Массовая миграция и биосферный коллапс

Виктор Постников
Д-р Глен Барри

EcoInternet, Гонолулу, Гавайи
13 сентября, 2015

Аннотация

Беженцы, запрудившие Европу и другие места на земном шаре, являются прямым следствием перенаселения, экосистемного коллапса, климатических изменений, милитаризма и неравенства. Массовая миграция может привести к развалу целых сообществ и человеческой цивилизации, и даже вызвать коллапс биосферы. Миграцию следует поставить под контроль;  беженцам и экономическим мигрантам следует помочь возвратиться к производительному устойчивому  пользованию землей, как можно ближе к местам, откуда они родом.


Главный вывод  – массовый исход беженцев и мигрантов из Африки и Ближнего Востока – это экологическая катастрофа. Огромные районы потеряли свою несущую способность и плодородие;  ситуация осложнилась резкими климатическими изменениями и ростом населения с неограниченной жаждой потребления.

В прошлом году приблизительно 60 млн беженцев  были вынуждены покинуть дома.  Около  одного миллиарда людей живут на менее $1.50  в день, и многие, если не большинство, будут мигрировать в поиске больших экономических  возможностей, как только им представится шанс.

Европе и Америке просто физически невозможно разместить всех беженцев из Африки, Ближнего Востока и Южной Америки, а также сотни миллионов бедных людей, которые хотят мигрировать в поисках лучшей жизни.  Такая миграция приведет к глобальному экологическому, социальному и экономическому коллапсу.

Земля уже занята.  Нет больше нетронутых экосистем, куда можно убежать, поубивать местных жителей, уничтожить природные экосистемы, произвести иллюзорный экономический прогресс и побежать дальше. Мы живем в другом мире, которому угрожает глобальный экосистемный коллапс, и мы должны соответственно отрегулировать миграцию.

Из экологии известно, что мы уже превысили многие планетарные границы в отношении устойчивого проживания на Земле, одна из которых – о чем я уже указывал в недавней статье* – необходимость поддержания природных и агро-экологических экосистем на 2/3 территории земли, хотя 1/2 уже потеряна. Остающиеся природные и квази-природные экосистемы важны для поддержания локальной и региональной экологической устойчивости,  а также для поддержания единой живой биосферы, от которой зависит вся жизнь.

Оставшийся природный капитал Земли  и, следовательно, возможность самой жизни, находятся под угрозой массового потока мигрантов, по разным причинам.  Вновь прибывшие мигранты быстро принимают западный консумеристский образ жизни,  путь беженцев устлан мусором, испорченной природой,  а охраняемые экосистемы нарушены.  Потеря экосистем таким образом одновременно причина и следствие экоцида, вызванного массовой миграцией.

С потоком мигрантов в Европу мы видим экосистемный биорегиональный коллапс, начавшийся в Африке и на Ближнем Востоке и угрожающий принять глобальный характер. Биосфера никоим образом не сможет поддержать такое количество бедного населения, находящегося в движении.

Во многих экологических системах было замечено, что когда организмы свободно мигрируют во всем объеме системы, вся система рано или поздно коллапсирует от истощения. Другие более устойчивые виды сегментируют свою среду так, чтобы определенные зоны переходили через этапы размножения и коллапса, но общий рост популяции не разрушал всю экосистему.

Миграция и нашествие одной культуры на другую не представляет собой ничего нового, они происходили в Европе на протяжении всей истории, и существующая международная система основана на историческом европейском колониализме. Отличие только в масштабе, и нашей неспособности правильно диагностировать экологические причины массовой миграции, и принимать правильное решение, которым должно быть возвращение к земле.

Если массам бедных людей позволить по желанию перемещаться из страны в страну,  разорять оставшиеся природные экосистемы и местные общества (которые лучше обращаются со своей землей), тогда глобальная миграция погубит биосферу.

Это не означает, что мы не должны помогать тем, кто оказался в беде.  Но  нельзя допускать спонтанный наплыв беженцев, если мы хотим отвести социальный, экономический и экологический коллапс.

Многое можно сделать для тех, кто оказался в беде.  Ясно, что сирийским беженцам нельзя оказать помощь на месте,  но им и другим беженцам следует помочь организовать достойное проживание на их земле, в их биорегионе.  Через некоторое время,  им  следует помочь возвратиться в свои дома.

В одно время Европа, Америка и Запад выступали за тесное сотрудничество по выполнению международных законов. Бесчеловечные режимы, проводящие геноцид, вроде Ассада в Сирии, должны были убираться силами ООН, чтобы не дать им возможность сеять дальше дестабилизирующий хаос.  Международные соглашения,  остановленные после 911, должны быть восстановлены и расширены.

Большая часть Ближнего Востока это аридные, бедные с точки зрения земледелия земли (в античные времена, однако, это были роскошные земли, испорченные тысячелетиями плохого ухода). Определенно климатические перемены усложнили использование этой земли;  проблемы возникли также и с катастрофически выросшим населением. Рост населения на Ближнем Востоке беспрецедентный : 44% за  период 1990-2008.  Добавка 100,000,000 людей для земли, ресурсы которой ограничены, совершенно убийственна.

То, что мы видим сегодня, это массовая миграция, вызванная экологическим коллапсом из-за  перенаселения, резких климатических перемен,  и потерь экосистем.  А также из-за  искушения немногих вести роскошный образ жизни.  Это давно уже стало очевидным. 

Запад должен сделать больше для обездоленных людей, в частности для населения и ландшафтов  развивающихся стран, разоренных неутолимой жаждой ресурсов. Если богатые страны не поделятся, их просто сметут.

Больше усилий надо приложить для экономического равенства и свободы для всех обитателей Земли.  Значительную помощь следует оказать беженцам как можно ближе к их родным местам, и на это уйдет лишь небольшая часть от тех расходов, которые идут на войну на Ближнем Востоке. Необходимы также системы легальной миграции, позволяющие спасти тех беженцев, жизни которых действительно находятся под угрозой.

Целые биорегионы коллапсируют с экологической точки зрения, и их население должно быть приведено в соответствие с несущей способностью земли.  Планирование семьи чрезвычайно важно.  И сотни миллиардов нужно инвестировать в экологическое восстановление, пермакультуру, органическое земледелие,  и другие устойчивые методы хозяйствования.  Грустно, но факт:  если вы разрушите вашу собственную землю, вам уже больше некуда бежать.

Главным упор в нынешнем европейском миграционном кризисе должен быть сделан на международное законодательство и иностранную помощь в месте возникновения миграции. На краткосрочной период, потребуется использовать военные и полицейские части для сдерживания потоков мигрантов как можно ближе к месту их возникновения,  а также устроить лагеря для беженцев с целью помочь им возвратиться домой как можно быстрее.

Если огромные массы населения из Африки и Южной Америки будут продолжать покидать коллапсирующие биорегионы,  небольшие элитные бастионы Европы и Соединенных Штатов не выдержат нагрузки (еще меньше шансов у Австралии, Японии  и других перенаселенных стран). Некоторые будут утверждать, что это хорошо с экологической и социальной точек зрения.  Но я не соглашусь с тем, что общество должно погрузиться в варварство для достижения экологической устойчивости и справедливости,  есть другие пути.

Земля, отведенная под страны с развитой экономикой, не может вместить в себя весь мир, а последние осколки цивилизации, из которых может родиться новая парадигма устойчивости, не должны быть погребены.  От пришедшей на смену цивилизации анархии ничего хорошего нельзя ожидать, человеческое существование может вылиться в грубую конкуренцию за выживание по мере того, как семь миллиардов хищников будут поглощать последние кусочки природы, приводя в конечном итоге к биосферному коллапсу и смерти всего живого.

Жизненно важно, чтобы глобальная политика достижения экологической устойчивости наконец начала действовать. В нее должен входить контроль за организованной миграцией, а также помощь мигрантам по возвращению и восстановлению земли в их родных местах. Там, где это невозможно сделать немедленно, богатые страны должны предоставить помощь беженцам по поселению в местах, наиболее близких к дому.

Существенно маленькие семьи, устойчивый образ жизни, мирная жизнь, большее социальное равенство должны быть установлены в глобальном порядке.

Мы уже перешли ту точку, при которой население могло разорять свои локальные экосистемы, мигрировать на новые девственные экосистемы и продолжать заниматься тем же. Перемещение десятков или даже сотен миллионов человек по континентам приведет к разрушению социальных и экологических систем.  Некоторые утверждают, что это путь к экологическому равновесию.  Но есть более человеческие пути, основанные на международном сотрудничестве.

У человеческой семьи есть только один выход: объединиться, учесть потребности друг друга, сохранить экосистемы, покончить с ископаемым топливом. В противном случае – коллапс биосферы и конец бытия.  Надо понимать, какой страх испытывают те, кто страдают.  Но, по воле Геи, каждый из нас может стать мигрантом.  Но потребности мигрантов лучше удовлетворить на месте, чем ждать пока огромные толпы покончат с миром природы. Для этого потребуется силой приостановить массовую миграцию и предоставить помощь на местах.

Мы могли бы жить на зеленой и справедливой планете.  Основные человеческие потребности удовлетворялись бы для всех, в то же время самые сообразительные и умелые могли бы рассчитывать на большее. Но всем надо измениться и принять мир, равенство и экологическую устойчивость в качестве смысла жизни.  Или биосфера умрет.  Интернет предоставляет глобальной человеческой семье последний шанс перенаправить военный и корпоративный капитал на экологическое и социальное возрождение для достижения глобальной устойчивости. Для начала мы должны признать, что массовая миграция – это причина и следствие биосферного коллапса.


*

Д-р Глен Барри, автор ряда эссе Earth Meanders.