Пламя гнева над Трансваалем...

Николай Бичехвост
  Уважаемые друзья!  В издательства Мамонова В.В (г. Ярославль) вышел роман "Дольф-герой бур".  Помещаю свою   статью к  нему. 

                Сынов у меня семеро,
                Двоих уж нет в живых.
                И за свободу борются
                Пять юных остальных.               
                Народная песня
 
                Суровы и хмуры… с винтовками буры.
                А. Ахматова

 
        Шелестят паруса, свищет ветер и слепит глаза безбрежная даль океана. А на палубе  сыны гордой Германии вглядываются в синеющий горизонт, свое заманчивое будущее Среди них герой нашей повести Дольф Фишер.   

          В те дерзкие времена стяги колониальной Англии, Франции и Германии вызывающе развивались в саваннах Африки, джунглях Индии, лесах Северной Америки. Страны  посылали своих сыновей попытать удачи и богатства  в  заокеанских владениях.
               
          Ах, Африка… Сколько мальчишек бежало туда. Какие мечты будоражили их!
         «С охотой на львов, с рассветами в песках Сахары, плотами на Нигере, свистом стрел, неистовым гамом обезьян, и мраком непроходимых лесов. Там опасности ждали нас на каждом шагу. Мысленно мы уже много раз умирали от лихорадки или от ран за бревенчатыми стенами форта, слушая жужжание одинокой пули, вдыхая запах мокрой ядовитой травы, глядя воспаленными глазами в черное бархатное небо, где догорал Южный Крест».

        Бурно шло овладение южных пределов мира. И где, как не там, было место молодым дерзаниям, отваге и мужеству.

        Так и Дольф из портового Гамбурга попадает к разбогатевшему в бурском Трансваале дяде Г.Фишеру, и начинает бойкую жизнь коммерсанта.   
         Однако не суждено сбыться его  торговым задумкам. Вдали  угрожающе  заклубился дым второй войны с англичанами, жаждущими полностью подчинить бурские республики Трансвааль и Оранжевую.

           Как мы помним, открытие золотых месторождений  в Южной Африке возбудило приступ золотой лихорадки. Он был яростнее, чем до и после в Калифорнии, на Аляске и в Сибири. В схватку за золотые прииски, алмазные копи и  жесткую власть над Черным континентом, вступила нахрапистая  «Владычица морей». Великобритания спала и видела покоренными буров – и накатила на них войной.  Армады ее кораблей утюжили океаны, доставляя тонны  вооружения и  уйму солдат,  залихватски горланивших: 
                День-ночь, день-ночь – мы идем по Африке…

         И вот Дольф в отряде буров выполняет рискованные задания. Здесь же, плечом к плечу, сражаются  добровольцы  из Германии. Представьте,  что сотни немцев на свой страх и риск добрались на край света из «фатерланда», и в схватках с английскими частями  заслужили репутацию мужественных бойцов.
         Наш молодой Дольф, проявляя человеколюбие и смелость, несмотря на ранение, напрягается во всех замысловатых  ситуациях. Согласитесь, что это было не просто в условиях боевых действий!

          Сколько препятствий пришлось ему преодолеть, чтобы уберечь  от гибели бурскую семью Томпсон с миловидными дочерьми. И все с Дольфом  горевали по выкошенным смертью восьмерым сыновьям  фельдкорнета Муйден. В других семьях звучало и так:
                А младший сын в тринадцать лет просился на войну,
                Но я сказал, что нет, нет, нет  – малютку не возьму. 
   
      А сколько сил потребовалось Дольфу на устранение проходимца и преступника англичанина Вильямса, похитившего с бандой кафров алмазы семьи Томпсон, оплакивавшей отца! 
 
           Тогда среди прибывших к бурам более 2500 добровольцев слонялись толпы авантюристов  и  мошенников. Гремя шпорами, эти  «деятели» обирали правительство Трансвааля,   наживались на перепродаже полученных для боев оружия и лошадей. Они ринулись, «точно шакалы хищные на пир кровавый, - возмущался русский доброволец, - у большинства из них было темное прошлое, многих из них вероятно на родине разыскивало правосудие».

           Рядом с Дольфом  воевали европейские  волонтеры, у «которых трепетала жилка удали и молодечества, облагороженная рыцарским порывом помочь, спасти слабого и угнетенного. Многие из них пали в бою, и кости их белеют теперь на горах и равнинах знойного Трансвааля или затянуты илом на дне мутной Тугелы».

        Дольф с этими безвестными героями отличается в тех краях в смертельных  вылазках и атаках. Проявляя высокую порядочность, выносит с поля боя друга своего, но неприятеля, раненого английского офицера Фрея.

         Суровых буров поражали хладнокровием русские добровольцы, спасая своих раненых. Как командир отряда Ганецкий, который выносил их на себе  из-под шквального огня.  Будущий председатель Госдумы А.Гучков получил ранение и был брошен бурами. Узнав о том, капитан Шульженко ползком добрался до Гучкова и на плечах дотащил его в лазарет, хотя его ранили в локоть.

          За буров сражалось свыше двухсот добровольцев из России. Одни из отрядов волонтеров возглавлял полковник Е.Максимов. За неимоверную храбрость он был провозглашен бурами  фехт-генералом. Генерал Л.Бота, с которым Дольф встречается на военном совете, говорил, что подобного офицеру Максимову  он «не только не видел, но и не воображал». В боях семь русских офицеров были убиты, многие  ранены.
   
         Мужает, взрослеет в этой среде молодой Дольф. Честный и энергичный, он защищает новую родину, помогает слабым, не признает расовых предрассудков,   бича той эпохи. Дольф открыто дружит с черными кафрами, неграми и они вместе  дерутся  против  общего врага, англичан-захватчиков. Заметим, что  это было  весьма смело  во времена заядлой расовой неприязни и вражды.

         Певец величия Англии  писатель Р.Киплинг рьяно провозглашал:

                Несите бремя белых,-
                И лучших сыновей.
                На тяжкий труд пошлите,
                За тридевять морей.
 
                На службу к покоренным
                Угрюмым племенам,
                На службу к полудетям,
                А, может быть, к чертям.

           Хотя буры, это «один из самых стойких, отважных и неукротимых народов, когда-либо обитавших на земле», признавал  их противник и участник войны,  писатель Конан Дойл. Но бог войны Марс, коварен и многолик.
      
          В конце повествования мы вместе с Дольфом переживаем жестокость сражений, поражения и панику разбитых бурских отрядов. Однако даже после сдачи  своих столиц буры не опустили руки с карабинами и с взрывчаткой.

         Пламя народного гнева  разгорелось в вельдах и горах!  Ибо владычество англичан на этой земле стягивалась на шее буров все туже, с чем не смиряются Дольф и его сотоварищи. 
          И  поднялась страшная партизанская война буров-ополченцев!

          С кровавыми засадами, подрывами железных дорог, мостов и военных баз. С успехами и потерями английской армии, с выжженными карателями дотла тысячами ферм и домов, заключением в концентрационные лагеря-кладбища  более ста тысяч буров. Мир вздрогнул! Ураган  войны зазвонил в похоронные колокола. За колючей проволокой  погибло свыше 20 тысяч  мирных женщин и детей.  Фашистам будет с кого брать с пример.  Но это уже другой рассказ.

          В военной жизни Дольфа проходит отважные бурские генералы, как П. Кронье, Л.Бота и другие. В окруженном бурами Кимберли мечется поджигатель этой войны англичанин С.Родс. Он алчно и умно контролировал  мировое производство алмазов и золотодобывающей промышленности в Южной Африке.

           Как непредсказуемы оказались впоследствии их судьбы!  Генерал Кронье, будучи главнокомандующим войсками Оранжевой республики, был окружен английскими войсками и капитулировал. О,Боже! От несгибаемого Кронье   ожидали гибели в бою, но не сдачи в плен. Бурский генерал Х.Девет горевал: «какое ужасное впечатление произвела эта сдача… На всех лицах выражалась мертвенная придавленность, полная потеря мужества».

           Кронье с женой и штабом был  доставлен в концлагерь на остров Св. Елены, где томился более двух лет. После возвратился в Трансвааль.
          Л.Бота, трансваальский  главнокомандующий,  по окончании войны в 1902 году, в отличие от Кронье, стал сотрудничать с англичанами. Впоследствии  он премьер-министр Южно-Африканского Союза - британского доминиона, с английскими колониями и бывшими бурскими республиками. 
         Сесиль Родс, «южноафриканский Наполеон», скончался рано, в страшных мучениях. Пик его популярности сник на фоне неудачной войны с бурами. Великого авантюриста, рвавшегося к мировому господству Великобритании и порабощению буров, африканцев, захоронили в созданной  им  Родезии, вдали от родной Англии.  Думал  ли он о таковом?..
                Легкой жизни я просил у Бога,
                Легкой смерти надо бы просить… 

  А возле обороняемого бурами Блумфонтейна высится  ныне обелиск в память погибших в концлагерях женщин и детей с надписью «Нашим героиням и любимым детям». 

         На территории православного храма в ЮАР  заложена часовня   о погибших в англо-русской войне русских добровольцах. В г. Утрехте установлен памятник русскому офицеру Л. Покровскому, смертельно раненому в этой войне. Памятник увенчан каменной статуей почившего. «Он добровольно отдал жизнь за угнетенный народ», - выбито навечно на постаменте. Здесь же возведена   стена  в честь участников той войны. На ней  высечены имена около 90 русских, сражавшихся за буров. В этой  южной стране   умеют   беречь память героев-волонтеров, пусть они из далекой  вьюжной северной России.

         В  венок истории  борьбы народов Африки  за  независимость  вплетены и  имена  героев этого повествования. И как в любом историко-приключенческом романе, реальная  правда здесь увлекательно переплетена с вымышленной судьбой и приключениями доблестного Дольфа.   
 
         Автором этого романа значится К.Вильденштейн, но это псевдоним. В действительности его написал  немецкий писатель А. Оскар Клаусманн. Он под   разными псевдонимами  издавал свои многочисленные сочинения исторического, авантюрного, детективного, военного и другого жанра.

         Родился  Клаусман в 1851 году в Бреслау. Его жизнь и литературный труд пришлись на периоды тяжких сражений  и катаклизмов в Европе, включая Первую мировую войну. Эти события и нашли отображение в его главных произведениях.
       Шагая в ногу с драматической современностью, Клаусманн создает цикл остросюжетных романов на бушующие вокруг войны, в т.ч. завоевательные, колониальные. 

     Клаусманн не случайно пишет об  угнетении Германией туземцев  Юго-Западной Африки.
 Он был сыном своего времени и  видел, как  Германия  упорно становилась колониальной державой. Тогда ее власти поощряли белых колонистов, отнимавших земли у местных племен. Однако те подняли восстание, убивая поселенцев. Германия направила в свою колонию   тысячи солдат. В беспощадной битве  племена  потерпели  поражение. Выжившие пытались спастись через пустыню Калахари,   но  многие погибли. В  Юго-Западной Африке оставалось около 25  тыс. аборигенов,  в основном женщин и детей.  Их  поместили в концлагеря, как  и англичане  буров.  Множество  заключенных погибло. 

          Клаусманн не мог пройти мимо ужасов кровопролитной русско-японской войны. Так появились его романы «На полях сражений Маньчжурии» об участии  в ней молодых немцев, «При обстреле Ялу», об осаде Порт-Артура. В книге«Верные братья по оружию»,  он живописал о подвигах австрийцев, венгров и немцев в Первой Мировой войне.
    
         Писатель умело увлекал читателей то в роковую эпоху извержения Везувия и гибели Помпеи, то древних Нибелунгов,  то в приключения на воздушном шаре к Северному полюсу и глубины подземных шахт. Он описывал так же детективные, криминологические истории и темы. 
         Скончался О.Клаусманн в разгар Первой мировой войны, в 1916 году во взбудораженном  Берлине. И тогда, увы, было не до него.               
         Однако после него остались неравнодушные и остросюжетные книги, которые переиздаются до сих пор.

          Немецкие писатели-романтики, хотя и не нюхали пороха в англо-бурской  войне, сразу почуяли золотую жилу. К. Фалькенгорст, отточивший перо на приключениях крепких немцев на Черном континенте, известный  «Африканским кожаным чулком», сочиняет  романы о  той войне, не отставали от него плодотворные Александр Ниман, Софья Верисгофер, Е. фон Барфус и  другие.
    
          Наверное, не всякому известно, какие невероятные тайны той войны хранят российские  архивы, ранее засекреченные! Недавно в Москве изданы  труды о англо-бурской войне глазами русских подданных, в 13 толстых томах.   И я взахлеб зачитывался ими, увлекательно изложенными!
           Сколько захватывающих историко-приключенческих романово русских добровольцах, разведчиках  и медсестрах  таятся в них и ждут пера своего одержимого писателя!   
 
        Роман «Дольф-герой бур»  вышел в Санкт-Петербурге в переводе с немецкого в 1900 г. в разгар той смертоносной войны. Он стал в один ряд с вольнолюбивыми сочинениями  Г. Ферри,  Майн Рида, Жюль Верна, Эмилио Сальгари  и других писателей. Ведь на Черном материке только зарождалось освободительное движение от бремени колонизаторов.

           Очарование этой захватывающей книги - в горячем сочувствии бурам,  а в их лице, к  любому народу, смело бьющемуся   за свою свободу в наши дни.
          Давайте прислушаемся… Это над  зелеными вельдами и равнинами, Драконовыми горами несется и звучит песня вольнолюбивых буров:
                Вперед, друзья! Пусть веет знамя!
                Конец былым скорбям!
                Хвала бойцам, в груди их пламя!
                Близка свобода нам!
                Свободы час, свободы час,
                Свободы час придет для нас!

         Война еще не закончена! Грохочет 1900 год. Пламя гнева пылает над сражающимися республиками Оранжевой и Трансваалем!