Мастера иллюзий

Наталья Архипова-Фатеева
Впервые опубликовано в журнале "Белгородский бизнес-класс"

Говорят, что всё в этом мире уже изобретено, и ничего нового уже не придумать. Именно этим обычно объясняют цикличность истории. Вспомним хотя бы про «потемкинские деревни». Этот гениальный ход знаменитого фаворита Екатерины II по сей день пользуется неизменной популярностью среди чиновников. Видимо, прием графа Таврического оказался настолько удачной находкой, что мастерство очковтирательства с каждым годом лишь совершенствуется.
Взять, к примеру, выездные заседания правительства во главе с губернатором. Как это происходит? Составляется график «осчастливленных районов», и примерно за месяц до часа Х в выбранном для мероприятия доме культуры начинается волшебство. Обвалившаяся штукатурка наскоро замазывается (ничего, что с нарушением технологии, это же временно). В помещении устанавливаются кондиционеры и wi-fi-роутер (вдруг во время заседания чиновникам понадобится пообщаться в соцсетях). Стены и окна, лестницы и двери отмываются, а если повезет – красятся. Все ветхое и пришедшее в негодность, но так и не дождавшееся списания, утрамбовывается по кабинетам, не предназначенным для посторонних глаз. Из соседних сёл на время заседания свозят пригодную для такого «великого случая» мебель: столы, стулья, кресла. А также цветы в вазонах и картины в рамах, чтобы, как говорится в известном мультфильме про Простоквашино, «дырки на обоях загораживать». Вопреки досужим домыслам, траву не красят. Правда, клумбы облагораживают «чем могут» независимо от времени года. Кабинет директора превращается в отдел логистики и военный штаб одновременно: именно здесь аврально решают все вопросы и отсюда посылают гонцов-скороходов.
Между прочим, иллюзия волшебной сказки создается отнюдь не феями, а руками сотрудников избранного дома культуры. Преподаватели вокала и танцев, художественные руководители и звукорежиссеры отменяют занятия и текущие дела, берут в руки кисточки и тряпки, моют ковры и красят лестницы. Видимо, втереть очки правительству гораздо важнее, чем сеять разумное, доброе, вечное.
Именно в таком «ожидании» мне, как одному из работников дома культуры в Грайворонском районе (правда, теперь уже бывшему), довелось принять участие. К сожалению, создание подобных «потемкинских деревень» носит массовый характер. Большая удача, если благодаря таким «визитам сверху» удается, наконец, хоть немного улучшить состояние помещений. Хотя расширить их все равно не получится. Например, детская школа искусств села Головчино ютится в нескольких кабинетах постройки начала прошлого столетия, тогда как в нескольких километрах от нее стоит, закрытая за ненадобностью, Антоновская средняя образовательная школа. В Антоновском сельском модельном доме культуры уже много лет протекает крыша, количество посещающих кружки детей давно превысило вместительные возможности, а невдалеке ветрами и дождями разрушается бывший дом культуры сахарного завода.
02a66123f4deee18ff98d38c4d1c4afe (700x466, 403Kb)
Оба здания состоят на балансе районной администрации, но о реставрации и передаче нуждающимся юным музыкантам и моделистам речи не идет. Антоновскую школу готовы сдать в аренду кому угодно под любые нужды, а бывший заводской дом культуры не в первый раз «уже к следующему году» обещает отреставрировать за счет областного бюджета. Пройдет еще пара лет, и оба эти здания можно будет сдать в аренду разве что для пейнтбольных баталий. Но этого никто, кроме местных жителей, не заметит – они стоят особняком и не попадаются на глаза приезжим чиновникам.
Кстати, в отличие от императрицы, наши власть имущие сограждане ездят не по грунтовым дорогам, а по вполне даже асфальтированному покрытию, которое, в свою очередь, перед каждым их приездом подвергается ямочному ремонту с кратковременным эффектом. Конечно, ремонту подлежит не вся дорога. А только по маршруту следования высоких гостей. Этакая красная ковровая дорожка. А вдоль этой дорожки их взглядам неизменно предстают свежеобрезанные и свежевыкрашенные деревья. Конечно, силами все тех же бюджетников. К слову, дороги, вымощенные во времена правления Екатерины II, до сих пор пригодны для эксплуатации. Видно, не все деревни были потемкинскими.
Прекрасно, что у нас есть замечательная традиция показывать гостям самое лучшее. Только вот гости ли для районов члены правительства или губернатор? Или же они все-таки слуги народа, обязанные реагировать на неспособность (или неимение возможностей) глав районов сделать сказку былью? А руководителям на местах не проще ли вместо занятий мистификацией доложить об истинном положении вещей, чтобы совместно решать имеющиеся проблемы? Как говорится, дитя не плачет – мать не разумеет.
Вот какая история из нашего с вами недавнего советского прошлого припомнилась мне в этой связи. Жили-были две республики-соседки – Башкирия и Татария. В Башкирии всегда все было: прилавки ломились, здания ремонтировались, а в Татарии – ничегошеньки. Но зато когда приезжали комиссии и проверки, в Татарии внезапно наступало изобилие, создававшее видимость того, что всё благополучно. Тогда как в Башкирии прилавки становились абсолютно пустыми. Зато потом наступало изобилие – комиссии наблюдали эту крайнюю необеспеченность, и республике выделялись дополнительные дотации. А Татарии помощь зачем? У них и так, как в Греции, всё есть.
Давно минули и екатерининские времена, и советские, а желание выпятить перед начальством то, чего нет, сильно по-прежнему. Правителям же нашим хочется пожелать (ежели они, конечно, действительно о благополучии народа пекутся) хоть изредка одеваться в простую одежду и в народ за правдой выходить. Помните, как в старых добрых сказках?