Посадка в Гандере ( по следам событий 11 сентября 2001 года)
Вот уже прошло 14 лет со дня трагедии, но кровоточащая рана не заживает. Но то , что творится сейчас в мире , порой трудно не впасть в отчаяние. Но иногда сквозь чёрные тучи, плачущее небо, пелену тумана прорывается лучик солнца , который согревает всех и порой появляется надежда, что не всё потеряно в этом запутанном мире, где воинствующие стороны не находят согласия.
В этом убеждает реальная история , рассказанная безымянной бортпроводницей и выложенная в Интернете.
Утром 11 сентября 2001 года авиалайнер американской компании Delta , выполнявший рейс номер 15 из Франкфурта в Атланту находился над Северной Атлантикой в пяти часах от пункта вылета. Внезапно из штаб-квартиры компании в Атланте поступила срочная радиограмма : всё воздушное пространство Соединённых Штатов закрыто для коммерческих полётов, и капитану авиалайнера надлежит срочно направиться на посадку в ближайший аэропорт. Ближайшим аэропортом оказался Гандер в канадской провинции Ньюфаундленд.
Экипаж начал готовиться к посадке. Тем временем из Атланты поступило первое разёеснение : несколько американских авиалайнеров угнаны воздушными пиратами. Во избежание паники на борту капитан решил до посадки не посвящать пассажиров в истинные причины изменения маршрута. Как обьясняла бортпроводница, капитан обьявил, что отказал один из приборов управления полётом, в силу чего он вынужден посадить самолёт в Гандере, чтобы устранить неполадку.
Самолёт приземлился в Гандере в 11:00 утра по вашингтонскому времени. На летном поле уже находилось два десятка авиалайнеров со всего мира, которым пришлось поменять маршрут. И каждую минуту садились всё новые и новые самолёты. Капитан взял в руки микрофон:" Дамы и господа, вы, вероятно, недоумеваете - неужели у всех этих самолётов, заполнивших лётное поле , отказал тот же прибор , что и у нас. Нет , причина в другом."
Ответом были крики ужаса , люди отказывались поверить в случившееся. Капитан сказал, что впредь до особого распоряжения все должны оставаться на борту. Спустя час на лётном поле канадского аэропорта скопилось 38 самолётов, в том числе 27 американских.
Тем временем по бортовому радио стали поступать свежие новости и впервые экипаж и пассажиры узнали , что захваченные террористами авиалайнеры протаранили обе башни торгового центра в Нью-Йорке и здание Пентагона в предместье Вашингтона. Пассажиры пытались дозвониться домой по своим мобильникам , но безуспешно, поскольку в Канаде была другая система мобильной связи.
А вечером пришло сообщение , что башни- близнецы в Нью- Йорке обрушились и что в Пенсильвании разбился ещё один - четвёртый - угнанный авиалайнер. К тому времени пассажиры дошли до крайней степени физического и духовного измождения, но на удивление сохраняли полное спокойствие.
В 6 часов вечера авиадиспедчеры поставили капитана в известность , что его очередь на разгрузку подойдёт назавтра к 11 часам утра. Администрация аэропорта обещала тем временем предоставить медицинское обслуживание, если в нём возникнет необходимость, воду и туалеты. Пассажиры приготовились к ночёвке в самолёте.
Утром около 10 : 30 к самолёту подошла колонна школьных автобусов, началась разгрузка. Члены экипажа первыми покинули самолёт. Они прошли пограничный контроль и таможенный досмотр, зарегистрировались в местном отделении Красного Креста и были отвезены в маленький отель. Сотрудники Красного Креста сообщили им , что население Гандера составляет 10 400 человек Э которым предстоит как-то разместить у себя 8 000 пассажиров авиалайнеров .
Члены экипажа авиалайнера Delta 15 узнали , что произошло с их пассажирами, лишь спустя два дня., когда американские аэропорты вновь открылись и они смогли вернуться на свой самолёт.
Гандер и все окрестные поселения ( в радиусе 75 км ) закрыли все средние школы , конференц - залы и все просторные помещения , превратив их в общежития. В одних были поставлены раскладушки , в других разложены спальные мешки с подушками. Всем школьникам старших классов было предложено в обязательном порядке взять шефство над гостями. 218 пассажиров этого рейса оказались в городке Льюиспорт , в 45 км от Гандера , где их разместили в здании средней школы. Тем из женщин , кто выразил желание спать отдельно от мужчин , была предоставлена такая возможность. Семьи были размещены вместе. Всех престарелых пассажиров поселили у себя местные жители. Молодую пассажирку, находившуюся на 33-й неделе беременности, приняли хозяева дома, расположенного напротив отделения круглосуточной неотложной помощи. Для обслуживания гостей вышел на постоянное дежурство зубной врач и весь средний медицинский персонал. Поскольку многие держали лекарства в чемоданах , которые остались в самолёте, местные медики тут же выписывали нужные рецепты , и в аптеке можно было бесплатно получить лекарства. Каждому из пассажиров раз в день предоставлялась возможность позвонить по телефону или отправить электронную почту в США или в любую другую страну мира.
Местные пекарни постоянно снабжали гостей свежим хлебом. Жители готовили пищу и доставляли её в места содержания гостей. По желанию пассажиров их кормили в ресторанах. Каждому из гостей были выданы жетоны для стиральных автоматов, чтобы они могли постирать свою одежду. Сверх этого добрые хозяева как могли развлекали пассажиров, чтобы не дать им впасть в уныние. Их возили на экскурсии : одни совершали поездки по окрестным озёрам , другие ходили в пешие турпоходы по лесным тропам. Наконец, когда открылись американские аэропорты , пассажиров привезли в аэропорт точно к назначенному времени.
Пассажиры не могли сдержать слёз , рассказывая эти истории членам экипажа. Когда они взошли на борт самолёта, впечатление было такое , словно они вернулись из круиза. Каждый знал всех других по имени, они обменивались воспоминаниями о своём пребываниив Льюиспорте, восхищаясь его жителями. Пассажиры слились в единую семью, обращались друг к другу , как к старым друзьям, обменивались номерами телефонов , почтовыми и электронными адресами.
В какой-то момент к бортпроводнице подошёл мужчина средних лет и попросил дать ему возможность обратиться к пассажирам. Он сказал , что было бы разумно создать специальный фонд под названием " Delta 15 " , который будет помогать школьникам Льюиспорта , оплачивая их учёбу в колледжах. Он предложил другим пассажирам жертвовать , кто сколько может в этот фонд. Когда была подведена черта , собранная сумма перевалила за 14 000 долларов. Инициативный пассажир , который оказался врачом из штата Вирджиния , обещал удвоить эту суммму из своих собственных средств. В конечном итоге в трастовый фонд было пожертвовано свыше полутора миллионов долларов. На эти деньги 134 юных жителя Льюиспорта смогли получить высшее образование.
Благослови, Боже, таких людей , кто совершил эти поступки. Честь им и Хвала !