Гибралтар, город на скале. Великобритания-Испания

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - на фоне Гибралтарской скалы со стороны Испанского города Сан-Роке; городской фонарный столб на фоне крепостной башни;  Флаги Гибралтара и Великобритании на Гибралтарской скале; мартышки - символ Гибралтарской скалы;  Гибралтар, Великобритания.



Побывать на Гибралтаре было нашей давнишней мечтой, ещё со времён "Клуба кинопутешествий" с Юрием Сенкевичем. Поэтому, находясь на длительном отдыхе в местечке Пинеда-де-ла Фронтера у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании, решили обязательно посетить и Гибралтар, находящийся от нас всего в 70 км.

Наш гид, испанец Альберто, которого мы привлекали сопровождать нас на своём авто по Андалусии, наотрез отказался сопровождать нас в Гибралтар. Да это и понятно - как истинный испанец. Испанцы вот уже ровно 300 лет ведут переговоры с Великобританией о возврате его Испании. И 300 лет испанцы игнорируют за это англичан и английский язык.

С чем мы и правда столкнулись в Андалусии - даже в известных ресторанах официанты знают по-английски только счёт до десяти, и несколько ключевых фраз. О чём я с удивлением сообщила Альберто. Поэтому Альберто, давая нам указания на счёт Гибралтара, не мог не съязвить в мой адрес. Мол, там-то уж точно наговоритесь на английском!

Предупредил он также нас и о том, что без визы Испании о нашем переходе границы во владения Соединённого Королевства и обратно, у нас могут быть проблемы.

Дело в том, что визы Великобритании и шенгенская виза Испании у нас были. Но испанцы, в силу конфликта из-за Гибралтарского полуострова, могут заартачиться и не впустить нас обратно на испанскую территорию, а выслать в Соединённое Королевство. Благо, с визами всё обошлось, и молодой испанский пограничник запомнил наши лица, и выпустил нас обратно с улыбками и без предъявления документов.

Гибралтар (с населением 100 тысяч человек) через сухопутную границу посещают немногие - работающие испанцы из Сан-Роке и одиночные туристы, вроде нас. Основная масса туристов прибывает на круизных лайнерах с Гибралтарского пролива.

Итак, с раннего утра мы заказали такси и отправились в однодневное путешествие. Альберто предупредил нас, чтобы мы постарались перейти границу обратно не позднее 17-00, так как таксисты после пяти вечера не соглашаются везти туристов в такую даль, как Сосновое побережье. Ибо потому, что возвращаться обратно на ночь глядя им придётся порожняком, а это не выгодно.

Рабочая жизнь в этих местах прекращается после окончания рабочего дня - все отдыхают на пляжах, в парковых зонах и уличных кафе. Жара, и потому таков уклад жизни. В чём мы и сами убедились позже, возвращаясь из Гибралтара - всё песчаное побережье маленького городка Сан-Роке к вечеру заполнилось горожанами.

Окрестности близ океана изобилуют ветряками - последнее время они стали приносить ощутимый доход владельцам земель, наравне с оливковыми плантациями.
И, если оливки надо ещё переработать, или куда-то пристроить, то электроэнергия нужна всегда и всем. А ветер с Атлантики дует всегда и бесплатно. Мы даже обратили внимание, что многие пахотные земли переустраивались под ветряки - велись монтажные работы.

Дорога в этих местах проходит не федерального значения, соединяя столицу Андалусии Кадис с Гибралтаром. Далее, от Гибралтара до Малаги идёт федеральная трасса - вдоль побережья, и очень живописная.

Вот и Гибралтарская скала появилась из-за застроек городка Сан-Роке. Водитель высадил нас на стоянке такси, далее нам предстоял путь своими ногами. Благо, дорога до погранпоста одна, проложенная вдоль песчаного перешейка.

Время близилось к 9 утра, к погранпосту спешили испанцы, работающие в  Гибралтаре - в основном обслугой. Гибралтар - одна из самых богатых территорий ЕС. Оно и понятно, сегодня все коренные жители колонии работают в сфере финансовых услуг, обслуживания морских путей и интернет-казино. Поэтому надо думать, уровень их жизни довольно высок.

Хотя рядом, в 10 км от Сан-Роке находится большой испанский город Альхесирас, а на побережье между ними располагается крупнейший нефтеперерабатывающий завод. От которого глубоко в море уходят рукава-трубы - к нефтеналивным танкерам. Но проблема трудоустройства испанцев в этих местах остаётся серьёзной.

Далее наш путь лежал к подножию Гибралтарской скалы. И проходил он прямо через взлётную полосу для самолётов, которая из-за недостатка равнинной земли проложена прямо поперёк перешейка, соединяющего Гибралтар с большой землёй. Который в этом месте укрепили, подсыпав песка, и получилась взлётная полоса длиной один километр. Для современных лайнеров - достаточно.

До 1985 года на Гибралтаре базировались военно-морские силы Великобритании, что и было основой гибралтарской экономики. А между Испанией и Соединённым Королевством велись ожесточённые споры из-за Гибралтара. Испания даже закрывала границу на суше - с 1969 года по 1985 год. Это известно из официальных источников.

Для Великобритании же эта колония была наиболее важным владением на Средиземноморье, и ключевым портом кораблей, следующих в Индию через Суэцкий канал. Поэтому Великобритания уже 300 лет отстаивает свои интересы здесь, получив Гибралтар в качестве коронной колонии в 1713 году, во время войны за испанское наследство.
 
Вот и мемориал, на барельефах которого изображена история Гибралтара, от первых неандертальцев, обнаруженных в каменоломнях скалы, до времён Второй Мировой войны. В 1848 году в каменоломнях скалы был найден хорошо сохранившийся череп неандертальской женщины, всего второй такой в мире.

Учёные предполагают, что, возможно, именно здесь было место их последнего обитания, прежде чем исчезнуть 24 тысячи лет назад.

Письменной же истории Гибралтара около трёх тысяч лет. Здесь, на побережье, были поселения финикийцев, греков, карфагенян и римлян. В те времена на полуострове никто не селился, здесь было место поклонения богам. А скала, считается, была одним из двух Геркулесовых столбов.

После падения Римской империи Гибралтар стал частью королевства вестготтов, а в 711 году оказался под властью мавров. Мавры и организовали здесь первое поселение с названием Джебель Тарик (Гора Тарика), впоследствии образовавшем современное название Гибралтар.

В 1160 году маврами на скале был возведён укреплённый город. Остатки которого сохранились до наших дней. На фоне самой старой башни крепости на фото - современный уличный фонарь, без особых изысков. Вообще освещение старых улиц - скромное на перетяжках, либо просто подсветка с уровня второго этажа. В современных кварталах города - вот такие фонари, как на фото.

Есть ещё кварталы, построенные с помощью современных технологий прямо на воде. И там подсветка современная, как во многих современных городах. Особого значения освещению города не придаётся. Куда важнее - современное градостроительство на воде.

Участков суши для застройки почти не осталось, а строительство на скале - дело опасное. Здесь сейсмически активная зона. Современные улицы растут прямо в море - они возвышаются над водой на сваях.

Кстати, это тема для обсуждения в бесконечном споре испанцев с колонийцами. Испанцы, занимающиеся морским промыслом в бухте Гибралтар, обвиняют англичан, проживающих в Гибралтаре, в том, что своим градостроительством на воде они нарушают экологию моря. Из-за чего рыбы и моллюсков в бухте становится всё меньше. Вот такая бесконечная грызня, которая освещается в местной прессе.

Мы же тем временем входили в зону жилых застроек Гибралтара. Первое, что бросилось в глаза - флаги Гибралтара и Великобритании, которыми обтянуты многие балконы домов, обращённых в сторону испанского берега.

Таким образом местные жители говорят, что это их волеизъявление, их выбор, быть в составе Объединённого Королевства Великобритания. Повторюсь, спор за обладание полуостровом не прекращается уже много веков. Только за 500 лет испанцы предпринимали 14 осад Гибралтара!

Старые улицы со старинными постройками вьются вверх по каменистым отрогам скалы. Рядом с постройками уживаются вековые деревья, огромных размеров фикусы с мелкими листочками, каштаны, фиговые деревья, даже дубы и пальмы. Всё это огорожено, за всем этим ухаживают местные жители.

Мне же действительно было приятно размяться в своём "посредственном" английском, спросив дорогу у проходящей мимо женщины. Она (к моему удивлению!) очень хорошо меня поняла, мы с ней поговорили немного о красоте Гибралтара, и она указала дорогу к фуникулёру, поднимающему туристов на смотровую площадку на скале.

Мы были приятно удивлены местному населению - это либо англичане, переехавшие сюда жить из-за тёплого климата, выйдя на пенсию, либо оставшиеся здесь после расформирования военных баз семьи военнослужащих. Либо индусы, владеющие местными бутиками ювелирных украшений и товарами из Индии. Предки которых волей судьбы были закинуты на эту скалу.

Практически на всех углах были выставлены незамысловатые изделия с индийской символикой, яркой расцветки из тончайшей ткани. Времени у нас было в обрез, поэтому я быстренько схватила попавшиеся на пути два платья в виде сари и несколько платков и шарфиков для подарков. Цена приятно удивила, за всё я заплатила около 30 евро. В жару такие вещи просто незаменимы!

Расчёты там производятся как в евро, так и в английских фунтах. А граждане Гибралтара являются гражданами ЕС и Великобритании. Поскольку в 1973 году Великобритания присоединилась к ЕС вместе с Гибралтаром, как коронной колонией. Именно так, коронной колонией, как указано во всех официальных источниках.

Поднявшись в гору по узким улочкам города, увидели место посадки туристов на фуникулёр. Удивило, что туристов мало - человек 12. Вероятно, круизные лайнеры ещё не подошли в порт. Нас это порадовало, мы не любители сутолоки и толпы.

Вот и кабинка, обтянутая металлической сеткой, как раз рассчитанная на такое количество людей. При подъёме вверх открывался вид на Гибралтарский пролив и бухту, это было просто изумительно красиво!

Внизу - крыши Гибралтара, а напротив, на той стороне бухты - испанский город Альхесирос, чуть правее - предприятие нефтепереработки. И везде на Гибралтаре  флаги, как внизу, у домов и зданий, так и на скале. Первое, что увидели, это опять два флага рядом. А ещё мартышки, макаки-резус, которые являются здешними обитателями столько лет, сколько и английская корона.

Даже существует пословица, что Гибралтар будет до тех пор английским, докуда там будут жить макаки.

Не успел фуникулёр остановиться, как макака-самец запрыгнул на решётку кабины и затрещал. А всех, кто выходил из неё, обнюхивал на предмет съестного. Многие туристы знали об этом и предусмотрительно запаслись бананами и апельсинами.

С высоты более 600 метров открывался прекрасный вид. Вид с одной стороны, западной, я уже описала. А с другой стороны, восточной, простиралось бескрайнее Средиземное море, в котором, как маленькие букашки-таракашки, стояли на рейде баржи и корабли, дожидаясь своей очереди на погрузку или разгрузку, либо на проход через пролив в Атлантический океан.

В этот момент я и сфотографировалась с этой макакой. Обезьяна сидела на парапете в задумчивости, возможно, размышляя, как мелок человеческий мир с высоты. А возможно, подсчитывая количество кораблей и таможенные доходы. Шучу.

С южной стороны, в дымке, виднелся Африканский берег, горная вершина мыса Альмина. До Африки и Марокко здесь всего около 15 км, и место это считается одним из самых узких мест в Гибралтарском проливе.

"Оторвались" мы, как всегда, в местном сувенирном магазинчике. Для подарков и для себя было выбрано множество маек и бейсболок, магнитиков и тарелок - аж на 350 евро. У меня с собой были лишь пятисот евровые купюры, поскольку я заранее изучила, что в Гибралтаре можно купить. И мои предстоящие покупки были не дешёвыми.

Удивило то, что у кассирши не оказалось сдачи! Мы были удивлены. В таком посещаемом месте, при наличии в продаже изобилия сувениров - и нет сдачи в 150 евро. Хотя, город небольшой, а магазинчик частный. Может, у хозяина такие правила, не брать крупные купюры.

И пока мы думали, как быть, в бутик вошли две наши соотечественницы. Они с большим удовольствием обменяли мои 500 на мелкие. Девушки из России плыли с Мальорки на круизном лайнере на Канары.

Девушки, как и мы, тоже были удивлены тому, что на лайнере мало русских туристов, всего человек 40. Только вернувшись из той поездки домой, мы узнали, что разразился мировой финансовый кризис.

Пора было спускаться в город, и мы отправились к фуникулёру. А там нас уже опять поджидали мартышки. Завидев наши сумки с сувенирами, бросились к ним. Один проворный самец успел разодрать пакет, и из него посыпались магнитики. Понюхав добычу, с грустью отошёл в сторону.

На том наше знакомство с хвостатыми обитателями Гибралтарской скалы и закончилось. Судя по хватке и сноровке, мартышки ещё долго будут там обитать!

Времени для возвращения в Испанский Сан-Роке оставалось мало. А мне надо было посетить ювелирный салон - только здесь можно было купить настоящий розовый жемчуг из Индии, и об этом я знала из интернета.

Выбрали салон, хотя здесь всё миниатюрное, и салон - это громко сказано. Бутик, квадратных метров эдак 15, принадлежал приятному немолодому индусу. Здесь же, на втором этаже, располагался его дом. Римская застройка городов была и здесь налицо.

Бутик не был роскошным, в том понимании, как мы привыкли. Просто витрины, вдоль стен и на стенах. Изобилие индийских изумрудов, сапфиров и рубинов, но мне тогда нужен был именно розовый жемчуг. Около часа длилась наше "шопингование", параллельно осмотру мы с хозяином обсудили многие темы, в том числе и семейные. Его дети живут в Англии, ведь, как бы там ни было, Гибралтар всего лишь маленький городок на окраине Европы.

И жизнь здесь довольно скромная. А молодёжь не желает жить скромно. Что ж, проблема поколений, отцов и детей, есть везде.

После покупки выбранного колье хозяин выдал мне сертификат - для меня и для таможни. Он тоже подтвердил, что пограничники здесь очень придирчивы к пересекающим границу.

Распрощавшись с хозяином салона, отправились к границе. Но нас не досматривали, и даже не посмотрели документы - испанский пограничник сказал, что нас запомнил, и с улыбкой пропустил. О чём я уже написала в самом начале.

По времени мы уложились, на стоянке такси ещё были машины. Довольные, что мы удовлетворили любопытство путешествующих странников, вернулись в свой отель, где нам ещё предстояло провести 10 незабываемых дней.

Продолжение: 
"Мыс Тарифа. Испания" - http://www.proza.ru/2015/10/07/892