Пётр Первый и реки России

Юрий Чемша
    С детства в нашей местности все знают, что река Ворскла называется так потому, что Пётр Первый уронил в нее свою подзорную трубу. Вор скла. Скло по-украински - стекло.
    Типа, стоял, стоял Пётр Первый на берегу, смотрел на другой берег, где разворачивались полки шведов, сомневался: то ли надо эту речушку форсировать, то ли и так сойдет. В этих сомнениях и уронил свой оптический прибор.
    Ну, конечно, заставляли солдат искать. Те лазали, ныряли – не нашли. А может, кто-то нашел, да затолкал подальше в осоку, чтоб потом на сувенир с войны привезти мальцам…
    Ну и так далее, можете сами фантазировать.
Однажды я попал в Луховицы и увидел там речку ВОБЛЯ!
    Конечно, смешно. Но каково же было моё изумление, когда одна местная замечательная женщина стала мне с гордостью рассказывать, что это название дал речушке будущий царь Пётр Первый. Дескать, ехал, ехал как-то по местным полям, инспекцию проводил -  где свои потешные полки тренировать. И вдруг открылась за поворотом ему голубая  излучина – красота неописанная. Ивы по берегам, чёрные цапли... И не удержался будущий самодержец от царственного восклицания. А уже вечером записывали местные чиновники в хроники: поименовать отныне реку Воблей.

     Я тогда ещё подумал: какой прекрасный ряд легенд живет на нашей земле русской. Как любили у нас хороших царей.

     А потом мы с женой как-то ехали в гости к дочке. Из Белгорода под Серпухов.  И переезжали речку СКНИГА (Тульская область). Тут жена у меня и спросила: ты не знаешь, почему такое название?
     Я немедленно, не отрываясь, так сказать, от руля, стал объяснять:
Понимаешь, Светочка, идут однажды Пётр Первый с Меншиковым по берегу этой речушки. У царя в руках книга, и он ее на ходу читать пробует.
     - Чудеса, Алексашка! – говорит царь. - Ещё вчера вроде бы читать умел. Вот буква «о», вот «н»… А остальные, хучь убей, не узнаЮ’...
     - Да ты, мин херц,  книгу-то кверху тормашками держишь!
     - Во, бля, точно! Больше мне, Алексашка,  сегодня не наливай!..
Стал Пётр Первый книгу переворачивать, отвлёкся и поскользнулся на глинистом берегу.
     Да так, С КНИГОЙ, и ухнул в воду.

     Так начался этот цикл, который, я надеюсь, подхватят все местные краеведы.

     Река КУРИЦА Курской области.

     Стоят как-то Пётр Первый и Меншиков на берегу какой-то реки. Как попали – конечно, не помнят,  похмеляются огуречным рассолом, вспоминают вчерашних дам, конечно. Пётр Первый смотрит в новую подзорную трубу на тот берег.
     - Алексашка!
    - Я здесь, мин херц?
    - Вон, смотри, с того берега стая плывёт к нам. Что за птицы, не пойму?
     - Да куры это, мин херц.
    - Как куры? Они же не плавают!
    - Дуры, мин херц! Это они так сами про себя говорят, мол, курица не птица... Тебе вчера боярыня Нарышкина тоже говорила, что она не такая, ну никакая такая, как ты подумал... А сама что потом? Боярыня, а в сущности - простая русская баба…
    - Ох, Алексашка, лучше не вспоминай, плесни-ка ещё рассолу, да  на природу посмотри. Уже до середины доплыли. Что это они?
    - Петуха на этом берегу увидали, вот и гребут. Если курам петуха показать, тут им и море по колено, и река по яйца.
    - По яйцо, дурень, если ты про кур…  Однако смотри: вот уже все потонули, одна осталась.
    - Эта доплывёт, мин херц, вот увидишь.
    - Смотри-ка, вправду доплыла! Ай да не птица! Как ты угадал, что доплывёт?
    - Любовь, мин херц, любит она его.
    - Во, бля!.. Простая русская КУРИЦА!..

    Река УЗОЖА. Курская область.

    - Что-то мы давно не были у Зожа, мин херц.
    - Кто таков? Почему не помню?
    - Так ведь кабатчик голландский, Зож зовут. Здоровый образ жизни.
    - Что за образ?
    - Это когда сам не пьёт, сволочь, а нам наливает. Ты, мин херц, когда туда попадаешь, наутро ничего не помнишь. А мне потом тебя по этому мосту волочь…
    - Во, бля! Наверно, каналья, подсыпает что в вино – табак или карбид. Мне в ихней европе в самогон так делали.
    - Да неужто, мин херц? В той самой Европе?
    - А то! Узнали, что я русский царь, и пакостили.  Думали, подавлюсь, недоумки. Карандаш есть? На-ка, запиши мне  на манжете, Алексашка, чтоб я запомнил: у Зожа – табак, к Зожу больше не ходить!
    - Вот, мин херц, записал: «…У ЗОЖА…» далее не помещается.
    - Тогда вот тут перед мостиком дощечку на дороге поставь…

    Река ПСЁЛ, Курская область.

    Страшен был царь в гневе. Даже Меншиков его боялся.
    - Мин херц! Мин херц!.. Прости меня, мин херц, не хотел! Ну, право слово, не желал!.. Я только приём тебе думал показать, шао-линь, называется.
    - Сяо-линь? Ты мне жуб выбил, подлюга! Я тебя утопить вот в этой реке велю! Эй, кто  там, вахта, ко мне!..
    - Не вели казнить, вели слово…
    - ПСЁЛ отсюдова, собака!..

    (Путешествие по Руси 17-18  веков продолжается. Приглашаю всех толкователей истории, а также местных краеведов на толковище).