Евгений Онегин на 7-м фестивале искусств в Тобольс

Юрий Хозяинов
     Текущее лето не балует тюменцев постоянством погоды – изнуряющий зной сменяется проливными холодными дождями, после которых тучи могут на несколько часов разойтись и предоставить солнцу возможность хоть немного подсушить землю. Вот и минувшая неделя началась дождями и вызывала опасение, что оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин» придется слушать в аккомпанементе дождя. Но погода смилостивилась над тоболяками и гостями первой столицы Сибири.10 июля установилась облачная, но теплая погода,  без дождя, которая продержалась и в субботу, когда гости Тобольска, любители оперы собрались на красной площади у стен гостиного двора.
    
     7-й фестиваль искусств «Лето в Тобольском кремле» вечером в пятницу открыл  концерт камерной музыки в исполнении оркестра тюменской филармонии «Камерата Сибири» под управлением заслуженного деятеля искусств России и Украины Антона Шароева.  Камерная музыка предназначена для исполнения в комнатах, то есть в небольших помещениях. Я думаю, что большая комната Архиерейского дворца Тобольска хорошее место для таких вечеров. Музыка здесь не распыляется по большому объему концертного зала, а звучит концентрировано. Даже возникает ощущение, что слушатели сидят среди оркестрантов и музыка воздействует непосредственно на их душу. Тюменцы исполнили «Концерт для двух скрипок с оркестром ре-минор» Иоганна-Себастьяна Баха  и «Концерт для 2-х скрипок с оркестром до-минор» Антонио Вивальди. Сольные партии скрипок исполнили скрипачи Юлия Прямова и Антон Шароев. Когда-то романсы писали специально для домашнего музицирования. Произведения Петра Чайковского в исполнении Ирины Бибеевой под звуки кабинетного рояля, на котором играла Валентина Багрова, вероятно, звучали так же, как во время их написания. Эти романсы послужили мостиком к инструментальной музыке Петра Чайковского: «Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром» (солист Антон Шароев) и финал «Серенады для струнного оркестра до-мажор». Публика аплодировала артистам стоя, а после концерта подходили к Антону Георгиевичу, благодарили его за прекрасную музыку, и спрашивали о следующих концертах нашего маэстро в Тобольске.

     Хитом фестиваля была опера Петра Чайковского «Евгений Онегин» в концертном исполнении в авторской трактовке Юрия Башмета. А перед спектаклем, по традиции, состоялась большая пресс-конференция. На вопросы журналистов отвечали художественный руководитель и главный дирижер ГСО «Новая Россия» народный артист СССР Юрий Башмет, актер театра и кино народный артист России Сергей Безруков, директор тюменского концертно-театрального объединения Михаил Бирман и глава города Тобольска Владимир Мазур. Более уместным было бы провести такое мероприятие после спектакля, тогда бы появились вопросы тематически более связанные с этим культурным событием. Вот о чем вкратце рассказали участники пресс-конференции:
 
     Сергей Безруков: «опыт работы с симфоническим оркестром у меня был – например, Сказки с симфоническим оркестром. Сегодня мне будет сложнее, так как я нахожусь в опере внутри неё. Очень редкое для меня очень интересное ощущение. Я как бы нахожусь внутри истории и вне её. Я знаю персонажи, я от имени автора представляю их публике и в тоже время есть мое отношение к героям, которое меняется во время действия. Например, назвав в начале представления – Онегин, добрый мой приятель, я в конце руку ему не пожимаю. Пушкин – гениальный человек, гениальный поэт. Все его произведения – шедевры и соприкоснуться с ними для актера счастье. Пушкин настолько велик, что исполнением его трудно невозможно испортить.Его нужно читать и перечитывать бессчетное число раз и всегда можно открыть что то новое. Нужно, обязательно нужно самим читать и перечитывать Пушкина! Мы провоцируем молодого зрителя, что бы после спектакля они пришли домой и перечитали, а может быть впервые прочитали «Евгения Онегина» мы работали над спектаклем, пытались показать отношения, напоминающие реальные».

     Юрий Башмет рассказал свою версию возникновения оперы, как жанра. А о предстоящем представлении: «Спектакль составлен из оперных арий, которые поют молодые, но очень талантливые артисты, которые поют их с душой, с полным пониманием исполняемого текста и с личностным отношением у нему. Между ариями – поэтические тексты, которые талантливо читает Сергей Безруков. Это должно помочь тем людям, которые не понимают, не любят оперу – а их много. Чтобы понять оперу, нужно терпение, внимание и усидчивость. А по нашей схеме – сначала поют, а потом появляется человек, который объясняет что к чему – кто кого любит, кто кого ненавидит и что здесь происходит. Выбор места исполнения произведения – достаточно много значит. Исполнять исторические произведение в реальных исторических декорациях это очень хорошая идея. Но очень многое будет зависеть от мастерства звукооператора».

     Владимир Мазур:  «Для города это знаковое мероприятие. Мы даем нашим людям увидеть настоящих артистов и настоящее искусство. Мы слышим о них из различных информационных источников, а здесь их можно услышать и увидеть воочию. Что может быть лучше – быть со знаменитостями в прямом контакте. Память об этом сохраняется на долгие годы, и об этом можно рассказывать своим поколениям. Фестиваль раскручивается, его площадка становится престижной и о ней говорят. Безруков сказал, что много слыщал хорошего о Тобольске. И если говорят о Тобольске – то нам это и приятно и полезно. Это дает нам возможность развития. Бы богаты культурно-историческим наследием и поэтому к нам приезжают такие люди, как сегодня».

     Пока шла пресс-конференция ГСО «Новая опера» и солисты осваивали новую для себя сцену под стенами Гостиного двора. Затем пришел Башмет и началась репетиция – солисты пели, одновременно настраивая звуковую аппаратуру. Музыку и пение было слышно далеко. Видимо были проблемы, и репетиция несколько затянулась. Спектакль начался с получасовой задержкой.

     И тут выяснилось, что Башмет  предвидел возможные проблемы: у Безрукова не включилась звуковая гарнитура. У всех солистов она работала прекрасно – а Безрукова не было слышно. Сергей взял второй микрофон, который работал и начал чтение сначала: «Мой дядя самых честных правил..» Микрофон работал не очень хорошо, была слышна реверберация, голос Сергея приобретал неуместный «железный» призвук. Не всегда поэтический текст объяснял «что к чему», а иногда просто путал неопытного слушателя. После слов от автора «Татьяна в темноте не спит и тихо с няней говорит». Звучит знаменитое письмо Татьяны к Онегину: «Пускай погибну я но прежде, я в ослепительной надежде…» будто бы эти свои мысли девушка говорит старушке.   

     Тем не менее, спектакль удался! В этот вечер все сошлось – молодые,  красивые артисты с прекрасными голосами, гениальная музыка Петра Ильича Чайковского, замечательный вид на тобольский кремль и хорошая погода - публика была счастлива! Это событие действительно запомнится надолго и о нем будут рассказывать потомкам, которым не посчастливилось. Спектакль получился даже больше, чем объявленная «концертная версия». Артисты не просто пели статично стоя на сцене – они играли, взаимодействуя с друг другом и чтецом. На сцене не было декораций? Но они были вокруг. Костюмы? Но и в этих платьях актеры существовали в предлагаемых обстоятельствах очень органично. А то, что оркестр был на сцене, так спишем на каприз постановщика – не все же ему в оркестровой яме стоять. Для Сергея Безрукова – одного из лучших актеров России – роль чтеца  несомненная его удача. Сергей не ограничился простым чтением текста с листа – он играл!!! А в кульминационный момент дуэли сыграл роль Зарецкого – человека, ответственного за соблюдение дуэльного кодекса, но не сделавшего этого. Не автор, то есть Пушкин, вручает дуэлянтам пару пистолетов, а затем командует «Сходитесь!» - а Зарецкий, «некогда буян, картежной шайки атаман…».

     Отмечу особо – в окружении звезд блистала Хоровая капелла тюменской филармонии. Они очень проникновенно исполнили хор «Девицы-красавицы» и сцену бала у Лариных. При этом они устроили такую котовасию вокруг стола автора, что Безруков с веселым изумлением наблюдал за этим. Они вполне профессионально исполнили  полонез и вальс – выступив как оперный  кордебалет. После спектакля хормейстер Вера Бурковская  сказала, что тюменские артисты очень довольны своим выступлением, что все это они показали после одной репетиции.

     Итак, в этот вечер Татьяной звалась солистка театра «Новая Опера» Жаля Исмагилова, Ольгой представилась солистка мариинского театра Ирина Шишкова. Евгением Онегиным стал солист ГАБТа Илья Кутюхин. Роль помещицы Лариной исполняла солистка Екатеринбургского театра оперы Екатерина Нейжмак, князя Гремина солист ГАБТа Олег Цыбулько, няня – солистка Екатеринбургского театра оперы Светлана Пастухова.