Я и образование

Вадим Элефантов
Я пытался устроиться учителем игры на гитаре в одно учреждение дополнительного образования для детей. От ворот поворот сразу же: у меня нет специального образования на данный музыкальный инструмент и нет высшего образования. Николо Паганини не имея свидетельства об успешном окончании заведения где учат игре на скрипке получил бы тоже самое! Ну да ладно, что я самоучка. Один из самых техничных гитаристов в городе, хороший импровизатор. Могу похвастаться тем, что ни у кого из знакомых гитаристов не видел более широкой растяжки на левой руке (позволяет в одной позиции охватить максимальное количество ладов))))). Самое забавное – если бы я закончил, скажем, физмат, то меня бы могли взять. А что – высшее образование есть высшее образование. Но важно какое. С высшим образованием ив дворники охотнее берут! «Физику» можно быть «лириком», а мне нельзя. Диплома-то (читай-бумажки) нету!
В.Г. Белинский отмечал, что из всех видов искусства наиболее близка к интеллекту – литература, а наиболее далека – музыка. Подобные мысли не только он высказывал.
И в самом деле – психиатры подтвердят – есть такие случаи в клинической практике – люди с пониженным интеллектом (дебилы) бывают хорошими музыкантами, композиторами. В последние годы жизни в психбольнице великий мыслитель Ницше совершенно был неспособен к профессиональной литературно-философской деятельности, однако продолжал по-прежнему блестяще играть на фортепиано.
Если вспомнить прошлое – я не первый раз так-то пытался пристроить в систему образования свои таланты. Пошел я поступать, отучившись год на филфаке на иняз. Самоуверенный. Ведь английский знал я неплохо - имел грамоту по окончанию школы, занимался переводами текстов любимых рок-групп, переводил для друзей и знакомых инструкции к электронике и бытовой технике (пока не был еще принят закон об обязательном переводе инструкций на русский язык). Наивно полагал, что поступлю легко! Не тут-то было. На экзамене по литературе я уверенно шпарил определения из филфаковского учебника по литературоведению, отчего у экзаменатора глаза лезли на лоб от удивления. А на английском получил тройку! Ха!
Такой вот щелчок по носу. Хотя формально «завалившие» меня были правы. Я запарился в пересказе текста с переводом прямой речи в косвенную, а самое главное… Самое главное я и по-русски не знал что сказать по билетному вопросу. Попалась тема «Музеи в Англии». Правильно – я сказал, что в Англии есть музеи. Большие музеи. Хорошие музеи. И… и все. Откуда мне знать про их музеи!? Я ведь не зубрил все подряд билеты, зная, что итак неплохо для вчерашнего школяра знаю язык бриттов. Но, может быть, опытные преподаватели не заметили моих повышенных по сравнению со школьной программой познаний в языке? Заметили, конечно. Но формализм возобладал. Я дико зарубился, отчего живу и поныне без высшего образования. С такими людьми, а точнее с такой системой - мне не по пути.
Третьего раза не будет.
P.S. Пишут эти строки, работая сторожем в этом заведении детского внешкольного образования на полставки… Отчего-то вспоминается потерпевший крах великий комбинатор Остап Бендер: «Пойду-ка я переквалифицируюсь в управдомы»…