Ницше и Блейк

Вадим Элефантов
Обычно встречаются пары ля сравнения: Ницше и Шопенгауэр, Ницше и Достоевский. Говорят о близости взглядов, влияниях (в случае с Шопенгауэром в частности). Я хочу поговорить о паре Ницше – Блейк. Я нахожу у них немало общего. Изначально творчество Блейка было очень религиозно, пропитано духом христианства. На определенном этапе творчества Блейк пришел к богоборчеству. Эволюция взглядов привела Ницше к созданию демонического идеала сверхчеловека. Ницше, сын пастора, в одной из своих ранних работ называл Христа «самым благородным человеком» на Земле, а в последние годы творчества написал «Антихристианина», в котором объявляет христианство главным злом современности.
Сравним: мощный энергетический идеал немецкого философа и атрибут Ада - «энергия», которую Блейк считал антиподом «порядка», присущего Раю. Оба они были одновременно и мыслителями и людьми искусства. Ницше – поэт и композитор, а Блейка вообще следует понимать именно в триединстве: «поэт-художник-философ». Свои книги Блейк иллюстрировал сам, и его иллюстрации были важным моментом понимании его произведений. У Ницше тоже подчас неясно, где кончается философ, а где начинается поэт. Яркий пример тому – «поэтический трактат» «Так говорил Заратустра» - самое сильное и известное его произведение.