Ум и Хитрость

Капитан Крю
Очень часто и в разных ситуациях, в разговорах с своими знакомыми мне приходилось слышать: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?". Отмечу, что самый первый раз когда я услышал эту фразу, то она меня поразила. С одной стороны, я не считал себя умным, ну, совсем уж умным. Таким, как изветный писатель или политик. Но и глупым считать себя мне было обидно, и надеюсь все же и не заслужил я такой оценки. Что глуп. Например, "туп, как пробка".

После первого раза я еще много раз слышал эти слова в свой адрес и они уже меня обижали, но найти достойного возражения в ответ тому, кто это произносил ее я не мог... Всегда я после этого я испытывал некоторую горечь обиды и безсилие, что не в состоянии возразить аргументированно.

И вот недавно я прочитал заметку про А.П.Чехова. В ней приводились вот такие строчки из письма своему брату Александру: «Не завидуй, братец, мне. Писание, кроме дёрганий, ничего не даёт мне. Сто рублей, которые я получаю в месяц, уходят в утробу. Нет сил переменить серенький неприличный сюртук на что-нибудь менее ветхое».

Меня просто поразило! А про него, А.П.Чехова, кто смог бы сказать вот так: «Если он такой умный, то почему такой бедный?». Думаю, тому, кто осемлился бы сейчас вот так сказать, самому бы стало не по себе. Подумал бы, небось: «Эк я заврался! Про А.П.Чехова так?». И сам бы сконфузился.

Я испытал некоторое облегчение от парадокса в своем сознании. От парадокса, который начал решаться.

И еще мне часто приходилось слышать. Например, от девушек (особенно современных, развитие которых пришлось на наше "рыночное" время в эпохе). С восторгом они отзывали о том или другом успешном в жизни человеке. Говорили мне: «Вот, гляди, какой умный!». Ну правильно, подобный отзыв (при мне) от девушки, которая нравится, - подобный отзыв-оценка в адрес другого мужчины тоже оставлял в душе моей обиду.

Окончательно этот парадокс разрешился для меня, когда я прочитал фразу немецкого философа Гегеля: «Хитрость -- это ум зверя».

На этом закончу своё мини-исследование.

PS. Забыл. Ещё Чехова: «У 99% людей нет ума». Может таким людям ум заменяет хитрость?
01.02.16. Умный писатель Чехов сказал, что у 99% людей нет ума. А Борис Диденко сделал поправку: "Дурак - это ум такой".