***

Данькова Валентина
Выстояли
Таганроженка Анна Савельевна Самсонова родилась в 1916 году в селе Крючки, Харьковской области, прошла долгую и трудную дорогу жизни, женщина, у которой среди боевых наград - Орден Великой отечественной войны и медали: «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
- Семья наша была большой, семеро детей. – Вспоминает Анна Савельевна. – Родители умерли от тифа, когда мне было 5 лет. Детский дом, ФЗУ. В 1935 году приехала в Таганрог к старшей сестре, работала токарем на Комбайновом заводе. Время тогда было такое, что молодёжь тянулась к знаниям, а у меня после смерти родителей была мечта лечить людей.
И мечта её осуществилась, она поступила в Медицинский техникум и успешно окончила его в 1939 году. Скоростные курсы в Ростове по борьбе с малярией, и Анна Савельевна – фельдшер, заведующая противомалярийным пунктом Весёловского района.
- Участок был огромный, работы много. – Вспоминает Анна Савельевна. – Замуж вышла, постепенно налаживалась жизнь, а тут – война. Сначала мобилизовали мужа, а 22 августа призвали и меня...
Она попала в 178 полк войск МВД по охране особо важных объектов, местом его дислокации был Сталинград. Воинская часть, в которой служила Анна Савельевна, охраняла почту, телеграф, Тракторный завод.
- Бои были ожесточённые, а я – фельдшер роты. Раненых было много… - Анна Савельевна замолкает, на мгновение закрывает глаза, кажется, что она там, в далёком 1942… - Лёгкую контузию я получила тогда, а так ничего. Выстояли…
Когда стало ясно, что перевес на стороне советских войск, её полк отозвали в Москву, переформировали и отправили на дальний Восток.
- Где мы только не были. Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Находка, Ворошиловск… Демобилизовали меня в 1947 году в звании «старший лейтенант медицинской службы», в должности «фельдшер батальона». Мой первый муж погиб в самом начале войны. А здесь я встретилась со своим вторым мужем. Он был родом из Ульяновской области. Там я и работала 16 лет фельдшером, но по Таганрогу скучала всегда. Стал он мне второй родиной.
Она вернулась в полюбившийся город в 1963. Устроилась на работу в Городскую поликлинику №3, работала фельдшером на Лакокрасочном заводе. Многие рабочие помнят внимательную сердечную «фельдшерицу». Когда вышла на пенсию, работала в активе Совета ветеранов поликлиники, добротой и участием согревала одиноких и немощных. К 10-ти боевым наградам добавились юбилейные, ей присвоено звание капитана медицинской службы. В свои 90 лет она старалась сама обслужить себя, имела отменную  память.