Посадка в Гандере

Людмила Криворуцкая
                Посадка  в  Гандере ( по следам событий 11 сентября 2001 года)


Вот уже прошло 14  лет  со  дня  трагедии, но кровоточащая рана не  заживает. Но то , что  творится сейчас в  мире , порой  трудно  не  впасть  в  отчаяние. Но иногда  сквозь чёрные  тучи, плачущее  небо, пелену  тумана  прорывается  лучик  солнца , который  согревает  всех  и  порой  появляется  надежда, что  не  всё  потеряно  в этом  запутанном  мире, где  воинствующие  стороны не  находят  согласия.

  В  этом убеждает  реальная  история , рассказанная  безымянной  бортпроводницей  и выложенная  в Интернете.
Утром  11  сентября  2001  года  авиалайнер  американской  компании Delta , выполнявший  рейс  номер  15  из  Франкфурта  в  Атланту находился  над  Северной  Атлантикой  в  пяти  часах  от  пункта  вылета.  Внезапно  из штаб-квартиры компании в  Атланте  поступила  срочная  радиограмма :  всё  воздушное  пространство  Соединённых  Штатов  закрыто  для  коммерческих  полётов,  и капитану  авиалайнера  надлежит  срочно  направиться  на  посадку  в  ближайший  аэропорт.    Ближайшим  аэропортом  оказался  Гандер  в  канадской  провинции  Ньюфаундленд.

  Экипаж начал готовиться  к  посадке.  Тем  временем  из  Атланты  поступило  первое  разёеснение :  несколько  американских  авиалайнеров  угнаны  воздушными  пиратами.  Во  избежание  паники  на  борту  капитан  решил  до  посадки  не  посвящать  пассажиров  в  истинные  причины  изменения  маршрута.  Как  обьясняла  бортпроводница, капитан  обьявил, что  отказал  один  из  приборов  управления  полётом, в силу чего  он  вынужден  посадить  самолёт  в  Гандере,  чтобы  устранить  неполадку.
  Самолёт  приземлился  в  Гандере  в  11:00  утра  по  вашингтонскому  времени.  На  летном  поле  уже  находилось  два  десятка  авиалайнеров  со  всего  мира,  которым  пришлось  поменять  маршрут.  И  каждую  минуту  садились  всё  новые и  новые  самолёты.  Капитан  взял  в  руки  микрофон:"  Дамы  и  господа, вы,  вероятно,  недоумеваете  -  неужели  у  всех  этих самолётов,  заполнивших  лётное  поле  ,  отказал  тот  же  прибор ,  что  и  у  нас.  Нет ,  причина  в  другом."

   Ответом  были  крики  ужаса ,  люди  отказывались  поверить  в  случившееся.  Капитан  сказал,  что  впредь  до  особого  распоряжения  все  должны  оставаться  на  борту.   Спустя  час  на  лётном  поле  канадского  аэропорта  скопилось  38  самолётов,  в  том  числе  27  американских.
   Тем  временем  по  бортовому  радио  стали  поступать  свежие  новости  и  впервые  экипаж  и  пассажиры  узнали ,  что  захваченные  террористами  авиалайнеры  протаранили  обе  башни  торгового  центра  в  Нью-Йорке  и  здание  Пентагона  в  предместье  Вашингтона.  Пассажиры  пытались  дозвониться  домой  по  своим  мобильникам , но  безуспешно,  поскольку  в  Канаде  была  другая  система  мобильной  связи.
   А  вечером  пришло  сообщение , что  башни- близнецы  в  Нью- Йорке  обрушились  и  что  в  Пенсильвании  разбился  ещё  один  -  четвёртый - угнанный  авиалайнер.  К  тому  времени  пассажиры  дошли  до  крайней  степени  физического  и  духовного  измождения,  но  на  удивление  сохраняли  полное  спокойствие.
  В 6  часов  вечера  авиадиспедчеры  поставили  капитана  в  известность ,  что  его очередь на  разгрузку  подойдёт  назавтра  к  11  часам  утра.  Администрация  аэропорта  обещала  тем  временем  предоставить  медицинское  обслуживание,  если  в  нём  возникнет  необходимость, воду  и  туалеты.   Пассажиры  приготовились  к  ночёвке  в  самолёте.

 Утром  около  10 : 30  к  самолёту  подошла  колонна  школьных  автобусов,  началась  разгрузка.  Члены  экипажа  первыми  покинули  самолёт. Они  прошли  пограничный  контроль  и  таможенный  досмотр,  зарегистрировались  в  местном  отделении  Красного  Креста  и  были  отвезены  в  маленький  отель.  Сотрудники  Красного  Креста  сообщили  им ,  что  население  Гандера  составляет  10 400  человек Э  которым  предстоит  как-то  разместить  у  себя  8 000  пассажиров  авиалайнеров .
  Члены  экипажа  авиалайнера Delta 15  узнали ,  что  произошло  с  их  пассажирами, лишь  спустя  два  дня., когда  американские  аэропорты  вновь  открылись  и  они  смогли  вернуться  на  свой  самолёт. 

  Гандер  и  все  окрестные  поселения (  в  радиусе  75 км )  закрыли  все  средние  школы ,  конференц - залы  и  все  просторные  помещения ,  превратив  их  в  общежития.  В  одних  были  поставлены  раскладушки , в других  разложены  спальные  мешки  с  подушками.  Всем  школьникам  старших  классов  было  предложено  в  обязательном  порядке  взять  шефство  над  гостями. 218  пассажиров  этого  рейса оказались  в  городке  Льюиспорт , в 45  км  от  Гандера ,  где  их  разместили  в  здании  средней  школы.  Тем  из  женщин ,  кто  выразил  желание  спать  отдельно  от  мужчин , была  предоставлена  такая  возможность.  Семьи  были  размещены  вместе.  Всех  престарелых  пассажиров  поселили  у  себя  местные  жители.  Молодую  пассажирку, находившуюся на  33-й  неделе  беременности, приняли  хозяева  дома, расположенного  напротив  отделения  круглосуточной  неотложной  помощи.  Для обслуживания  гостей  вышел  на  постоянное  дежурство  зубной  врач  и весь  средний медицинский  персонал.  Поскольку  многие  держали  лекарства  в  чемоданах ,  которые  остались в  самолёте,  местные  медики  тут  же  выписывали  нужные  рецепты ,  и  в аптеке  можно  было  бесплатно  получить  лекарства.  Каждому  из  пассажиров  раз  в день  предоставлялась  возможность  позвонить  по  телефону  или  отправить  электронную  почту  в  США  или  в  любую  другую  страну  мира.

  Местные  пекарни  постоянно  снабжали  гостей  свежим  хлебом.  Жители  готовили  пищу  и  доставляли  её  в  места  содержания  гостей.  По желанию  пассажиров  их  кормили  в  ресторанах.  Каждому  из  гостей  были  выданы  жетоны  для  стиральных  автоматов,  чтобы  они  могли  постирать  свою  одежду.  Сверх  этого  добрые  хозяева  как  могли  развлекали  пассажиров,  чтобы  не  дать  им  впасть  в  уныние.  Их  возили  на  экскурсии :  одни  совершали  поездки  по  окрестным  озёрам , другие  ходили  в  пешие  турпоходы  по  лесным  тропам.   Наконец, когда  открылись  американские  аэропорты ,  пассажиров  привезли в  аэропорт  точно  к  назначенному  времени.

  Пассажиры  не  могли  сдержать  слёз  ,  рассказывая  эти  истории  членам  экипажа.  Когда  они  взошли  на  борт  самолёта,  впечатление  было  такое ,  словно  они  вернулись  из  круиза. Каждый  знал  всех  других  по  имени,  они  обменивались  воспоминаниями  о  своём  пребываниив  Льюиспорте, восхищаясь  его  жителями.  Пассажиры  слились  в  единую  семью,  обращались  друг  к  другу ,  как  к  старым  друзьям,  обменивались номерами  телефонов , почтовыми  и  электронными  адресами.

   В  какой-то  момент  к  бортпроводнице  подошёл  мужчина  средних  лет  и  попросил  дать  ему  возможность  обратиться  к  пассажирам.  Он  сказал , что  было  бы  разумно  создать  специальный  фонд  под  названием " Delta 15 " , который  будет  помогать  школьникам  Льюиспорта ,  оплачивая  их  учёбу  в  колледжах. Он  предложил  другим  пассажирам  жертвовать , кто  сколько  может  в этот фонд. Когда  была  подведена  черта , собранная  сумма  перевалила  за  14 000 долларов.  Инициативный  пассажир ,  который  оказался  врачом  из  штата  Вирджиния ,  обещал  удвоить  эту  суммму из  своих  собственных  средств.   В  конечном  итоге в  трастовый  фонд  было   пожертвовано  свыше  полутора  миллионов  долларов.  На  эти  деньги  134  юных  жителя  Льюиспорта  смогли  получить  высшее  образование. 
 Благослови, Боже, таких  людей , кто  совершил эти  поступки.  Честь  им и Хвала !