Незабудка. Здравствуй, старость

Александр Раков
Александр Раков
        ЗДРАВСТВУЙ, СТАРОСТЬ
У архиепископа Иоанна Сан-Францисского Иоанна(Шаховского) (1902-1989) есть стихотворение, начало которого я хорошо запомнил: Здравствуй, старость, утро новой жизни, Запах зимней зелени еловой. Здравствуй, старость, малое оконце, Где сияет жизни вечной солнце…

Честно говоря, я всегда думал, что старость начинается где-то после семидесяти, а до того живи-поживай и добра наживай. Но жизнь показала, что всё в ней иначе. То, что мы с детства болеем и выздоравливаем, испуга не вызывает. Правда, таблички на кладбище говорят о другом: к Богу отправляются в любом возрасте. И до солидных лет доживают немногие.

Неприятно мне, неприютно,
безпричально и безкаютно,
некупейно и безплацкартно –
нет билета «туда-обратно».
21.02.88.
 
«Старость приходит внезапно, как снег. Утром вы встаёте и видите, что всё бело». Ж.Ренар. Проблемы старости я почувствовал где-то после шестидесяти: хронические болезни только усилились, появились новые, стала сдавать память и не хватать сил на то, что раньше делал шутя. Приходится тратить кучу времени на очереди к врачам и даже больницы: деваться некуда. Мудрости с годами не прибавляется, это миф, зато появляются проблемы, о которых раньше не думал: как подняться на четвёртый этаж, пронести тяжёлый рюкзак, приобрести удобную палку для ходьбы, непременно отдохнуть часок днём и постараться выспаться ночью. Попробовал показать внучке, как хорошо я стреляю в тире, но подарка для неё выиграть не смог: мушка расплывчата, а мишеней вообще не вижу. «Дедушка, ты же обещал для меня приз!» - удивилась девочка. Куда там…
 «Для глупца старость – бремя, для невежды – зима, а для человека науки – золотая жатва». Ф.Вольтер. Некоторые старики пытаются остаться молодыми, не сбавляют нагрузки – и часто внезапно умирают; другие постепенно отстают от веяний современной жизни, уходят в себя и мучаются ужасно. Думаю, нет человека, который считал бы все поступки в своей жизни правильными. Наоборот, большинство казнит себя за напрасно прожитую жизнь. Мучает неизбывная вина перед родителями.

О, как бы жизнь начать сначала?
    Во мне ещё ведь столько силы!
Но как бы жизнь не научала,
Всё ж ничему не научила…
17.07.82.   
 
Внезапно возникает вопрос наследства. Интеллигент страдает, кому передать уникальную библиотеку, которую он собирал всю жизнь, а теперь она может оказаться на помойке. Прекрасную коллекцию стихотворных книг, собранную поэтом Вадимом Шефнером (1915-2002), как раз и ждала эта участь.
Старики, нажившие материальное богатство, заранее написав завещание, частенько оказываются в домах престарелых, чтобы не мешали наслаждаться жизнью его цветущим детям. Конечно, далеко не все твои кровные столь безсердечны, и большинство стариков счастливы жить с детьми и внуками: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его; ибо нет избавляющего». (Пс.71,9-11).
Православные смиренно принимают старость, зная, что смерть – переход в иную жизнь.
Замечено, что с возрастом люди становятся добрее; другие замыкаются в себе; третьи – их, слава Богу, не так много - злятся на всех и вся и трудно умирают.
Мне повезло, что не остывает желание писать, хотя теперь само творчество приносит физические страдания: «Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья». Цицерон. Истинная правда! Оторвать себя от дела, которому ты посветил часть жизни, накопил безценный опыт, который оказался столь необходим именно теперь – значит, стать мертвецом при жизни.

       ЛУЧШЕ ПОСТОЮ
В трамвае уступили место,
И я на это место сел:
Какие могут быть протесты? –
Почтенный возраст - мой удел.
Случается довольно редко
Такой вот ощутить почёт,
Когда воспитанная детка
Подумав, нехотя встаёт.

Подруга глазки опустила
Отнюдь не чувствуя стыда:
«Зачем ты старика пустила?
Ах-ах, седая борода!
Пока мы молоды, красивы,
От жизни будем только брать.
Свои беречь нам надо силы
И ничего не уступать!»

«Твоё напрасно занял место, -
Сказал девчушке, - не браню.
Стоять с народом мне не тесно,
Я, правда, лучше постою».

«Нет безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста». Сенека.