Служебная харакиристика

Игорь Караваев 2
          Ух, как зол был на меня мой начальник!

          Правда, пинал он меня, в основном, за всякие мелочи. Я, попав на закате своей карьеры в штаб флотилии на «тупиковую» и, как мне казалось, абсолютно безнадёжную должность, хоть особого рвения и не демонстрировал, но старался служить неплохо. В общем, особых поводов для серьёзных взысканий  начальству не давал.
 
          А вот однажды ему как раз и подвернулась хорошая возможность как следует проучить меня: началась (кажется, впервые в истории наших Вооружённых Сил) аттестация офицерского состава.

          В каком-то юмористическом журнале я вычитал шутливый термин: «служебная харакиристика» - то бишь такая служебная характеристика, обладатель которой должен был бы, в соответствии с кодексом чести самурая, покончить с собой после ознакомления с ней. Вот такую характеристику, похоже, шеф и решил мне написать.

          Ничего, что хоть каких-то порочащих меня фактов у него тогда не было. Грамотный начальник, если захочет, всегда найдёт, что написать, чтобы подчинённый получил позорное клеймо на всю оставшуюся (если не жизнь, то, по крайней мере, службу).

          Упомянув мимоходом, что я спортом не занимаюсь (хоть это и было явной неправдой), мой уважаемый шеф написал недрогнувшей рукой: «В службе стремится ограничиться выполнением лишь своих служебных обязанностей. За общее дело не болеет».
 
          Для карьеры советского офицера такая фраза была почти фатальной!

          Но вот (к моему действительно глубокому сожалению) закончился советский период нашей истории. Мой очередной начальник, пришедший на смену предыдущим, прочитал огорчившие меня строки, хмыкнул и сказал:

          - Вот потому-то у нас везде и творился такой кабак, что кто-то придумал это пресловутое «общее дело». А вот если бы все выполняли свои чётко обозначенные обязанности, тогда был бы полный порядок. Каждый должен нести свой чемодан!