5. Гобелен в России

Пономарёв Евгений
Тень Гобелена:
-Неисповедимы пути, по которым
ведёт нас судьба по фарватеру жизни;
порой преподносит такие сюрпризы,
которые наша душа не приемлет.
Век девятнадцатый благополучно
для нас с гобеленом закончился в Лувре.
В начале 20-го века французы
пытались наладить контакты с Россией…
Какой-то из умников власти в Париже
подал однажды совет президенту –
в виде подарка императрице
нас с гобеленом отправить в Россию.
В Санкт-Петербург гобелен был доставлен,
самим президентом вручён Александре –
Императрице - царице России.
Ей не понравились яркие краски,
особенно красное платье с портрета –
пришлось рассказать ей историю цвета*
*см. Гобелен. Рождение

Царица не русская не разбиралась
в искусстве, особенно декоративном,
поэтому нас с гобеленом забыли,
распорядившись повесить в гостиной,
в которую гости не знали дороги.

Канули в Лету* Петра машкерады*,
бардак и балы Катерины Великой*

Царь Николай иногда напивался
не во дворце – в офицерском собранье,
а утром, стыдливо скрывая похмелье,
уединялся, жену избегая.
Мало кого принимала царица –
фрейлин порой допускала до ручки
тех, что ей новости передавали,
вязала носки для детей, или мужа
и в одиночестве много молилась.
Чаще других во дворце появлялся
некто Распутин – бродяга, мошенник,
мужик продувной из былых конокрадов.
Как он в доверие царское втёрся
понять невозможно, всего вероятней
он был от рождения гипнотизёром.
Сядет бывало Распутин в гостиной
перед царём и царицей в поддёвке,
в смазных сапожищах, воняющих дёгтем
и врёт, что попало, сверкая глазами,
а те под внушением заворожённо
с открытыми ртами внимают бродяге.
Царица особенно благоволила
Распутину, верила каждому слову,
считая Духовным отцом и пророком.

А мы с гобеленом от скуки дурели,
взирая на глупость российских монархов
и часто Париж и Версаль вспоминали
конечно хорошее только, а беды,
лишения были забыты.
Но вскоре сценарий Парижской Коммуны
для русской империи был доработан
и воплощён в постановке на сцене
другим режиссёром на новом этапе.

Начало конца для царицы настало
когда сообщили о том, что Распутин
казнён неизвестными…мне показалось –
царица лишилась рассудка от горя,
она проклинала народ и супруга,
который не может при помощи власти
наладить порядок в своём государстве.
Как видно до них не дошло, что порядок,
который незыблемым долго считали
уже не вернётся в России, а если
вернётся, то очень нескоро,
пройдя революций жестоких этапы.

Однажды царица бродила в гостиной
и вдруг гобелен осветило из окон
огнём возникающих где-то пожарищ.
И мне и царице одновременно
привиделась казнь королевы Марии
при торжествующих толпах народа.
Царица представила вместо Марии
лежащей себя под ножом гильотины
и грохнулась на пол теряя сознанье.
Предчуствие было зловещим, но вещим
хоть способ для казни был выбран попроще
и в тайне от массы простого народа…

Сценарий существенно был доработан –
на сцену в свидетели мы не попали.
А всё остальное почти досконально
подобно Версалю и здесь повторилось-
казнили священников, храмы сносили,
сжигали усадьбы, насильно сгоняли
в колхозы – коммуны, а всех несогласных
ссылали обычно. Короче – рубили
тот сук, на котором веками сидели.
Но нас с гобеленом судьба пощадила
и стали мы здесь экспонатом музея.

На этом прервалась нить, связующая
автора с душой гобелена, но автор
уверен, что приключения гобелена
продолжаются потому, что души бессмертны.