Путь челнока. Далее на запад...

Александр Игнатенко 2
На сей раз,приехав в Варшаву,я решил остановиться в районе Русского рынка.Кроме русских, там можно было повстречать выходцев почти из всех стран СНГ.Подобных рынков в те времена шоковой терапии по всей Польше было великое множество.

Я снял небольшую комнатку на втором этаже трехэтажного дощатого дома.Кроме меня,во второй комнате побольше поселилась группа челноков с Кубани.Когда я пришел,они,уже порядочно выпив,голосили свои казацкие песни,усевшись вокруг уставленными бутылками стола.

Третью комнату занимал хозяин,старый рабочий,почти наполовину согнутый  какой-то,как он пояснил,профессиональной болезнью.Я расположил его к себе,упомянув в разговоре Анджея Вайду,Збигнева Цибульского,Даниеля Ольбрыхского...
-Пан знает,пан умный,-растрогался старый  любитель кино.
Попутно он рассказал мне,что имеет еще двух взрослых безработных сыновей,которые сейчас ждут весны,чтобы принять участие в земляных работах,где,когда сойдет снег, можно будет прилично срубить деньжат.
Жена хозяина гремела посудой на кухне и не сочла нужным выйти ко мне.

Я рассчитался с хозяином за три дня вперед и вышел пройтись по рынку в надежде встретить знакомых,узнать новости и обсудить возможные дела на будущее.Я,не торопясь, обошел почти весь рынок и нашел,что в мое отсутствие он довольно сильно изменился.Появились типовые павильоны вместо рваных палаток,заасфальтировали дорожки между рядами торгующих прямо на на земле,исчезли игроки в наперстки,появились павильоны,снабжающие челноков разной снедью,а главное-почти не стало знакомых лиц земляков.На меня даже накатила легкая волна ностальгии.

 

Я прошелся еще,внимательно осматриваясь вокруг,и неожиданно у павильона под заманчивой вывеской "Кивбасы" заметил стоящую у высокого столика Верку-старую знакомую и коллегу по бизнесу,и к тому же землячку.Она была мала ростом и носила огромные очки с толстенным линзами,придававшие ее лицу совиное выражение.Верка,заметив меня,радостно заулыбалась издалека и,не успев как следует прожевать,выкрикнула с восторгом:
-Привет,пропащий!Знаешь,эти колбаски лучше всякого секса!
-Для секса колбаса нужна потолще и подлиннее,-ответил с солдатским юмором.
-Дурак и не лечишься.Всегда был грубияном.Тебя каким ветром сюда занесло?
-Попутным.Давай доедай и пойдем выпьем кофе ,где потеплее.Там и поговорим.

Верка доела,аккуратно вытерла салфеткой руки и сальные губы,и мы направились в ближайшее кафе.Кафе было просторное,официанта с подносами сновали между столиками,за которыми сидела в основном разбитная и крикливая молодежь.Среди этой джинсовой молодежи я заметил несколько одетых в форму старших советских офицеров,причем возраст этих субъектов явно не соответствовал званиям.Далеко не каждому из них подошел бы даже лейтенантский мундир.
-Это что за клоуны?Откуда у них советская форма?,-спросил я у Верки.
-Когда наши доблестные войска драпали отсюда и из ГДР,личный состав продавал местному населению все, что мог,включая личное оружие.Теперь "пшеки" щеголяют бравым видом перед своими паненками.Стыдоба!

Я заказал коньяк и кофе.Верка совсем не по европейски махнула целую рюмку и не поморщилась.
-Намерзнешься здесь за день,поневоле согреться захочешь,-прохрипела она простужено и принялась,обжигая губы, за кофе.Она действительно сильно продрогла.
-Ты где торгуешь.В общих рядах?-спросил я ее сочувственно.
-Да,шмотками.На аренду палатки денег не напасешься,сам знаешь.А ты?
-Я сейчас здесь по другому делу.Скину"рыжье" и в Германию.Хочу себе "шестисотого мерина" прикупить,надоело на девятке мотаться.Да и не солидно по нынешним временам.
-Круто,-выпучила и без того на выкате глаза Верка,-возьми меня с собой.
-Нет,не могу.Да и документов надо кучу оформлять.Торгуй лучше барахлом:живей будешь.
Тогда заходи в гости,-разочарованно сказала Верка,-я здесь неподалеку.Правда,меня скоро выселят:скоро Рождество.Как следует не постятся,а как Рождество или Пасха-дым коромыслом,всех лишних по боку,жрут и пьют до блевотины.Что,поляков не знаешь?
-Да-а!Дела!-посочувствовал я.Но ничего не поделаешь.Ты посиди здесь,а я схожу,позвоню.Лады?
Я прихватил с собой кейс,который из предосторожности держал все это время между  коленями,и пошел к стойке бара.Спросив разрешения у бармена,я притянул к себе телефон и набрал номер.


-Пан Марек! Дзянкую! Это Алекс.Хочу к вам зайти по интересующему нас обоих делу.
-О!Пан Алекс!Жду с нетерпением,-почти на чистом русском языке ответил мне мой собеседник.Как доехали,как здоровье?
-Спасибо,пан Марек. Все прекрасно.И вам не хворать.Буду через час-два.
Я положил трубку и вернулся к столику.
Верка уже немного порозовела и, прищуривая близорукие глаза,всматривалась в окружающих.
-Вот счастливцы!Сидят ,жируют и никаких дел,-процедила она с неприязнью.
-У них свои проблемы,-заметил я и предложил еще  что-нибудь заказать.
- Еще кофе и чуть коньяку:никак не могу согреться,-слегка стесняясь, попросила Верка.
Я заказал,дождался пока она выпьет,а заодно пожалуется на свою несчастную бабью долю,усугубленную отсутствием наличия законного мужа, и предложил проводить ее домой.Она недвусмысленно хихикнула и согласилась.Мы встали и вышли.Верку слегка покачивало.Я довел ее до двери дома и стал прощаться.
-Не зайдешь?-разочарованно спросила Верка.
-Нет,не могу.Очень спешу.Может,завтра.Пока!

Я вернулся в свое временное убежище,было уже около девяти часов вечера.Челноки с Кубани уже спали у себя в комнате,храпя вовсю в разных тональностях.Часть своего имущества они легкомысленно оставили в прихожей в сумках и рюкзаках.
-Неосторожно!-подумал я и последовал к себе в комнату.По пути заглянул в приоткрытую комнату хозяина.За столом в клубах табачного дыма сидели вместе с хозяином два мордатых парня,очевидно его отпрыски,и наперебой о чем-то спорили.Судя по расставленным на столе незамысловатым закускам и двум бутылкам початых бутылок дрянной польской водки, спор начинал  входить в самую горячую фазу.Среди в запальчиво сказанных слов по польски я особенно явственно различал два:"папо" и "дупа".Мои мои познания в языках простирались недалеко,поэтому я лег спать и заснул,предварительно закрыв дверь на защелку.

Наутро я проснулся от истошного крика хозяина.Я осторожно приоткрыл дверь  выглянул наружу.В прихожей стоял босой и в одних трусах хозяин,потрясал телефоном и делал вид,что немедленно позвонит в полицию и "прокуратору", потому что только они имеют право делать обыск в его квартире.Эти слова он адресовал горе -казакам,которые ,как лунатики, с обалделым похмельным видом бродили по квартире и что-то внимательно искали.Я мигом все понял.Вчерашние гости основательно порылись в вещах постояльцев и, не ожидая розыска по этому делу,смылись в неизвестном направлении.Вспомнив роман И.Бабеля "Конармия", и что делали казаки Буденого с пленными поляками,я счел своим долгом обратиться к  пострадавшим с речью:"Станишники!Времена изменились.Много кровушки не лейте.Себе дороже выйдет.
Затем быстро собрался и от греха подальше убрался из квартиры.Встреча с полицией явно не входила в мои планы.

Я направился к пану Мареку,своему давнему приятелю и специалисту по самым деликатным делам,в том числе и финансовым.
Эдакий польский аристократ с профессорской седоватой бородкой,одетый в элегантный стеганый халат со шнурами,он поспешил мне навстречу с распростертыми объятьями,обдав меня запахом дорогого французского одеколона.
Пан Алекс!Совсем вас заждался!Показывайте-ка ваши сокровища! Он усадил меня за стол красного дерева , чуть ли не приплясывая от нетерпения.
Я раскрыл свой кейс и разом высыпал на стол все свои золотые изделия.
Пан Марек тихо присвистнул,достал из кармана лупу и стал тщательно рассматривать каждое изделие в отдельности.Периодически он повторял:
-Довбже,довбже,довбже!"
Наконец, он спрятал свою лупу,долго еще считал на калькуляторе,безмолвно шевеля губами;на чистом листе бумаги написал некую цифру и протянул мне.
Я прочитал, и цифра мне понравилась.
-Довбже,-в тон Мареку сказал я и протянул руку в знак свершившейся сделки.
Он сделал протестующую мину,возмущенно округлил глаза,полез в буфет и достал бутылку коньяку и рюмки.Мы торжественно выпили стоя и даже расцеловались.
Ничего больше не надо пану?-спросил пан Марек,вытаскивая из сейфа пачки валюты и передавая их мне.Обязательно пересчитайте.
-Нет,нет,я вам полностью доверяю,мы ведь с вами старые добрые друзья,-польстил я пану Мареку,отчего он даже прослезился и, налив еще по рюмке, уговорил меня выпить еще за дружбу.Затем мы трогательно и благожелательно расстались.

В этот же день я решил уехать в Германию.Но прежде я хотел поехать на рынок  и попрощаться с Веркой.Ее я нашел почти сразу,шмыгающей носом от холода и хриплым голосом зазывающей покупателей.Я окликнул ее:
-Вера,кончай "ханловать",пойдем погреемся.
Она жалко улыбнулась:
-Нет,не могу.Напарница заболела,подменить некому.А ты едешь,сегодня?
-Да,сегодня, берлинским.
-Счастливый,-с завистью проговорила она.
Я неловко потоптался рядом,что-то пробормотал утешительное,затем отсчитал триста долларов и ,как можно непринужденнее, засунул ей в карман:
-Это тебе на рождество.Когда -нибудь сквитаемся.Натурой.
Верка опять заулыбалась, и мы расстались.

Вечером я уже клевал носом по европейски тесном вагоне, и  в полусне мне чудился блестяще черный лакированный Мерседес ,на котором я на огромной скорости пожирал километры немецких автобанов.

Примечания.
автомобиль Мерседес.