Гибель Лукреции

Леонид Бурдо
Синопсис балета в двух действиях 



      История Лукреции –одна из самых ярких и драматичных в мировом искусстве. Многие великие писатели и художники, от Овидия до Шекспира, от Дюрера до Рубенса,  обращались к этому сюжету. Насыщенность действием, крупные и выразительные характеры, напряженные страсти делают историю о Лукреции благодатным материалом  для творчества.  Одной из последних  удачных работ на эту тему стала опера Бенджамина Бриттена «Лукреция». Гениальная музыка Бриттена может служить в качестве ориентира и для балетной постановки. В частности здесь                можно  использовать и музыкальный  тренд  по стилю и характеру вытекающий из  одного из лучших произведений Бриттена «Военного реквиема».

Кто алчно жаждет чем-то обладать,
Тот все готов отдать, чем он владеет,
Готов он все растратить, проиграть...
Но день зловещий быстро настает,
Весть принося о том, что ты - банкрот!

                У. Шекспир
    
                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

РИМ, 509 г. до н.э.

       УТРО. Царь Луций Тарквиний Гордый с сыновьями отправляет войско  в  поход на осаду и взятие Ардеи. Возглавляет войско родственник Тарквиния - патриций   Коллатин. Войска приветствуют Тарквиния, Тарквиний приветствует  и  напутствует войско. В стороне на небольшом холме  расположилась Лукреция,  жена  Коллатина - дочь консула Спурия Лукреция Триципитина. Она провожает в поход своего любимого мужа. Вместе с ней на холме расположились ее подруги (матроны), и слуги . Коллатин несколько раз выбегает из строя, чтобы попрощаться со своей  женой. Тарквиний внимательно наблюдает за этим прощанием.    Красота Лукреции его поражает.   Войско уходит, Лукреция тихо  подходит к Тарквинию и любезно приглашает его  посетить ее скромное жилище. Тарквиний принимает приглашение.

        ДЕНЬ.  Лукреция с дарами  идет к  храму Юноны. В храме горит огонь. Из темноты  появляются  служительницы храма - жрицы. Они исполняют ритуальный танец, посвященный Юноне. Находящийся в храме Великий понтифик Папирий чутко слушает своего помощника, читающего Индигитамент – список официально утвержденных молитвенных формул.  Слуга понтифика наблюдает за тем, чтобы присутствующие хранили молчание,   дабы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой  молитвы.   Лукреция молится, накрыв голову полой плаща. Неожиданно сверкает молния и раздается раскат грома.  Испуганные жрицы убегают. Во внутренние помещения  храма уходят и все другие служители, поскольку Папирий считает происшедшее небесное явление дурным предзнаменованием.  Взволнованная и опечаленная  Лукреция  взывает к богине,  прося ее расположения

        ВЕЧЕР. В доме Коллатина и  Лукреции переполох. Прибывает Царь и несколько его приближенных.  Слуги спешно накрывают стол. После обмена приветствиями прибывшие гости и хозяйка дома усаживаются за столы.  Тарквиний поднимает кубок в честь хозяйки дома прекрасной Лукреции,   потупив взор Лукреция  подносит царю блюдо с различными яствами.  Приближенные Тарквиния   несколько раз поднимают бокалы, как за здоровье Царя, так и за здоровье хозяйки дома. Рабы и рабыни веселят гостей  различными танцами. После трапезы Лукреция провожает Тарквиния в отведенные ему покои.
    
        НОЧЬ.  Тарквиний пытается уснуть, но не может, он, то вскакивает со своего ложа, то снова ложится. Он мечется по комнате,  раздираемый противоречивыми чувствами: желанием обладать  Лукрецией и пониманием того,   что он многим рискует, обесчестив принимающую его хозяйку, славившуюся на весь Рим красотой и добродетелью.  В конце концов, страстное  влечение берет верх, он пробирается в спальню Лукреции, набрасывается на нее, угрожая оружием,  и, несмотря на ее мольбы  и  яростное сопротивление,    добивается своего, обесчестив  имя семьи Коллатина.
               
                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

      УТРО СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ.  Тарквиний со свитой покидает дом Лукреции, пригрозив ей, что если она расскажет о его ночном визите, он  найдет способ опорочить ее в глазах римлян, выставив ее лгуньей, прелюбодействующей со своими рабами. Лукреция потрясена случившимся. Она бродит по дому, не замечая  окружающее. Наконец, Лукреция   принимает решение - посылает вестников в Рим к отцу и в Ардею к мужу, чтобы те срочно прибыли к ней  с немногими верными друзьями, ибо боги более не расположены к ней и случилось нечто ужасное. 

      ВЕЧЕР. Римские солдаты на привале.  Умудренные опытом солдаты отдыхают. Молодые соревнуются в умении владеть оружием,  силе и ловкости. Несколько солдат готовят пищу на кострах. Коллатин обходит лагерь,  проверяет часовых. Неожиданно прискакал гонец из Рима с письмом от Лукреции. Коллатин читает письмо. Он очень обеспокоен  полученным известием. Предчувствие беды охватывает его. Прекратив инспектировать лагерь, Коллатин надевает доспехи и  приказывает одному из военачальников  замещать его на время его отсутствия.   Луций  Юний Брут  сопровождает своего друга  в Рим.

      УТРО ТРЕТЬЕГО ДНЯ. Лукреция  рассказывает прибывшим  Коллатину, Бруту и подоспевшим  к этому времени ее отцу с товарищем (Публием Валерием) о коварном поступке Тарквиния и, несмотря на  всеобщие утешения, заявляет: “  В свершившемся себя я не виню, но и от кары не освобождаю”. После этих слов она выхватывает спрятанный в одеждах кинжал  и пронзает себе грудь. Потрясенные присутствующие поочередно клянутся  над телом Лукреции  отомстить Тарквинию.  Слуги оплакивают   любимую  госпожу.

       ДЕНЬ.   Юний Брут и Публий Валерий  вносят безжизненное  тело Лукреции  на форум. Впереди с обнаженными мечами идут Коллатин и Спурий Лукреций.  Брут произносит пламенную речь,  убеждая граждан Рима изгнать порочного царя. Римляне, в большинстве своем  любившие добродетельную Лукрецию,  поддерживают Брута. Появляется Тарквиний с сыновьями. Начинается схватка, однако, царская семья не может
противостоять народному гневу.  Большая толпа разгневанных римлян, возглавляемая Коллатином, Брутом и Триципитином прогоняет Тарквиния с сыновьями из Рима, за стенами которого они, в конце концов, найдут свою погибель.

        ПРОВОДЫ ЛУКРЕЦИИ.  Лукрецию одевают в парадные одежды и кладут на носилки, украшенные слоновой костью и покрытые роскошной материей. Praefica , наемная плакальщица, певцы  и музыканты исполняют погребальные песни в честь покойницы.  Похоронное шествие двигается к небольшой площадке, где уже  приготовлен костер, сложенный в виде жертвенника. Носилки укладываются на костер. Присутствующие  бросают в него разного рода жертвенные подарки. Зажигатель подает горящие факелы отцу Лукреции, Коллатину и Бруту. Они одновременно подносят их к костру. Черные клубы дыма поднимаются в воздух; со всех сторон раздаются плач и сдавленные крики,  смешивающиеся со скорбными песнями и заунывными звуками труб.
        По завершению этой печальной церемонии присутствующие на  них римляне, поднимают на руки и несут на форум Луция Юния Брута и Луция Тарквиния Коллатина - будущих консулов Рима. Так начиналась римская РЕСПУБЛИКА