Круг замкнулся. Глава 33

Шафран Яков
ГЛАВА 33

ЧЕЛОВЕК «ВТОРОГО СОРТА»?

   Курилов, и в России занимавшийся предпринимательством, приехал в Америку не на работу устраиваться. Да и кем он мог работать здесь?— рабочим на стройке или продавцом, техником в цехе или компании, в Макдональдсе, прислугой в отеле или рабочим в апартаменте — мелкий ремонт делать и красить, таскать, катать и переворачивать, травку стричь или сантехнику чинить, диспетчером на телефоне или водителем-дальнобойщиком «баранку»  крутить?  Все это его, естественно, не устраивало. А в деловом плане,— кто его здесь ждал? Вот прошло уже две недели, но ничего не клеилось…
   Юля, изначально скептически настроенная в отношении переезда, уже начала заметно нервничать и намекать:
   — Не вернуться ли нам с детьми домой?
   — А дома что?— отвечал Андрей.— Квартира продана, деньги израсходованы.
   — Тут вот пишут,— Юля протянула газету,— что после эмиграции из России в США разводятся около 70% пар,— на ее глаза стали наворачиваться слезы.
   — Все нормально будет, малыш…— промолвил Курилов, а у самого кошки заскребли в душе.
   Можно было, конечно, и в менеджеры в какой-нибудь крупной компании выбиться. Но на это могло уйти много времени. К тому же уже на первых шагах общения с американцами Андрей был шокирован тем, что ему, несмотря,— как он думал,— на неплохое знание языка, это достаточно трудно  дается. Уверенность быстро рассеивалась. Курилов понял, что для работы менеджером и администратором нужен такой уровень, чтобы понимать абсолютно все и говорить,— пусть и с акцентом,— но так, чтобы сказанное правильно понималось собеседником. Никто не будет учить языку, подстраиваться под твое знание или, вернее, незнание его. Если не понимаешь, это твои вопросы, но деловой разговор на этом заканчивается. А чтобы достичь хорошего  уровня, нужно несколько месяцев постоянного общения в американской компании, куда ему не устроиться по определению. И даже потратив годы, деньги, силы на овладение языком и устройство хоть куда-нибудь, но только в коллективную языковую среду, быть до конца жизни человеком второго сорта Андрей не хотел.
   Потому Курилов и искал собственное дело, которое приносило бы достаточный доход в семейный бюджет. В штате, где они остановились, были два десятка более-менее успешных предпринимателей среди почти сотни тысяч русскоязычных соотечественников. И он поставил себе цель — быть среди них!
   Но, чтобы дело «крутилось», нужно платить людям зарплату. Кредит же для этого, не получишь без хорошей истории клиента банка. А где ее взять человеку, если он недавно пере-ехал?

   И вот однажды, читая газету, Андрей  наткнулся на объявление о продаже подержанного автомобиля. Объявление как объявление, он в другое время и не среагировал бы на него — машина ведь у него уже есть. Но в той же газете была помещена фотография большой автомобильной свалки, находившейся недалеко от их города. Что-то щелкнуло в сознании, и Курилов, отложив газету, задумался. Однако думай не думай, а без необходимой информации ничего не придумаешь.
   — О чем мечтаешь?— спросила подошедшая жена.
   — Идея! А почему бы мне не заняться авторемонтом? И голова помнит, да и руки не забыли.
   — Да ты что, милый, здесь уже давно все схвачено!
   — Я не о том,— Андрей показал Юле фотографию свалки.— Видишь сколько вполне нормальных машин?
   — Это по фото ты определил, что они нормальные?
   — Не совсем. Просто я уже достаточно понял психологию американцев. Ты же видишь, сколько вполне приличной мебели выставляется у домов, и сколько чуть поношенной, а порой и новой, одежды сдается в «Сэконд-хэнды»?
   — Ну и?
   — Нужно съездить на свалку и посмотреть. Если я понял все правильно, то, может быть, удастся что-нибудь организовать.
   — В смысле?
   — В смысле ремонта и продажи, Юля, включайся!..
   — Нужно все хорошенько разузнать.
   — Чем я и хочу заняться.

   Лето было в самом разгаре, но нужно было думать об осени, вернее, об устройстве ребят. Оказалось, что в Америке детские сады («предшколы», по-английски — preschool) — только для детей до пяти лет. По достижении этого возраста ребенок обязан посещать специальную группу — нулевой класс («kindergarten») при школе. Это что-то вроде старшей группы российского детского сада, но относится уже к образовательному учреждению. Здесь дети занимаются 3-6 часов в день. А первый класс школы — это аналог подготовительной группы сада в России, там учатся дети, достигшие шести лет.
   Юля первым делом озаботилась устройством Юры в нулевой, а затем и Володи — в третий класс. Им повезло, школа находилась недалеко от дома, где они арендовали квартиру.
   Решив этот вопрос, Юля стала входить в роль американской домохозяйки. Поразмыслив, она решила убираться в доме ежедневно, понемногу, то тут, то там, таким образом поддерживая чистоту и порядок постоянно, чем каждый месяц со-
вершать изматывающие генеральные уборки, как то было в Патрусевске. И час времени в течение дня уделять уходу за собой и своей внешностью. Этому способствовало свободное время, которого у нее теперь было в избытке. Лишь позже Юля узнала, что именно так поступают все неработающие американки.
   Вначале она, по старой привычке, рядилась в старый халат. Но несколько раз, выйдя на улицу, чтобы вынести мусор, ловила презрительно-пренебрежительные взгляды весьма прилично одетых соседок. Как потом выяснилось, в том же виде они хозяйничали дома.
   И еще Юля заметила одну деталь. Соседки первым делом драили все раковины в квартире и следили за тем, чтобы не было грязной и неубранной посуды. Это как бы подтягивает на должный уровень весь порядок в доме и саму хозяйку. На родине замотанная работой, беготней по магазинам, готовкой еды и прочими «обязанностями» женщина добирается до кухонной раковины не каждый день.
   Поддавшись моде, Юля как-то завела даже специальную тетрадку, в которую стала записывать список ежедневных дел, важные телефоны, зоны уборки, необходимые покупки и важные мысли. Но потом азарт «новобранки» иссяк, и каждому списку нашлось подобающее место, соответственно, в календаре и памяти мобильного телефона, в собственной памяти и дневнике (который не вела, кстати, с юности, хотя тяготела к этому занятию всегда).
   Что дало Юле обилие свободного времени?— Возможность быть красивой и радост-ной; наполнять все вокруг себя любовью, вкладывать ее во все: в мужа, в детей, в пищу, в каждый уголок дома; быть хозяйственной, поддерживать дома порядок, постоянно держать в уме, чего сейчас не хватает дома, все ли необходимое есть у детей и мужа, при этом, где можно сэкономить и уложиться в семейный бюджет; по-настоящему, не наскоками из-за нехватки времени и не кое-как из-за усталости, не навязывая и не поучая, через внимание и любовь воспитывать детей, учить их своим примером, ведь от этого зависит, насколько ребенку будет проще в жизни. У Юлии появилось время подготовиться и интеллектуально, и психологически, чтобы успокоить мужа в сложные для него моменты, помочь ему словом, советом или просто доброжелательным молчанием, поговорить с ним по душам, своей интуицией помочь найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. И каждый день чему-то учиться и развиваться самой.

   …Курилов всегда ко всему подходил системно. И на этот раз он, съездив на автосвалку и убедившись, что там большинство автомашин можно — было бы желание — хорошо восстановить, стал собирать информацию по этому вопросу.
   Оказалось, в  США в этом году всего было 250 миллионов автомобилей, а продано — 11 миллионов новых. Такое коли-чество машин вело к множеству  аварий, а из-за этого — к большому количеству свалок, которые здесь делятся на два типа: полного обслуживания и самообслуживания. На первых все просто — говоришь, что нужно, и по базе данных компьютера тебе смотрят, есть интересующее машины в наличии или нет. Если есть, платишь и — вперед. В интернете существует поисковая система для таких свалок, можешь, даже не выходя из дома, найти все, что нужно.
   На свалках самообслуживания все делаешь сам, своими руками. Там нет никакой базы данных, зато все очень дешево.
   Выяснилось, что большинство подержанных автомобилей, при достаточно низкой цене по сравнению с новыми, весьма неплохи, и спрос на них стабилен,  что приносит тем, кто занимается их восстановлением и продажей, небольшую, но стабильную прибыль. Но здесь есть и «подводные камни», например, можно, что называется, «нарваться» на машину с криминальным прошлым — пойди, определи на свалке, кто ее туда выбросил.
   И еще, нужно хорошо знать устройство и особенности эксплуатации автомобилей всех марок,— мало ли какой попадется.
   Андрей поинтересовался, откуда же появляются машины на свалках? Оказывается, что свалки покупают их. Второй источник — страховые компании. Когда цена ремонта приближается к оценочной стоимости автомобиля, его списывают, а владельцу возмещается эта самая стоимость. Хотя владелец может и выкупить свою битую машину у страховой компании, если в ней не пострадали какие-либо ценные детали.   
   Выяснив все эти вопросы, в ближайшее же воскресное утро Курилов отправился на свалку. Выехав на кольцевую дорогу, он  проверил по спидометру скорость — действовало  ограничение — 55 миль (90км) в час. Ничего интересного на шоссе не произошло, да и Боже упаси от происшествий, и через сорок минут он был уже на месте.
   На вывеске текст — и по-английски, и по-испански. Машины стояли под открытым небом и были рассортированы на американские, импортные и джипы. Уплатив на входе символический доллар — чтобы просто так не лазили — Андрей вошел на территорию.
   Он заинтересовался: а если хочется заглянуть под днище автомобиля, как быть, ведь кругом не асфальт, а голая земля, и домкратом ничего не сделаешь? Ему объяснили — есть специальные машины, поднимут авто, положишь под него шины, и потом лежи и смотри сколько нужно.
   И еще интересные детали: оплата здесь только наличкой, никаких возвратов, кредитов и обменов. И табличка висит: «Бесплатная поездка в полицейской машине! — Если вы что-нибудь украдете. С уважением, ваш полицейский участок». Юмористы!
   Конечно, рассчитывать на большую прибыль от такого дела не приходилось, так как все битые автомобили регистрируются в специальном каталоге, и это означает, что даже после восстановления на дилерской станции такая машина будет иметь "черную" биографию и, как следствие, низкую продажную цену. Но ведь и цена покупки ее на свалке самообслуживания — вообще копейки. Так что, даже с учетом ремонта, получится прибыль.
   Узнал Курилов и о недостатках. Так американцы относятся к своим автомобилям примерно так же, как мы — к мусорным урнам. Бензин — какой попало, масло — самое дешевое, а если спросить американца о межсервисных интервалах, он только недоуменно пожмет плечами. Да и ездоки из них такие — давят на педаль, пока машина едет, а потом вызывают эвакуатор. И еще одна беда — на редкость загаженный салон: окурки, пятна от соуса и йогурта, мусор, грязь.   
   У автосалонов и мастерских свой расчет: восстановление своими силами обойдется дешевле, чем на дилерской станции техобслуживания. И поэтому, купив авто на аукционе,  затем запчасти на свалке, можно отремонтировать его и с выгодой продать.
   На аукционах же, как узнал Курилов, «изучать» машину — завести ее, прослушать работу мотора и поездить — не дают.
   Юля, когда услышала об этом, сказала:
   —  Вот наглость, предлагают автомобиль неизвестно откуда, да еще и состояние оценить запрещают. Получается, люди должны кота в мешке покупать, так что ли? Нет, явно мошенничают!      
   — Не горячись, мы в Америке, здесь массового мошенничества быть не может. А аукцион, Юля, можно понять,— возразил ей Андрей,— если каждый захочет изучить понравившуся машину и выбрать что-то получше, то все может затянуться и надолго с возможной путаницей и скандалами.
   — И в итоге?
   — Приходишь на стоянку для того, чтобы поглядеть на  реальный автомобиль, до сих пор виденный только на фото. Гарантий, конечно, никаких, но, как можно понять из американской действительности и психологии, обманывать, как правило,  никто не будет.
   — Докажи!
   — Могу только косвенно — огромный объем реализации подержанных авто через аукционы. Просто русскому челове-ку нынешней, как говорится, формации принять принцип «Поверь и рискни!» трудно.  Поначалу это плохо работает.


© Шафран Яков Наумович, 2015