Чапа 1

Алифтина Павловна Попова
               

Про собак ещё не писала.  У нас были Чугрейка, Чапа, Чипа, Маня, их щенки, которых отдавали в хорошие руки, и у каждой из них есть своя история появления в нашей квартире. Здесь речь пойдёт о Чапе. Живём в городе Мариинске, на севере Кузбасса. Наш микрорайон находится в северной части города, и стоят дома в сосновом бору. От стены дома, в котором я живу до стройного ряда сосен всего-то 20 метров, а дальше растёт сплошной лес.

Однажды в воскресное утро конца ноября 1989 года решили мы с мужем прогуляться на лыжах по лесу. В Сибири живём, поэтому снег уже покрыл довольно-таки толстым слоем землю. Утром проснулись, выглянули в окно. Деревья стояли в белоснежном наряде. Красота! Ночью шёл снег. Лыжи – в руки, пошли в лес прокладывать первую лыжню.

Идём между деревьев: муж – впереди, я плетусь за ним. Места все давно знакомые. Знаем, под каким деревом растут летом грибы после обильных дождей. Вспоминаем грибную охоту, и это радует душу. Много ли надо человеку для радости?

Зимние лыжные прогулки по лесу до сих пор являются у нас давней традицией. Муж и я – бывшие спортсмены, а ныне – пенсионеры. Но речь пойдёт не о нас. Вышли к дороге, ведущей в соседнее село Корики. Каких-либо  следов не было видно на дороге. «Первыми идём», – пошутил муж. Лыжню пробивал рядом с дорогой, и прошли уже около двух километров.

Услышали  непонятный шум, не то был это писк. Прислушались. Тишина. Скользим по снегу дальше. Вышли на открытое место, увидев  мелькание какого-то зверька вокруг ёлочки, направились в ту сторону. Охотничий азарт пробудился. Перед нами открылась такая картина; росла невысокая ёлочка, вокруг неё в снегу был протоптан круг, по которому бегал зверёк, похож был на маленького волчонка. Но откуда? Лисы здесь водятся, но волков встречать не приходилось. Вокруг   места вблизи ёлки каких-либо следов не было. И как мог попасть этот зверёк  сюда,  было не понятно. Маленький лохматый клубок, увешанный снежными льдинками, остановился, заметив нас.

- Ну, щенок, тебе повезло сегодня. Чапай за нами! – сказал муж и повернул лыжи назад.  Мы направились в сторону дома. Я шла следом, а зверёк ковылял за мной. Так мы шли втроём. Я оглядывалась время от времени, заметила, что наша находка отстаёт. Видно было, что он выбился из сил, и я взяла его на руки. Удалила обледенелые куски снега с шерсти, принесла домой, накормила, обогрела, искупала. Уснул бедолага.

Единогласно щенку, похожему на волчонка,  дали кличку «Чапа». В семье появилась радость от общения с животным, а у меня добавилось хлопот при уборке квартиры. Щенок рос, рос, рос и превратился в большую собаку,  с повадками волчицы.  Для мужа была Чапа большой радостью. Более преданной собаки и такой умной больше не было у нас.  В лесу, когда летом ходили с мужем за грибами, не отходила от хозяев, не подпускала  встречных грибников даже близко. Рыкнет сердито, давая знать, – не подходи!  Но главное то, что она не убегала из леса  при звуке выстрела, как это делали другие наши собаки.

Часто вспоминаем случай. Как-то поехали в лес, чтобы проверить появились ли грибы. Шестилетняя внучка сидела на переднем сидении. Стекло с её стороны было опущено вниз.  Чапа в лес ехала впервые, сидела позади мужа. Он вёл машину.  На большой поляне наш водитель снизил скорость, останавливая машину. Собака оттолкнулась от заднего сидения, вытянула всё тело в струну, пролетела над головой внучки и выпрыгнула  из окна машины на траву. Не задела лапами никого и ничего, помчалась в лес, чтобы размяться, но быстро вернулась назад.

Муж уходил утром на работу, Чапа сопровождала его. Он скрывался за дверью проходной комбината, она ложилась на землю и ждала. Если видел кто-то, что собака поднималась и встряхивала шерсть, значит, где-то на территории появился хозяин. Вечером я ждала их. Чапа прибегала, укладывалась под журнальный столик в комнате мужа, на своё место. Хозяин мыл руки, а я ставила что-то вкусное на столик, для перекуса, если до ужина было много времени. Случалось, что муж выходил из ванной, а  Чапа  облизывалась, и от счастья светились её глаза, полакомилась уже едой, ему предназначенной. Тарелка стояла пустая.

Однажды Чапа спасла жизнь человеку. Как-то вечером муж и она ушли в гараж.  Гаражи рядами построены недалеко от домов, а вблизи  есть автобусная остановка.  Сделав в гараже все нужные дела, он возвращался домой. Как всегда она бежала следом за ним, но вдруг  громко гавкнула и побежала назад, только в сторону других гаражей. Он внимания на её лай не обратил,  ушёл домой. Через несколько минут  появилась Чапа и гавкнула за дверью квартиры.

Дальше пишу то, о чём рассказал сосед моему мужу: «Замкнул я гараж, пошёл домой. Подбежала твоя Чапа, встала передо мной, преградила дорогу,  смотрит в лицо и гавкает, потом побежала в сторону гаражей. А я внимания не обратил, пошёл домой. Она вернулась, догнала меня, ухватила зубами мои штаны и тянет назад. Я пошёл за ней, подошли к последнему гаражу, но уже в другом ряду.  Остановилась, оглядывается на меня и гавкает. Подошёл ближе, увидел  мужчину. На улице было холодно, снег выпал. Сколько он там пролежал, - неизвестно.  Как она его учуяла, нашла? Этот ряд гаражей находится не в нашей стороне. Мы там ведь и не ходим. За последним гаражом никто не ходит. Мужчина лежал, спал согнувшись. Я его разбудил, растолкал, отвёл на автобусную остановку, посадил в автобус.

Пьяный был мужчина, шёл домой откуда-то  (потом он рассказал о том, что был на свадьбе). Прошёл через лётное поле аэродрома,  долго шёл совсем в обратную сторону,  заблудился, обессилил, упал,  уснул. Замёрз бы, если бы Чапа не учуяла его. На другой день пришёл  ко мне домой протрезвевший, благодарит за спасение. Я говорю ему: "Это не я тебя спас, нашла и спасла тебя пьяного Чапа, собака Юры Попова. Ты Чапу благодари, если бы не она, так тебя не скоро там нашли бы. Ночью шёл снег, засыпал все следы».

Я уже написала о том, что у Чапы была волчья хватка. Но это моё мнение, которое исходит из того что, когда на пути у неё появлялись кот или кошка, то она хватала их за шею. Мотнёт, бывало,  головой туда-сюда, и всё. Мы не успевали защитить несчастных. За это она и пострадала спустя годы. Хозяин одной задранной кошки угостил Чапу куском мяса, наполненного ядовитым веществом. Интересно то, что хозяин кошки вскоре тоже ушёл в Мир иной, хотя и не был пожилым человеком. Вот такой печальный конец этой истории.