Курт Воннегут. Сирены Титана

Наина
« Сирены Титана» - это роман о попаданцах на другие планеты, причем о попаданцах не по своей воле.

Как говорит автор, « если космический корабль построен, то должен же на нем кто-то улететь».

Что и произошло с Румфордом, который, как мне кажется после третьего прочтения, просто сбежал от своей жены, Беатрисы.

Вообще, Беатриса появляется в романе гораздо меньше, чем Румфорд, но, думается,не он, а именно она является главной героиней этой книги.

Потому что Беатриса-аристократка, которая больше всего в жизни боялась испачкаться о жизнь, так бы я сказала.

Недаром Воннегут особое внимание концентрирует на портрете Беатрисы в шестилетнем возрасте. В белом платье, в белых туфельках, с белым бантом и с выражением лица , что, не дай бог, она чем-нибудь испачкается.

Соответственно этому она не допустила испачкаться о близость с супругом.

Когда Малаки Констант овладел ею, испуганной и раздавленной, в неизвестном космическом корабле, она оказалась девственницей.

О чем Румфорд сказал Констату Малаки:" Хорош же был ее муженёк, а?"

Румфорд ей отомстил.

И провел Беатрису через испытания, которые в целом выражены в философии романа.

-Самое худшее, что может случиться с человеком,- сказала

она,- это если его никто и ни для чего не использует.

Эта мысль ее успокоила. Она прилегла на старый шезлонг

Румфорда, посмотрела на фантастически красивые кольца Сатурна -

Радугу Румфорда.

- Благодарю тебя за то, что ты мной воспользовался,- сказала

она Константу.- Несмотря на то, что я не желала, чтобы кто-нибудь

ко мне прикасался.

- Не стоит благодарности,- сказал Констант.

В общем, надо радоваться, если нас используют. В противном случае получается, что мы никому не нужны.

Такова философская мысль Воннегута.

Вообще же одной из проблем романа является мысль о непонимании, об отсутствии взаимопонимания.

Именно с этой целью создан автором хроно - синкластический инфундибулум.

А именно место в космическом пространстве, где люди, наконец, нашли точки взаимопонимания.

Румфорд, например, обнаружив, что его использует другая Галактика, возмущен.

Иначе говоря, люди по-разному относятся к использованию их в каких-то целях.

В высшем смысле для Воннегута-человек, который не был использован, просто бесцветная, никому не нужная моль.

Это мысль связана и с образом Боза.

Боз - один из " настоящих командиров» на Марсе, которому не вживили антенну послушания и который как раз правит окружающими, несчастен.

И только попав на Меркурий вместе с Малаки, он находит гармонию.

Поиски гармонии - одна из тем книги.

На Меркурии живут примитивные существа - гармониумы. Они питаются вибрациями. И Боз включает для них музыку с тех кассет, которые у него имеются.

Гармониумы любят Боза , начальника Константа Малаки на Марсе. В свою очередь, Боз проникается к гармониумам совершенно не знакомым для него ранее чувством. Что он кому-то полезен.

Он полюбил гармониумов до такой степени, что, когда появляется возможность улететь с Меркурия, он от нее отказывается. Ради гармониумов. Ради их любви.

Он показывает Малаки одного из них, как две капли воды похожего на всех остальных, и говорит: " Посмотри, какой симпатяга, а?"

Одна из больших проблем этого маленького по объему романа - взаимодействие землян с инопланетянами. В которых человечество почему-то видит только угрозу для своего существования. Но Сэло, робот – пилот, застрявший на Титане из-за поломки, во – первых, страшно расстраивается из-за того, что потерял дружбу с Румфордом. До такой степени, что сам себя разбирает на части, самоубивается. И во-вторых, загадочное послание, которое он обязан доставить на Землю, расшифрованное, не содержит ничего, кроме дружественного: « Привет!»

В общем, по мнению Курта, мы, земляне, на хрен никому не нужны.