ТБО или просто ГРЯЗь?

Честная Спекулянтка
Навеяно текстом на эту тему Е.Садкова: http://www.proza.ru/2015/09/13/439
Коротко я уже ответила Автору: http://www.proza.ru/rec.html?2015/09/13/826
***
Так как не раз касалась этой темы и по-прежнему считаю ее кричащей, несколько слов добавлю. Постараюсь коротко.
И в своих текстах, и в полемиках не раз касалась темы грязи - грязи, как ее ни назови, и всегда вызывала негодующие всхлипы У-патриотов, которые утверждают, что у нас такого не может быть, это клевета, происки и т.д.

Сразу прошу меня извинить, что вынуждена повториться.

Так вот, из истории моего видения проблемы.
Первое, что заставило вздрогнуть, обидеться, не понять: в первых же книгах о войне мы прочли, что фашисты называли нас руссише швайне.
Мы уже понимали, что это значит, но не понимали, почему это о нас?
И я долгие годы не понимала...

В середине 70-х я училась в Институте повышения квалификации для работников электронной промышленности в Риге. Народ со всего Союза.
Подробно об этом где-то писала, сейчас о том, что касается темы.
У нас был тогда курс "Экология". Новое слово и понятие свежее.
Преподаватель - молодой специалист, только что вернувшийся со стажировки в США.
Т.н. патриотов прошу в этом месте не вздрагивать: тогда Америку мы ещё не считали виновницей всех наших бед и о ней ещё можно было говорить без зубовного скрежета.
Так вот, этот симпатичный парень говорил нам, что проблемой проблем американцев яваляется утилизация твёрдых бытовых отходов (ТБО- значится в наших извещениях от ЖКХ). Если не будут приняты принципиально новые экстренные меры, страна просто погибнет. Так и сказал, отлично это помню.
Мы усмехались: уже тогда некоторые мечтали видеть Штаты трупом.

Но не могли мы не спросить, почему же у нас нет таких проблем?
Очень, оказывается, просто: химия наша находится в зачаточном состоянии и вопрос тары решается с помощью газет и толстой серой бумаги, огромные рулоны которой стояли в каждом магазине.В эту бумагу, больше похожую на тонкий картон, завертывали селедку, масло, колбасу, где они были в наличии...
А ведь так и было: граждне с бусами из рулонов туалетной бумаги на шее появятся на наших улицах позже, полиэтиленовые пакеты ещё позже. А те, что нам перепадали в подарок "оттуда", мы будем хранить годами и ходить с ними в гости. Так было. Не важно, кто-то знает это или нет.

И вот, не прошло и полувека, как наша химия сделала невиданный рывок в своем развитии и результаты ее деятельности мы видим вокруг.
Не точно я выразилась: это результаты деятельности царя природы - человека.
Переработка мусора у нас в зачаточном состоянии, оборудованных мест для мусора крайне мало.
Попытки местных властей что-то сделать заканчиваются обычно акцией для отчета.
Как-то на платформе разговорилась с женщиной из соседней(очень красивой) деревни, о мусоре, нашем стыдобище, говорили.
Я высказала давно сидящую в моем мозгу мысль: поставить в определенных местах контейнеры и вывозить их организованно.
"Нет! НЕТ!!! Не надо!" Вскричала моя попутчица. Я смотрю на женщину с недоумением.
Поясняет: "Около меня поставили такой контейнер, он быстро был завален с верхом, мусор ветром стало разносить по деревне и на мой огород. Никому он был не нужен".
Очень это на нас похоже, Поэт сказал: "Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано..."

Однако, идея контейнеров просто висит в воздухе: в последнее время, надо это признать, народ бросает мусор не везде, где оказывается, и  уже не бросают за
своей калиткой, выбрасывают в местах стихийно образовавшихся свалок.
У нас - в посадках, перед платформой, а в лесу обычно заполняют воронки от снарядов, которых в наших краях видимо-невидимо.
Особо культурные граждане, которые общественным транспортом не пользуются, выбрасывают пакеты с отходами из окна своей машины.

Самое впечатляющее, что видела на обсуждаемую тему в последнее время: вид из окна по дороге в Сочи, это от Москвы не мало километров, как можно догадаться.
Так вот, по всему пути (была ранняя весна, всё на виду) на окраинах деревень и поселков - свалки, локализованные, что стоит отметить.
Но есть и другие: между населенными пунктами, на десятки километров, где нет жилья, ветер разносит мусор. Не сразу поняла, здесь-то он откуда?
Не вижу другого объяснения: это проводники выбрасывают из вагонов.
Откуда еще появиться грязи, если рядом нет людей???


ФОТО. Как вам, Читатель, эта лесополоса рядом с платформой в нашей деревне?
Это сделала Природа.
На вставках - картинки сделанного человеком, это в 10-15 метрах от осеннего оранжевого чуда. Обратите внимание на вид кленового листа.
Чувствуете разницу?:).

ПС. Тем, кто всего этого не видит или считает происходящее нормой, отвечу словами Поэта, которого не раз уже цитировала:

       "КТО НЕ ЗНАЕТ ПЕЧАЛИ И ГНЕВА, ТОТ НЕ ЛЮБИТ ОТЧИЗНУ СВОЮ" Точка.


ПС.ПС. Хочу в дополнение к написанному поместить отклик Читателя с моим ответом ему:
Рецензия на «ТБО или просто ГРЯЗь?» (Честная Спекулянтка)
Есть в этом определенная доля провинциальности...
Был у меня период, когда я жил в небольшом райцентре Иркутской области (30 тыс.ч.)
Когда на одном из городских мероприятий я, в очередной раз, услышав слова в отношении райцентра - "крупный культурный и промышленный центр Сибири", позволил себе в этом усомниться, то навлёк на себя гнев собрания...
Мне сказали: "Вот Вы говорите про грязь на улицах, про мусор, про отсутствие освещения... Вы не любите наш город!"
И Вы знаете, я никак не смог объяснить, что мне нравится город, где я живу, что вырос я в этих местах... Как я могу их не любить? И что мне просто хочется, чтобы здесь стало лучше и чище...
Так я и остался для руководителей города и активистов-общественников в "злопыхателях".
С уважением, Алексей Кривдов 15.09.2015 20:49 •

Помню помню я эти стеклянные взгляды и деревянные голоса руководящих товарищей. Это они отучили всех быть искренними и говорить, что думаешь. Это они научили нас голосовать за любую их инициативу единогласно, а за кандидатов блока коммунистов и беспартийных - почти поголовно, 99,9%.
А про маленькие наши города отдельный печальный разговор. Они оказались на стыке между городом и деревней. Не скажу про всю Россию, хоть видела порядочно, но хорошо знаю райцентры в 150-ти км от нашей столицы. Грустно.

Не хотела писать о том, что где-то уже рассказала, но если Читатель затронул тему состояния малых городов, о поездке в один такой напишу. Было это лет 5-7 назад. У меня в гостях был внук, он родился и живет в дальнем зарубежье. Летом мы из деревни поехали в наш райцентр погулять и кое-что купить. Магазины там теперь такие же, как в областном центре по части ассортимента. Парень купил там мороженое, по дороге на вокзал съел его и, не найдя ни одной урны, нёс сладкую липкую обёртку, держа ее большим и средним пальцем перед собой, смешно выглядело. Вот почему смешно: улица длиной с километр, ровная, хорошо асфальтированная выглядела на первый взгляд и чистой. Но в кюветах с двух сторон было столько этих самых ТБО, что казалось, мусор сметали в эти канавы несколько лет и никогда не убирали. Вдоль дороги симпатичные старые одноэтажные дома с красивыми палисадниками и вот такая узкая свалка длиной в километр. Так вот, на мой совет бросить фантик мой внук только отвечал: "Нет, бабуль".
Было ему тогда лет 8. Я не настаивала, я шла и  думала, когда же мы вот так, с младых ногтей, будем знать, что такое хорошо и что такое плохо? И не будем делать плохо, если все вокруг так делают. Научимся ли мы этому когда-нибудь?...

Алексей, спасибо за Ваш отклик.
Хочу поместить его вместе со своим ответом в текст.
Честная Спекулянтка 15.09.2015 21:58 Заявить

Честная, помните в фильме "Особенности национальной охоты", фин просит остановить машину и выходит в поисках брошенного водителем окурка... И замирает увидев, что на обочине масса таких окурков.
То ли бескрайние наши просторы виноваты, широкая русская душа, определенная доля пофигизма с нашими авось, да небось...
А может для нас это и не важно? У нас "особая" роль...?
Алексей Кривдов 15.09.2015 23:02

Алексей, этот эпизод мне не запомнился. Я хорошо помню другое.
Несколько лет назад посетила 4 скандинавские столицы на пароме.
Так вот, собралась наша группа около своего автобуса в ожидании отправки на паром. Мужчин было, как всегда не много, человек 10. Они стояли кружком, разговаривали, смеялись, курили. Та же картина была и около других ненаших автобусов. Только около нашего шикарного шоссейного лайнера после посадки остался на асфальте кружок, заплёванный и посыпанный окурками. Урна была в нескольких шагах.
Честная Спекулянтка 16.09.2015 19:01

Продолжение темы здесь: http://www.proza.ru/2015/09/24/2050