на   озере, сгорали на солнце, с родителями не очень-то считались и совсем не желали, чтобы их сопровождали или контролировали. Время впустую идет у девочек, а бабушка и дедушка целый день на огороде трудятся, поливают, обрабатывают, рвут сорняки, чтобы у внучек все свое было, с огорода и сада, экологически чистое, а девочки ни разу не выразили желание им помочь. И мать их тоже с утра до вечера в огороде трудится, но ни трудовым энтузиазмом, ни желанием помочь близким дочек не заразила.
-Они отдыхать приехали, – как бы оправдывается перед соседями бабушка. – Да и дети они городские. Им земля не интересна.
Кстати, потом узнаю, что девочки совсем неплохие, отлично учатся, и одна даже мечтает стать дизайнером по ландшафту, но вот помогать дедушке и бабушке в огороде не хотят.
Самое удивительное, – ведь мать тоже горожанка, а трудится до седьмого пота.
Говорят, что в России люди отучились по-настоящему трудиться.   Отсюда   и  все  беды и  наше  нищее  бытиё.  И  об  этом  я  тоже  говорила  раньше.  Но  я  имела  в  виду  совсем  другую  часть  общества,  другое  сословие  и  другое  поколение.   Я нигде,   ни  в Европе,  ни в Америке  не видела, чтобы женщины столько и так работали, как работают наши представительницы слабого пола. В каких условиях и какие результаты этой деятельности – можно только поражаться. Без какой-либо техники, все вручную, не разгибаясь весь световой длинный летний день.
Горожане на своих садовых участках выращивают овощи и фрукты, которые разнообразят их скудный зимний рацион.
«Пашу как лошадь» – это не рекламный слоган, а истинная жизнь российской женщины. Но это мы  опять отвлеклись.
Почему все-таки пример матери, бабушки и дедушки не увлекает девочек? Да потому что рабский труд – труд до седьмого пота, не вызывает желания подражать. Наоборот, появляется желание увильнуть от такого «самоутверждения».
Но. может  быть. трудиться  детей  должны   вдохновлять  деньги,  как  в  семье  Петра? И  всё-таки     оплачивать любую  совместную  деятельность  в  семье, считаю   порочным. Только  бескорыстный    труд  на  благо  всей  семьи  делает  людей   родными,  близкими. И  ещё.
Труд – это не игра и не забава, но и не поденка, обязаловка, порождающая усталость и безразличие. Если мы хотим, чтобы дети трудились, помогали нам, нужно во всякий труд вдохнуть искру интереса, соревновательности, радости, куража от проделанной работы.
И я не согласна с одним из моих авторов, который доказывает, что физический труд на пределе возможностей – сам по себе открывает второе дыхание. Ну, может быть, у взрослых, да. А у детей, наоборот, – желание увильнуть, отвертеться.
Том Сойер, красящий забор, это хрестоматийный пример, как можно увлечь работой любого, даже самого ленивого.
Для тех, кто подзабыл, я напомню.
Ему тетка поручила красить забор, и дело это было достаточно нудное. Но он сумел заразить своих приятелей желанием поработать настолько, что они выторговывали у него эту возможность. Но для этого хитроумный Том, будучи очень тонким психологом, расставил сети для простаков. Разыграл комедию, как это трудно, каким нужно быть мастером, чтобы тебе доверили белить забор. Что обычному человеку это не по плечу. «Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует», – пафосно произносит Том.
Сам того не ведая, этот сорванец открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы человек или мальчик страстно захотел обладать какой-нибудь вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее...
«...Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать. И это помогло ему уразуметь, почему изготовить бумажные цветы или, например, вертеть мельницу – работа, а сбивать кегли и восходить на Монблан – удовольствие», – заключает Марк Твен, открывая и нам закон «всемирного трудолюбия».
Я знаю маленького мальчика восьми лет, который посадил вместе с отцом в один день 80 луковиц цветов и был бесконечно доволен собой и проделанной работой. Но при этом отец и сын сажали цветы наперегонки, «кто лучше ручками разрыхлит землю, у кого быстрее прорастет луковица, чтобы не задохнулись в земле тончайшие стебельки или кто скорее напоит землю, которая погибает от жажды».
Порой стоит начать что-то делать вместе, и дело легко приобретает характер игры или увлекательного общения. На фоне такого душевного подъема любая работа спорится.
    Чтобы увлечь трудом, необходимо включить воображение, фантазию самим родителям. Отбросив будничные заботы и усталость, расшевелить и раззадорить себя, пробудить творческие силы, вспомнить детство. А вот это зачастую нам лень, даже просто неинтересно. Потому что не считаем это важным, необходимым. Хотя душа родительская, как сказал поэт, обязана трудиться и день и ночь, и ночь и день.
В каждом занятии необходимо искать свою долю радости, бодрости и не закрывать глаза на трудные стороны работы, которую хочешь не хочешь, а исполнять должен. Все дело в настрое. Особенно, когда это касается детей. Они ждут в работе самостоятельности, возможности выдумывать, пробовать. И наконец – это деятельное проявление любви. Чем меньше в семье общего труда, общих забот, тем меньше заинтересованности родителей и детей друг в друге. Но обучить любви к труду на словах еще никому не удавалось. Только собственный пример, трудовое усилие без стенаний и проклятий, может воспитать трудолюбие, побороть лень, а главное – желание работать вместе с родителями, помогать им.
   Не  помню,  где  я  прочитала,  но  кажется  в  рассказе  польского  педагога    о   воспитании  детей  в  семье,  где  он  приводил  пример,  который  запомнился.  Двое  годовалых  малышей  пытаются  перелезть  через  порог.  И  как  по-разному  в  этой  ситуации  ведут  себя  матери.  Мать  Дацига,  увидев,  как  сын  мучается  и  испугавшись,  что  он  может  удариться,  сделать  себе  больно ,  хватает  его  на  руки  и  аккуратно  переносит  через    порог.  Мать  Яцика,  увидев  ту  же  самую  картину,  даёт  ему  возможность  самому  преодолеть  ступеньки,  внимательно  наблюдая  за  ним  и  в  случае  опасности  придти  ему  на  помощь.  Это  символически  выражает  две  противоположные  системы  воспитания.   
    С  годами  я  всё  больше  склоняюсь  к  мысли,  что  трудолюбие,  работоспособность,  как  и  талант, заложены  в  генах.  Но  вот  умение  преодолевать   трудности,  это  уж  точно  воспитывается.  Как  и  доброта.  Не  вырастет  добрый  ребёнок  у  жестоких  родителей.  Жизнь  это  много  раз  подтвердила.  Но  родители  могут  возразить,  зачем  в  нашем  жестоком  мире нужен  добрый  ребёнок.  Он  может   вырасти    сентиментальным,  слюнтяем,  он  просто  пропадёт.  Но  ведь  вот  парадокс,  доброта  или  жестокость  ребёнка  проявляется  прежде  всего  по  отношению  к  нам,  родителям.  А  разве  мы  хотим,  чтобы   он рос жестоким, неблагодарным, злобным,   безжалостным? 
 И  ещё  один  парадокс. Если  хотите,  чтобы  ребёнок  вырос  жизнестойким,   умеющим  преодолевать  трудности,   не  подкладывайте  ему  под  каждый  шаг  соломку,  учите  его   с   самого  детства  самостоятельно  выходить из    конфликтов,   решать   свои  проблемы    без  вмешательства  родителей.
 А  если  хотите,  чтобы  он  вырос  добрым,  отзывчивым,  благодарным    и,    как  я  уже   сказала,  прежде  всего  к  вам,    родителям   научите  любить  всё  живое -  цветок,  птицу,  щенка, научите  их  удивляться  явлениям  жизни,  чуду  рождения  жизни.  Надо  приблизить  природу  к  детям  и  детей  к  природе.  Это  великое  счастье -  увлечь  красотой   и  добротой  всех,  кто  тебя  окружает.
…После  долгой  зимы  двое,  мужчина  и  мальчик  лет  10,  подъехали  к  даче.  Было  зябко,  сыро,  от  земли,  где  местами  оставался  серый  слежавшийся  снег,  тянуло  холодом.  Но  там,  где  пригревало  солнышко,  было  теплее.  Они  поднялись  на  веранду,  залитую  солнцем  и  заваленную  вёдрами,  лейками,  скамейками -  всем  тем  барахлом,  которое  в  последний  момент,  осенью  убирали  со  двора   и  не  хотелось  тащить  в  дом  и  которое не  поместилось  в  сарае. А  посредине  этого  скарба  торчал  сваленный  в  кучу  палас.  Его-то  специально  оставили  на  террасе,  чтобы  за  зиму  выветрился  запах  псины.  На  нём   так  любил   валяться  их  любимый  пёс.
Мужчина  приподнял  палас,  чтобы  пройти  к  двери,  и  тут  они  увидели  огромную  распластанную  серую  мышь. 
И  этот  не  тот  случай,  когда  гора  родила  мышь.  На  этот  раз  мышь  родила  целую  гору  маленьких  мышек.  Похожие  на   пуговицы,  вылезали  они  из  чрева  матери  одна  за  другой,  и  их  было  так  много.  Свершалось  чудо,  дарованное  природой.  Рождалась  жизнь.  Это  были  те  редкие  минуты  растворения  в  природе,  отвоёванные  у  не  слишком  щедрого  бытия.  Эта сцена  загипнотизировала  двоих. 
Мужчина,  взглянув  на  мальчика,  и  осторожно  и  нежно  накрыл  ковром  роженицу.  Потом  обошёл    это  место,  открыл  дверь  в  дом,  и  мальчик  подошёл  к  книжной  полке,  долго  что-то  искал  и,  наконец,  нашёл  нужную  книгу,  и,  полистав  её,  прочитал  вслух  рассказ  японского  писателя  Такэдзи  Хирацука  «Весенняя  колыбельная».
«Пришла  весна.
Стало  тепло.  У  мамы-мышки,  которая  жила  на  чердаке,  родился  маленький  мышонок.
«Пи-пи-пи!» -  запела  мышка  колыбельную  песенку,  убаюкивая  сынка.
В  доме,  в  углу  шкафа,  жила  кошка.  Услышала  она  мышкин  голос,  уши  навострила,  когти  выпустила.
Но  тут  же  уши  опустила  и  когти  прибрала.  Отчего  бы  это?
А  от  того,  что  кормила  молоком  котят.
«Мур-мур-мур…» -  замурлыкала  она  свою  колыбельную  песню.
Под  окном  лежала  собака.  Нос  у  неё  был  чуткий-пречуткий.
Она  сразу  учуяла,  что  в  доме  сидит  кошка.
«Ага!   Пахнет  кошкой  и  котятами!  Зарычу-ка  я,  напугаю  кошку, -  подумала  она  и  зарычала: -Р-р-р-р!»
Но  тут  же  умолкла.  Под  боком  у  неё  лежали  щенята.  Собака  закрыла  глаза  и  сделала  вид,  что  спит. Потом  тихонько  заскулила -  запела  колыбельную  песню:  «Гав-гав!..» 
Какой   тихий  вечер!  Слышно,  как  растёт  трава  и  лопаются  почки.  Кто-то  вдали  баюкает  малыша, -  сказала  мама  и  тоже  запела  колыбельную  песенку: - Баю-бай!
Это  был  тот  самый  момент,  когда  возникают  ассоциации  по  каким-то  удивительным  законам  кибернетики  чувств.  Этому    нельзя  научить  ни  на  каких  школьных уроках. 
Мужчина  ещё  не  знал,  но  судьба  уготовила   ему  свой  подарок. Где-то  далеко-далеко,  в  другой  части  света,  его  дочь  в  этот  час  родила  ему  внучку.  И  не  пришла  ещё  весть  оттуда,  но  смутное  чувство  единения  со  всем  живым,  неделимость  бытия  ощущались  им  так  явственно.