Лекция Рош А-Шана

Леонид Шиндер
Мир любит отмечать праздники, и неважно какие: светские, религиозные, национальные или международные.   Праздник – это особое состояние, которое позволяет человеку забыть о своих ежедневных проблемах  и окунуться в атмосферу легкомысленного веселья, а может, торжества и строгости – в зависимости от смысла праздника. И это тоже не важно, потому что самое главное в том, что праздник никогда не встречают в одиночку, иначе это не праздник.

И даже сама подготовка к празднику всегда заставляет нас размышлять о том, в какой компании мы соберемся, или каких гостей мы пригласим, или с кем поедем делать шашлыки на природу.

Но если перспектива собраться в компании является для большинства народов только условием для успешного проведения мероприятия, то у нас, у Евреев, все не как у людей. Ведь наши праздники – это не традиции, связанные с какими-то историческими событиями.
 
Наши праздники наполнены символами, которые не понятны для других народов, да и что греха таить, зачастую не понятны многим, относящимся к народу Израиля.  Эти символики и сам порядок проведения праздников никогда не менялись с начала их установления. Вы спросите почему?

Представьте, что у вас есть знания, которые вы хотите передать людям далекого будущего.  Причем эти знания и современники толком не воспринимают. 2 тысячи лет назад каббалисты блестяще справились с поставленной задачей. Они взяли да учредили ежегодные праздники.

Эти знания через века  посланы нам, нашему поколению, практически оторвавшемуся от своих корней. Давайте попробуем ознакомиться с внутренним смыслом, спрятанном в глубине послания.

Праздники рассказывают и объясняют нам тот путь духовного продвижения, который должен пройти каждый человек. Сегодня Израиль готовится встречать новый год – это наш традиционный еврейский праздник –  «Рош А-Шана». Это не один праздник, а целая цепочка праздничных событий: чтение «слихот», сам новый год, день искупления «Йом Кипур», «Суккот», и завершает все это «Симхат Тора» – радость Торы.

Это традиции нашего народа, которым не все и не всегда следуют, но практически все получали  хоть какую-то информацию о них из различных источников. Давайте вспомним, как вообще начинался этот праздник, историю его появления. Само название Рош А-Шана переводится не просто как Голова Года, а как «начало изменений» (шана – год, шинуй – изменение). А возникновению праздника мы обязаны человеку по имени Адам.

Главный закон мироздания, о котором вы сейчас услышали называется Законом Единства. Ведь то, что открылось Адаму, оказалось совершенно другим миром. Все, что до этого казалось ему разрозненным и не имеющим связи, превратилось в его восприятии в единую систему. Все, что мы наблюдаем вокруг себя – вся природа и мироздание. А все человечество, на самом деле, увиделось ему единым организмом с бесконечным множеством внутренних связей, в котором отведено заранее определенное  место и роль для каждого.

Это новое восприятие реальности, это состояние и есть «Рош А-Шана» – первое и главное изменение, которое должно произойти когда-нибудь с каждым человеком. А потом происходит развитие этого нового восприятия, когда человек не только видит связи между всеми людьми, но учиться использовать их на благо всего человечества. Этим, в принципе, и занимаются каббалисты. И вехами на пути освоения Закона Единства является цепочка всех еврейских праздников.
 
Поэтому в «Рош А-Шана» также отмечают день рождения Адама – рождение человека с новым восприятием мира. 

Мы говорили с вами о том, что постижение Закона Единства, умение пользоваться правилами этого закона – это не только превилегия и знание, данные избранным. Все человечество должно в конечном итоге прийти к раскрытию этого закона и научиться пользоваться им для всеобщего блага и процветания. Но где доказательство этому?

Взгляните на тенденцию развития мира. Мы видим, что хотим мы этого, или нет, но все человечество давно и неотвратимо движется к тотальному объединению. И сегодня мы оказались в глобальном и интегральном мире, где каждый человек влияет на состояние всего мира, и каждый человек зависит от состояния мира.

И взаимозависимость людей настолько всеобъемлющая, что ее уже можно наблюдать, так сказать, «невооруженным глазом». Очень показательна в этом плане книга под названием «Связанные одной сетью» – автор Николас Кристакис. Там описано, например, насколько влияют на человека люди, с которыми он никогда не был знаком и даже не подозревал об их существовании. Его привычки, болезни, успехи или неудачи полностью зависят от других людей.

Без сомнения, мы прийдем к состоянию единства, но почему путь к нему такой долгий, мучительный и болезненный? Посмотрите, что происходит: как только над нами нависает опасность, мы забываем все распри и ссоры, и сразу готовы объединяться и помогать друг другу. Мы готовы даже жертвовать собой ради других. Но как только минует опасность, мы сразу становимся чужими друг другу.

А представьте, что мы едины всегда, и всегда заботимся друг о друге не меньше, чем во дни бедствий. Как вы думаете, нужно ли будет посылать нам свыше бедствия, чтобы научить нас объединяться, если мы захотели и уже научились этому?

Что мешает каждому и всем нам достичь сейчас единства, к которому мы должны все равно прийти в будущеми, и этим прекратить ненужные страдания? Другими словами – как нам уже сейчас раскрыть для себя первое положительное изменение в отношениях между нами, которое называется «Рош А-Шана?

Чтобы хорошо встретить новый год, надо к нему хорошо подготовиться. Ведь не зря гласит пословица – «Как Новый  год встретишь, так его и проживешь»

Наступлению праздника «Рош А-Шана» предшествует целый месяц подготовки. Этот месяц называется Элуль (;;;;), и он совпадает обычно с календарным августом-сентябрем.  Этот месяц не обычный по своему смыслу и сама подготовка к празднику тоже не обычная. Евреи, соблюдаюшие традиции, начинают читать молитвы покаяния – «слихот».

Не правда ли, эта информация приносит некоторое удовлетворение? Действительно, не мешало бы некоторым покаяться во всех тяжких, которые совершались ими в течение года: и воровали, и обманывали, и грабили, и убивали... и много еще чего. Так вот, должен вас разочаровать – это не то, что называется «грехами», и не за это мы просим прощения друг у друга и у самого господа. И не эти грехи, кстати, мешают нашему объединению.

Мы эгоистичны по своей природе. Мы не ходим объединяться, не хотим отвечать за кого-то, переживать за него, думать о нем, заботиться. Нас волнуют только те, кто близки нам по крови, или те, от кого зависит мое благосостояние и благополучие.  Ведь каждый человек рождается, наследуя от родителей, от самой природы желание заботиться только о себе.

Поэтому мало иметь желание войти в гармонию с природой и мирозданием, надо иметь мужество обратиться к Высшей силе природы, чтобы  убрала преграду, мешающую объединению. И весь наш грех в том, что не в состоянии мы даже обратиться за помощью.

И покаяние, где мы просим прощения, – это признание в нашей неспособности объединяться, в нашем нежелании  соединяться с другими. Грех - только в отторжении от единения. Ведь человек готов на все, даже умереть – только бы не соединяться с другими!

Поэтому, первым обязательным этапом встречи  «Рош А-Шана» для человека, пожелавшего измениться, является осознание зла своей природы.  Иными словами – начать встречу «Рош А-Шана» с месяца «Элуль». Кстати, само название месяца говорит нам о многом –  (;;;;) – аббревиатура букв этого слова означает в переводе «Я – к любимому, любимый – ко мне».  ";;; ;;;;; ;;;;; ;;"
Примечательно, что даже символы праздника «Рош А-Шана рассказывают нам о тех условиях, которые мы должны принять для того, чтобы измениться, стать единым народом Израиля.
 
В канун Рош а-Шана прилавки магазинов и рынков заполняют баночки с медом, сверкают румянцем гранаты (Римон) , выстраиваются очереди за свежей, только из пруда, рыбой. Появление этих продуктов на праздничном столе, это не просто дань традиции.

Яблоко – олицетворяет собой нашу эгоистическую природу. Мы кажемся себе такими красивыми, румяными, ароматными. А ведь мы не понимаем, что наше ощущение  самодостаточности отвращает нас от общения с другими, кто «хуже и не такой совершенный».
 
Рыба – мы едим голову рыбы, пожелав друг другу быть в новом году головой, а не хвостом. То есть, не ждать, пока очередные бедствия заставят нас объединяться, а самим начать этот процесс.

Мед – это сладость, которая возникает, если мы исправляем свой эгоизм. Сладость эта куда более сильна и ароматна, чем вкус яблока.

Римон (гранат) – плод, в котором содержится около 613 зерен. Это число совпадает с количеством заповедей в Торе, и указывает на количество испорченых связей между людьми. Исправление этих связей через объединение называется исполнением заповедей.

Перед новым годом принято подводить итоги уходящего года и загадывать желания, на будущий год.

Мы пережили год, в котором мир все больше погряз в войнах и нетерпимости, год, в котором антисемитизм усилился до небывалого уровня. То, что не хватает сегодня миру – это настоящего единства, которое убирает вражду и дарит ощущение любви.

Кто-то должен первым достичь такого объединения и показать этим пример другим народам. И сегодня взор всех народов мира обращен на нас неспроста. Ведь именно наш народ унаследовал от Адама Ришона методику объединения. Написано – десять поколений было от Адама до Ноаха (Ной) и десять поколений было от Ноаха до Авраама.(поколения - передача знаний) А так как наш народ – потомки Авраама, то знание о главном законе мироздания является духовным наследием нашего народа.

Ну а последующие мудрецы-учителя использовали и развивали дальше методику объединения, готовя ее для нашего поколения. И кому, как не нам, потомкам Авраама, принять сегодня эту методику и передать ее всем народам мира.